Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Еврейские Книги на русском языке Online

     
   

ответ и продолжает: "Благословен Ты, Г-сподь, Б г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды во-х народов и даровавший нам Свою Тору! Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!"

После чтения отрывка из Торы он прикасается кистью "цицит" к тому месту, на котором закончилось чтение, целует ее и благословляет: "Благословен Ты, Г-споль, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь! Благословен Ты, Г-сподь, даюший Тору!"

Принято, чтобы вызванный к Торе не отходил немед-] ленно после чтения его отрывка, но оставался около! свитка Торы до того, как закончат чтение следующее за ним отрывка. Таким образом, около свитка Горы3 всегда находятся три человека: вызванный к ней, чтец и габай (староста) синагоги.

После чтения Торы двум из молящихся оказывается честь поднять свиток Торы, чтобы показать его всем, и свернуть его. Это очень высокая честь - поскольку наши мудрецы говорят: "Служение Горе выше, чем изучение ее".

Человек, вызванный поднимать свиток Горы, поднимает его раскрытым - так, чтобы видны были три колонки текста, - и. поворачиваясь на месте, показывает его всем молящимся, стоящим вокруг "бимы", которые говорят: "И вот та Тора, которую дал Моше сы нам Израиля.'"

Поднявший Тору садится, и второй еврей, вызванный для этой цели, свертывает свиток, обвязывает его полосой ткани, завязывая ее узлом, который разрешается развязывать в субботу, и надевает на свиток Торы его одеяние - "парохет" (иди "меиль"). В это время принято произносить молитву, начинающуюся словами: "Да будет воля Твоя, Отец наш небесный.,." и заканчивающуюся так: "Братья наши, весь Дом Израиля, находящиеся в беде и плену - будь то на море или на суше! Всевышний сжалится над вами и выведет вас из теснин на простор, из мрака - на свет, из порабощения - на свободу сейчас, вскорости, в самое ближайшее время! И скажем: аменГ

Следует указать, что мальчик, достигший возраста

84

"бар-мицва" (13 лет), не должен ждать субботы, чтобы первый раз в своей жизни быть вызванным к Горе. Его должны вызвать к Горе в ближайший к его дню рождения понедельник или четверг.

Если в синагоге есть человек, отмечающий в этот день годовщину смерти одного из своих близких, его тоже вызывают к Торе.

После молитвы "И придет избавитель в Сион" свиток Торы возвращают на его место в "арон кодеш". Ха-зан провозглашает: "Да восхвалят имя Г-спода, ибо лишь Его имя превознесено над всем!", а община отвечает, продолжая стих: "Великолепие Его - и на земле, и на небе! Мощь народа Своего Он укрепил - слава всем, кто любит К го, сынам Израиля, народу, который Он приблизил к Себе! Восхвалите Б-га!"

Тот, кто был вызван к Торе последним, должен проводить свиток Торы по его дороге обратно к "арон кодеш", остальные молящиеся идут вслед за ним, воздавая честь Торе. При этом принято целовать свиток Торы. В »то время говорят 24-ю главу из книги Теги-лим: "Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля и все. что на ней. Вселенная и все ее обитатели..."

В тот момент, когда свиток Горы возвращают в "арон кодеш", молящиеся говорят: "А когда Ковчег останавливался, Моше говорил: Вернись, Г-сподь ми риалов тысяч Израиля! Восстань на месте покоя Твоего -Ты и Ковчег могущества Твоего! Священнослужители Твои облачатся в праведность, а любящие Тебя возликуют. Ради Давида, служителя Твоего, не отвергай помазанника Твоего! Ибо добрый урок Я вам дал - Тору Мою не оставляйте! Древо жизни она для тех, кто следует ей. и счастлив тот, кто ее храпит. Пути ее - пути блаженства, и па всех дорогах ее - мир. Верни нас, Г-сподь. к Себе - и мы вернемся; обнови дни паши как встарь!"

ЗАВЕРШЕНИЕ МОЛИТВЫ "ЩАХАРИТ"

После "Тахануна" мы читаем еще три раздела молит вь' "Шахарит": "Счастливы находящиеся в Храме Тво

85

ем" ("Ашрей"). "Хвалебная песнь о Давиде" (главу 20-ю книги ТеГилим, которую не читают в праздники и радостные дни) и "И придет избавитель в Сион", где сплетены воедино различные [штаты из Письменной Торы.

Затем хазан произносит "Полный кадиш". и перед завершением "Шахарит" мы прочитываем ту главу Теги л им, которую в этот день недели левиты пели в Храме. Затем читают "Кадиш ятом" те, кто обязаны это делать, и мы переходим к восхвалению единства и исключительности Всевышнего - гимну "Нет никого, подобного нашему Б-гу".

Перед самым завершением "Шахарит" мы повторяем отрывки из Тал мула, где говорится о благовониях, которые воскуряли в Храме в честь Всевышнего, и после нескольких цитат из Тегилим находящиеся в трауре говорят "Кадиш дерабанан". После него хазан снова провозглашает: "Благословите Г-спода благословенного!", а обшина отвечает: "Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!" Этот призыв не произносят по понедельникам и четвергам, когда его слышат из уст тех, кого вызывают к Торе.

Молитва "Шахарит" заканчивается гимном "Алейну": "Наш долг - восхвалять Владыку всего..." Традиции приписывает создание этого гимна Йегошуа бин Нуну после падения стен города Иерихон. После "Алейну", завершающей собой и "Шахарит", и "Минху", и "Ма-арив", также произносят "Кадиш ятом".

Бытуют разные обычаи, касающиеся добавлений к молитве "Шахарит". В большинстве общин принято сразу после того, как мы снимаем "талит" и "тфилин", читать "Десять заповедей", "13 принципов веры", сформулированные Рамбамом, "Шесть напоминаний" О событиях, происшедших на заре существования еврейского народа.

86

ОСТАЛЬНЫЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ МОЛИТВЫ

МОЛИТВА "МИНХА"

Установление этой молитвы приписывается нашему праотцу Ицхаку, на что содержится намек в Торе: "И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле" (Брейшит, 24). Она соответствует жертвоприношению, которое совершали в Храме во второй половине дня.

Есть два срока для этой молитвы.

Возьмем для примера световой день, который продолжается ровно 12 часов - с 6 часов утра до 6 часов вечера. "Минху" можно молиться через 6 с половиной часов после восхода солнца - то есть в этот день начиная с 12:30. Молитва в это время называется "Мин-ха гдола", то есть "Большая Минха", потому что до захода солнца остается еще много времени.

С девяти с половиной часов после восхода солнца начинается время "Малой Минхи" ("Минха ктана" на иврите), то есть в такой день - с 15:30. В принципе, нужно помолиться "Минху" до 4:45, т. е. до середины времени от начала "Малой Минхи" до наступления ночи. Однако для того, чтобы облегчить нам исполнение этой заповеди, законоучители продлили время, когда можно молиться "Минху", до захода солнца. Таким образом, стало возможным молиться "Минху" и "Маарив" почти подряд, с небольшим перерывом между ними.

Следует отметить, что перед каждой молитвой надо совершать омовение рук. Этим мы освящаем себя перед началом служения Творцу.

"Минха" состоит из следующих частей: "Ашрей", "Шмонэ-эсрэ", повторение "Шмонэ-эсрэ" хазаном, "Та-ханун" и "Алейну".

Наши мудрецы подчеркивают особое значение молитвы "Минха" и говорят, что время ее - время особого благоволения Всевышнего, когда Он охотно принимает молитвы народа Своего, Израиля. Намек на это они видят в рассказе о состязании пророка Элиягу со жрецами Баала на горе Кармель (Млахим I, 18:36,37): "И было: в то время, когда в Храме возносится "Минха"...

87

приблизился пророк ЭлияГу и сказал: ...ответь мне, Г-сподь, ответь мне! И узнает этот народ, что Ты, Г-сподь. - Б-г, и вновь обратишь Ты, их сердца к Себе!

Эта молитва пророка ЭлияГу была благосклонно принята Всевышним, как сказано об этом далее (Млахим I, 18:39): "И увидел это весь народ, и пали все нип, и вскричали: "Г-сподь -Он Ь-г! Г-сподь - Он Б-г!"

регулярный: занятия торой, "ежедневный лист", "ежедневная миш на" и "ежедневная

ГАЛАХА"

Принято посвящать промежуток времени между молитвами "Минха" и "Маарив" изучению Торы - чтобы исполнением этой важнейшей заповеди соединять око[ чание дня с началом ночи.

После второй мировой войны распространился обычай учить в это время две "мишны", предназначенные для изучения в этот день, в память шести миллионов жертв Катастрофы. Ьольшинство погибших в Катастрофе не оставили в этом мире того, кто скажет по ним "Кадиш". Буквы ивритского слона мишна - те же, что образуют слово нешама, "душа". Это означает, что изучение Мишны в память о покойных приносит особое благо их душам.

Если каждый день изучают две "мишны", то всю Мишну заканчивают в течение шести лет. В наши дни принято прибавлять к изучению "ежедневной мишны" также "ежедневную галаху". Этот порядок изучения не столь упорядочен, как изучение Мишны, - некоторые учат "Кипур Шулхан арух" {"Краткий Шулхан арух") вместе с кодексом "Мишна брура" ("Выясненная Мишна") - это наиболее глубокое изучение "ежедневной галахи"; другие изучают книги "Хаей адам" ("Жизнь человека") и "Хохма г адам" ("Мудрость человека"); есть такие, что учат только "Кицур Шулхан арух".

Изучение ежедневного листа Талмуда началось с Рош-Гашана 5684 (1923) года по инициативе раввина [. Люблина и одного из духовных руководителей ев-

рейства того поколения раби Меира Шапиро. По его предложению во всех еврейских общинах во всем мире началось изучение Талмуда - по одному листу в день. Это изучение, с одной стороны, стимулирует ежедневное изучение Торы, а с другой - духовно объединяет весь народ Израиля, где бы он ни находился, в изучении одного и того же отрывка Талмуда. Кроме того, в результате этого нововведения начался новый подъем изучения этой части Торы, изучения, находившегося в то время в упадке.

Яаков, праотец наш, находясь по дороге из Беэр-IIIевы в Харан, установил порядок вечерней молитвы "Маарив". Время ее начинается с наступлением ночи -то есть с того момента, когда мы можем увидеть на небе три звезды средней величины. Лучше всего молиться "Маарив" именно в это время, однако можно сделать это и позже - до полуночи. В крайнем случае можно молиться "Маарив" до наступления рассвета, ибо случалось, что в Храме всю ночь до рассвета на жертвеннике догорали части жертвоприношений, не успевшие сгореть днем.

"Маарив" состоит из "Шма", "Шмонэ-эсрэ" и "Алей-

ну".

Благословения, предшествующие чтению "Шма" и следующие за ним, отличаются от утренних и формой, и содержанием: после ответа на призыв "Благословите Г-спода благословенного", с которого "Маарив" начинается, произносят два благословения - одно "длинное", другое "короткое". "Длинное" начинается так: "Благословен. Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, по слову Которого наступает вечер...", и заканчивается так же: "Благословен Ты, Г-сподь, по слову Которого наступает вечер". Содержание этого благословения -восхваление могущества Всевышнего, сотворившего свет и мрак. Второе благословение, "короткое", начинающееся словами "Любовью вечной возлюбил Ты народ Свой..." и заканчивающееся словами "Благословен

г

Ты, Г-сподь, любящий народ Свой, Израиль", говори! об исключительности народа Израиля, которому Все вышний даровал Тору.

После прочтения "Шма" также следуют два благословения - оба "короткие". В первом из них - "Истин но и достоверно" - центральное место занимает чудо освобождения из Египта; оно заканчивается словами "Благословен Ты, Г-сподь, спасший Израиль!". Второе - "Дай нам, Отец наш, с миром отойти ко сну" - молитва об избавлении от венкой беды и несчастья. Это благословение заканчивается словами "Благословен Ты, Г-сподь, охраняющий народ Свой, Израиль, вечно!". В субботы и праздники окончание этого благо Словения другое.

Чтобы подчеркнуть важность прочтения молитвы "Шмонэ-эсрэ" вместе с "миньяном", Галаха предписывает человеку, опоздавшему к началу "Маарива" и заставшему обшину уже молящейся "Шмонэ-эсрэ". туг же присоединиться к ней и произнести "Шмонэ-эсрэ" вместе со всеми - а уж потом вернуться к "Шма".

ЧТО ДЕЛАТЬ ТОМУ, КТО ЗАБЫЛ ПРОЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ЕЖЕДНЕВНЫХ МОЛИТВ?                                               :

Если человек нечаянно или в силу каких-либо особых обстоятельств не прочитал одну из ежедневны\ молитв, он обязан наверстать упущенное, когда будет молиться следующую по очереди молитву. Например. если он не успел помолиться "Минху", а время ее ужо прошло, в молитве "Маарив" он должен прочитать "Шмонэ-эсрэ" дважды. Если пропущена "Минха" в пятницу, то в молитве "Маарив" оба раза следует прочитать субботнюю "Шмонэ-эсрэ" - несмотря на то, что ее текст отличается от текста пропущенной будничной "Шмонэ-эсрэ". Если же он забыл помолиться "Минху" в субботу - в "Маарив" на исходе субботы оба раза следует прочитать будничную "Шмонэ-эсрэ", несмотря на отличие ее текста от текста субботней "Минхи".

Если же человек пропустил молитву умышленно -исправить дело нельзя.

90

ЧТЕНИЕ "ШМА" ПЕРЕД СНОМ

День прошел. Приближается время сна.

Тора предписывает нам читать "Шма" два раза в сутки, однако принято перса сном еще раз прочитать эту молитву - чтобы закончить день словами Торы и выражением веры в то, что, засыпая, мы вручаем свою душу Всевышнему на хранение.

Чтение "Шма" перед сном - это собрание молитв, отрывков из Горы и книги ТеГилим и, в частности, благословение "Гамапиль" - "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, смежающий сном глаза мои..." Заканчивается оно так: "И сделай так, чтобы ложе мое было совершенным прея Гобою, и верни свет глазам моим наутро, чтобы не уснул я мертвым сном. Благословен Ты, Г-сподь, озаряющий весь мир славой Своею!" После произнесения этих молитв нельзя уже ничего говорить, так как мы хотим закончить наш день выраженной в этом благословении надеждой.

Еврейская этика требует от нас подводить итоги нашей духовной жизни не только раз в году, накануне Йом-Кипура, но ежедневно. Минуты, когда читается "Шма" перед сном, - исключительно подходящее время для того, чтобы окинуть взглядом все происшедшее за день и принять решение: то, что было сделано хорошего, следует укрепить и приумножить, а то, что было сделано плохого, следует исправить. Наши мудрецы советуют каждому из нас внимательно анализировать свои поступки и постоянно отдавать себе отчет в содеянном, подводить итог всем нашим поступкам.

91

т

ЗА С Т О Л О М.„

ИЛИ: "И БУДЕШЬ ЕСТЬ, И НАСЫТИШЬСЯ, И БЛАГОСЛОВИШЬ..."

И сказал ангел мне: "Вот стол, стоящий пред Г-сподом".

(Йехезкель, 41:22)

Каждый, кто пользуется этим миром, без благословения, - словно грабит Всевышнего и весь Израиль.

(Брахот, 35)

В предыдущей главе мы говорили о духовных потребностях человека. В этой - будем говорить о по-требностях материальных.

Как известно, иудаизм отвергает аскетизм и запрещает поститься без необходимости. Наша религия отнюдь не пренебрегает материальными потребностями человека. Напротив, она придает чрезвычайную важность правильному, регулярному питанию - и в особенности необходимости есть утром.

Даже назир, человек, давший обет воздержания от вина, по истечении срока своего обета обязан был принести в Храме искупительную жертву. За что он приносит искупительную жертву? За то, что отказывался от вина. Ведь Всевышний сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека, и получается, что человек, дав обет быть назиром, отвергает милость Всевышнего!

Наша вера говорит о заповедях Торы: "И живи ими". То есть мы не должны отстраняться от тех даров этого мира, которые Тора разрешает нам использовать.

Вместе с тем мы должны приложить все усилия, чтобы избежать того, что может повредить нашему здоровью. Повеление Торы "и очень берегите себя рати души вашей" - это краеугольный камень Палахи, повеление, оказывающее влияние на все сферы нашей жизни. Пикуах нефеш, спасение жизни еврея - устранение тени опасности для жизни еврея - отменяет все запреты и повеления Торы, включая законы субботы и Йом-Кипура.

Однако иудаизм не видит в удовлетворении потребностей тела самоцели. Тело рассматривается лишь как форма, вне которой не может существовать н нашем мире душа - самая сущность еврея. Внимание, оказываемое телу, можно сравнить с вниманием, которое оказывают верному стражу великого сокровища - животворящей души человека.

Итак, не следует главное выдавать за второстепенное, а второстепенное - за главное, уделяя большее внимание удовлетворению запросов тела, нежели души.

Ксли человек верен принципу, согласно которому

95

Ш

потребности его тела являются не самоцелью, но лишь средством, приводящим к настоящей цели - полноценной духовной жизни, - то к еде, питью, сну и прочим потребностям своего тела он относится как к обязанностям, которые налагает на него Галаха.

Поэтому пророк называет наш стол "жертвенником"-еда оказывается действием, олицетворяющим храмовое служение Всевышнему, принесение жертвоприношений. В правильном отношении к пише есть нечто от самого высокого служения Творцу, исполнения долга хранить тот образ, который Он даровал человеку.

В свете вышесказанного ясно, что во всем, что связано с принятием пищи, есть множество ограничений. Совсем не безразлично, что, когда, сколько и каким образом есть, какие благословения произносить до еды и какие - после. Все эти вопросы и многие другие - такие, как омовение рук перед едой, слова Торы, сопровождающие еврейскую трапезу, "Биркат га-мазон" - рассматриваются в этой главе.

ПЕРЕД ЕДОЙ

ОМОВЕНИЕ РУК

Кроме того, что мы обязаны омывать руки сразу после пробуждения от сна (о чем говорилось в предыдущей г.иве), мы обязаны омывать руки также всякий раз, когда приступаем к трапезе, включающей хлеб.

Эта обязанность возложена на нас мудрецами ТорЫ - о ней не сказано прямо в Письменной Горе. Тем не менее, после омовения рук, но перед тем, как их вытереть, мы произносим: "Благословен Ты, Г-сподь, Ь-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки".

Вы спросите: но ведь только что сказано, что в Торе нет предписания омывать руки перед едой? Почему же мы говорим "освятивший нас Своими заповедями и повелевший..."?!

Ответ заключается в том, что Тора предписывает нам слушаться мудрецов и выполнять их установления": "Не отклоняйся от того, что скажут тебе [мудрецы], ни вправо, ни влево". Значит, выполняя указания мудрецов, мы тем самым выполняем заповедь Горы.

Впрочем, намек на необходимость омывать руки и перед едой, и после еды, мудрецы открывают в тексте самой Торы. Сказано: "И освяшайтесь, и будете святы" - это намек на омовение рук: "освящайтесь" - это омовение рук перед едой, "и будете святы" - омовение пук после еды, перед прочтением "Биркат гамазон".

В отличие от омовения рук после пробуждения, для омовения рук перед трапезой, в принципе, достаточно полить воду лишь один раз на каждую из рук - так, чтобы вся кисть руки до запястья оказалась вымытой. Однако если невозможно полить на руку достаточное количество воды в один раз, это делают дважды.

Прежде чем приступить к служению Творцу в Храме, когены обязаны были омыть руки из специального умывальника, стоявшего во дворе Храма. Подобно этому мы обязаны очистить руки перед тем, как приступить к исполнению заповеди Всевышнего, предписывающей нам заботиться о поддержании жиз не деятельности нашего организма.

Нет необходимости распространяться о важности этого установления наших мудрецов с точки зрения гигиены. Галаха требует, чтобы перед омовением рук мы убедились в том, что на руках нет пятен от краски или грязи, что под ногтями - чисто, потому что всё это является препятствием для доступа воды и делает омовение рук недействительным. Значит, если на руках есть какая-либо нечистота, перед омовением их надо как следует вымыть и вытереть насухо.

В отличие от других заповедей, когда благословение произносится перед действием, мы произносим благословение "повелевший нам омывать руки" после. совершения омовения: ибо лишь после омовения руки становятся достаточно чистыми, чтобы нам было разрешено упомянуть имя Всевышнего.

Для омовения годится лишь чистая вода, и лить ее на руки следует только из кружки - сначала на правую Руку, потом на левую. Пальцы руки, на которую льют воду, должны быть слегка разведены и чуть-чуть согнуты, а кисть повернута ладонью вверх. Это дает воде доступ ко всей поверхности кисти руки сразу.

96

97

Ясно, что женщины тоже обязаны омывать руки перед едой - точно так же, как они обязаны исполнять все законы, о которых говорится в этой главе. Особо следует отметить, что женщина должна перед омовением рук снимать обручальное кольцо, потому что оно мешает свободному доступу воды.

Между окончанием омовения рук и началом трапезы нельзя говорить ни единого слова - пока вы не проглотите первый кусок хлеба. Разрешается произносить лишь краткие просьбы подать на стол забытое, например сказать: "нож", "соль" и т.п.

"ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ"

Но обычаю, когда произносят благословение над хлебом, на него кладут обе руки (в субботу - на две халы, как будет говориться в главе "Суббота"). Тем самым мы выражаем свою признательность Всевышнему за то. что Он дает нам хлеб. На обеих руках десять пальцев - столько же, сколько ивритски.х слов в благословении, которое мы произносим перед тем, как есть хлеб: "Благословен Ты, Г-сподь, Ь-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли".

Десять слов насчитывает и стих Торы, говорящий о плодах, которыми славится Страна Израиля: "Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатов, страна олив, даюших масло, и финикового меда".

И еще один намек: в благословении, которое дал Ицхак, праотец наш, Яакову, тоже десять слов (в оригинальном тексте Торы): "И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и вдоволь хлеба и вина".

Перед тем как разрезать хлеб, на нем делают надрез - в том месте, которое лучше всего пропечено. Надрезают немного, так, что если поднять каравай, он не распадется пополам. Делают это для того, чтобы произнести благословение над целым хлебом, но вместе с тем сократить до минимума промежуток времени между произнесением благословения и началом еды. Сразу после окончания благословения ".„выращивающий хлеб из земли" отрезают от каравая кусок - не

слишком большой (чтобы не показаться обжорой), но и не слишком маленький (чтобы не показаться скупцом).

В субботу можно нарезать хлеб большими кусками -в знак исполнения заповеди, ибо в суббогу нам заповедано Торой устраивать три трапезы.

Глава семьи раздает ломти хлеба всем сидящим за столом. Он должен следить за тем, чтобы не задеть самолюбие сотрапезников, и поэтому ломти хлеба он придвигает к ним или кладет перед ними на стол - но ни в коем случае не бросает им.

Принято не давать хлеб прямо в руки сидящим за столом - это считается дурной приметой, ибо выглядит так, словно нищие просят у хозяина подаяние.

Благословение "выращивающий хлеб из земли" включает в себя все виды пищи, которые едят с хлебом, -мясо, рыбу, молочные изделия и т.д. Поэтому все время, пока продолжается трапеза, не нужно произносить более никаких благословений над другими яствами.

Однако над десертом, который не является неотъемлемой частью трапезы, - над вином, компотами, фруктами, кондитерскими изделиями - произносят отдельные благословения.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ "НЕГЕНИН*

Есть в книге Тегилим два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем: "Г-споду принадлежит земля и всё, что на ней", а в главе 115-й - "а землю Он отдал сынам человека". Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы наши: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй - после. То есть Всевышний, сотворивший землю и всё, что есть на ней, дарит нам право использовать все" это нам на благо - однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение.

99

Что же касается благословения после еды, то об этом прямо сказано в Торе: "И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе". Здесь -источник закона, предписывающего нам произносить "Биркат Гамазон", благодарственную молитву после еды.

Согласно тому, что было сказано, для еды или напитка нет минимальной нормы, съев или выпив меньше которой благословения произносить не надо. Поэтому перед тем как выпить или съесть хоть сколько-нибудь, необходимо произнести благословение. Однако с благословением после еды или питья дело обстоит иначе. Согласно Торе, "Биркат гамазон" надо читать только в том случае, если человек ел досыта (ибо сказано: "И будешь есть, и насытишься, и благословишь..."). Однако в Талмуде сказано, что народ Израиля добровольно принял на себя более строгое исполнение этой заповеди: читать "Ьиркат гамазон" даже в том случае, если человек не насытился. - при условии, что он съел определенный минимум хлеба -казаит ("как маслина"), около 27 г.

Что такое благословения "негенин"? Так называются благословения, которые произносятся при получении какой-либо пользы или какого-либо удовольствия

ог этого мира. В частности, это благословения перед едой или питьем: для каждого вида продуктов уста новлено соответствующее благословение. Однако два из них удостоились особой чести ввиду их исключительной важности для человека. Опираясь на сказанное в главе 104-й книги Теги л им ("...хлеб, подкрепляющий сердце человека"), мудрецы установили особое благословение над хлебом: "Благословен Ты, Г-споль, Ь-г наш. Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли". Его произносят перед тем как едят любой вид хлебных изделий: обычный хлеб, мацу, халы, булки... Второй продукт, для которого установлено отдельное благословение, - вино, также упоминающееся в той же самой главе Теги л им: "...и вино, веселящее человеческое сердце". Прежде чем пить вино - безразлично какое: сладкое, сухое, шампанское, а также

100

виноградный сок. - говорят: "Благословен Ты, Г-с-подь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы".

Для кондитерских изделий из муки установлено благословение: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий различные виды пиши". Оно произносится в том случае, если тесто было замешано не только на воде, но к нему были добавлены яйца, молоко, мед, фруктовый сок и т.п., а также если изделие было сварено до того, как его испекли. К этой категории изделий относятся пирожные, вафли, печенье, бисквиты, а также макароны и вареный рис. Значит. человек, собирающийся есть суп с вермишелью или рисом, должен произнести благословение ".„творящий различные виды пищи" (при условии, что он не ест хлеба).

Над плодами земли, включая все виды овощей и зелени, говорят: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плоды земли".

Особое благословение установлено для фруктов: "...творящий плод дерева".

К'ак отличить "плод дерева" от "плода земли"? Неверно было бы думать, что высота растения - критерий для выбора благословения. В действительности все зависит от ствола растения: заменяется ли он каждый год или нет. То есть если ствол растения постоянный и из года в год на нем вырастают плоды, то

над плодами этого растения произносят благословение "творящий плод дерева". "Деревом" Галаха называет растение, сохраняющееся из года в год независимо от его величины: низкий виноградный куст, например, считается "деревом".

Если же растение не имеет постоянного ствола и каждый год вырастает новый ствол, то над плодами такого растения говорят: "...творящий плод земли", несмотря на то, что растение может быть весьма высоким, как, например, кукуруза, подсолнух и даже банан...

Над всеми остальными видами пиши, не входящими ки в одну из вышеперечисленных категорий, произносят общее благословение: "Благословен Ты, Г-сподь,

101

Б-г наш, Царь Вселенной, по слову Которого возникло всё!" Это благословение произносят над мясом, рыбой, яйцами, молочными продуктами, сладостями, жевательной резинкой, шоколадом, мороженым, а также над всеми напитками кроме вина. Подчеркнем, что рець идет только о тех случаях, когда все эти виды пищи не составляют часть трапезы, включающей в себя хлеб.

Благословение "...но слову Которого возникло всё" произносят также тогда, когда неясно, какое благословение следует произносить на тот или иной вид пищи. Но если человек вообще не знает, какие благословения следует произносить над разными видами пищи, то, говорит Талмуд, - "пусть вообще не ест, пока не пойдет к мудрецу и не научится благословлять"...

Однако если мы видим, что перед нами какой-то плод, но неизвестно, говорить ли "...плод земли" или "...плод дерева", - мы не должны выходить из этого положения с помощью благословения "по слову Которого...". В этом случае следует произнести: "Благословен... творящий плод земли" - потому что, в конечном счете, фрукты тоже произрастают из земли.

Благословение "По слову Которого" произносят также над переработанными плодами (и "плодами земли", и "плодами дерева"): над фруктовой или овощной пастой, например, или над соками, а также над супом из овощей.

Это же благословение говорят в тех случаях, когда плоды едят не в том виде, как обычно принято: например, плод, который обычно едят сырым, - едят вареным, или, наоборот, плод, который обычно едят в ва реном виде, едят в сыром. Словом, когда общепринятые правила еды изменяются, говорят благословенье "по слову Которого".

ЧТО РАНЫПК ЧКГО?

Надо отметить, что если продукт состоит из нескольких ингредиентов, то мы должны решить для себя, какой из них для нас является основным, а какой -

102

второстепенным, и благословение произнести над основным. Общее правило таково: если пиша состоит из главного и второстепенного - благословение произносится над главным, а над второстепенным не произносится вообще.

Само собой разумеется, что если перед нами лежат несколько видов печенья или несколько плодов, над которыми произносят одно и то же благословение, то не следует повторять его столько раз, сколько печений или плодов мы берем. Например: один раз произнесенное благословение "...плод дерева" относится ко всем фруктам, которые мы будем есть в этот раз, благословение "творящий различные виды пищи" - ко всем видам мучных изделий, находящихся перед нами.

Изобразим в виде лестницы последовательность, в которой произносятся благословения, а также последовательность видов пищи, к которым относится одно и то же благословение.

Лестница первая: последовательность благословений. "Творящий различные виды пиши" предшествует благословениям над плодами, потому что, перечисляя, чем славится Страна Израиля, Тора ставит пшеницу и ячмень перед виноградом, инжиром и гранатом. Благословение "творящий плод дерева" предшествует благословению "творящий плод земли", потому что (как было сказано выше) второе из них относится к фруктам тоже, и если мы его произнесли, зная, что будем есть и фрукты, - мы не имеем права произнести потом благословение "творящий плод дерева". По той же причине благословение "творящий плод земли" предшествует благословению "по слову Которого" - если мы

его скажем сначала, то потом не сможем произнести благословение "творящий плод дерева" и "плод земли". И еще: благословения "плод дерева" и "плод земли" считаются более важными, нежели "по слову Которого", - потому что они более конкретно направлены, имеют более четко очерченную сферу применения.

По этой же причине благословение "творящий плод виног рад ной лозы" должно предшествовать благословению "по слову Которого", произносимому над напитками. Если в связи с какой-то радостной причиной мы

103

 

previous                                                                                                                                                next

Home Еврейские Книги на русском языке Online  Jewish Russian Library Site Map

Jewish Book Favorites - English  Site Map - English