Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Еврейские Книги на русском языке Online

     
 

4 -,.*.;,»,-]-"--^')-;'>'"г1".-^™., :^- р

Pesach_RL9-1.jpg

отменяется всякий долг, время взыскания которого еше не пришло.

Социальная идея, скрытая в этой заповеди, состоит в том, чтобы дать возможность человеку, обремененному долгами, открыть новую страницу в своей жизни, освободиться от угнетающих его материальных забот.

По букве Торы этот закон (одинаково относящийся и к Стране Израиля, и к остальному миру) исполняется лишь в то время, когда действуют законы "юбилейного года" - то есть лишь тогда, когда весь еврейский народ живет на Родине. Однако для того, чтобы в народе не забылась эта заповедь Торы, мудрецы постановили, что закон о шмите продолжает исполняться и в наше время.

- Идиллия? - спросите вы. - Воздушные замки? -Да, конечно же у богатого человека, ссужающего деньгами других, шмита не вызовет особого энтузиазма. Известно, что было время, когда из-за этого люди перестали давать деньги в долг, боясь, что шмита его отменит. Однако Тора предостерегает: "Берегись, как бы не ожесточилось твое сердце..." И все-таки возникла реальность, когда "богатые грешили, а бедняки были голодными..."

Выходом явилось учреждение "прозболя".

ЧТО ТАКОЕ "ПРОЗБОЛЬ"?

Для того, чтобы поощрить рогатых давать деньги в лолг, не боясь года шмита, Гилель Старший учредил

прозболь". Его суть состоит в том, что, когда приближается конец года шмита, заимодавец передает право на взыскание своих долгов суду, "бейт-дину", и тогда год шмита не отменяет их. При эгом составляют особый документ - он-то, собственно, и называется

прозболь". Так обстоит дело и в наше время: заимодавец обращается в "бейт-дин", ему пишут "прозболь", и год шмита не отменяет этого долга.

"Ктуба", К'ерманшах (Персия), 1871. (Израильский музей, Иерусалим)

161

МОЖЕТ ЛИ "БЕЙТ-ДИН" ОТМЕНИТЬ ЗАПОВЕДЬ ТОРЫ?

Есть люди, которые утверждают, что, мол, мудрещ делают с Торой все, что захотят, и в качестве приме-1 ра приводят установление "прозболя". Ошибка эта, к' сожалению, весьма распространена, и на ее основании весь институт раввината кое-кто называет "анахрониз-мом". Поэтому наш долг разъяснить этот вопрос. Еще Талмуд спрашивает (Гитин, 36): "Возможно ли, чтобы согласно Торе шмита отменяла долг, а согласно Ги-лелю - нет?" И Талмул дает аргументированный ответ Гилель жил в конце эпохи Второго Храма, когда зак о шмате исполнялся не по букве закона Торы, а силу решения мудрецов, желавших сохранить "памят| о швиит". Поскольку исполнение закона об отмене^ долгов натолкнулось на реальные препятствия, то для того, чтобы он продолжал исполняться и далее, Гилель, глава Сангедрина, вождь мудрецов Торы, имел полное право найти способ, чтобы избавить богачей от совершения проступка против закона Торы и обес-* печить оказание помощи беднякам независимо от года! шмита. Гилель нашел это средство в виде "проэ-1 боля", который вполне соответствует Галахе, запрета-] ющей кредитору притеснять должника, и нисколько умаляет авторитета "бейт-дина", который имеет право] любое имущество 1в том числе и долги) объявлять без-|

хо:!ным!

И обратите внимание: даже сам Гилель, один из величайших авторитетов Торы всех поколений, глава; Сангедрина, законоучитель всего еврейского народа, не мог бы учредить ничего, что вступило бы в противоречие с Торой и ее заповедями, - даже в момент величайшей нужды общества в этом, даже опираясь на| вполне разумные аргументы. Право учредить "проз-боль" ему дал лишь тот факт, что исполнение законо! шмиты происходит в силу решения мудрецов, а н« слов Торы. Поэтому нет у нас ни малейшего права ис-1 ключать из Торы хоть одно слово или игнорировать] его - даже когда нам кажется, будто оно не соотнет-] ствует духу нашего времени.

СУББОТА

Помни о дне субботнем, чтобы освящать его.

(Шмот, 20:8) Храни день субботний, чтобы освящать его.

(Дварим, 5:13)

162

До сих пор мы говорили о заповедях, связанных с повседневностью. Мы шли вслед за стрелкой часов, с утра до вечера.

Но вот закончены шесть рабочих дней недели с их усталостью, с их тревогами, с их серостью и прозой жизни. Приближается час перехода от будней к святости - приближается день субботний.

Многолика суббота. Многозначно всё, чем наполнен этот день. Много написано об уникальности субботы, много похвал высказано в ее адрес.

Упоминание о субботе содержится уже в Десяти заповедях - тех вечных основах, на которых строится весь мир иудаизма.

Согласно преданию наших мудрецов, суббота древнее, чем исход из Египта и получение Торы с Синая. К словам Торы "И вырос Моше, и вышел к братьям своим и увидел их тяжкий труд" они добавляют, что Моше. вернувшись во дворец фараона после того, как "увидел их тяжкий труд", сумел убедить его подарить один день отдыха своим рабам-евреям. Фараон сделал это, исходя из своих собственных интересов: он хотел сохранить силы рабов, чтобы они могли еше тяжелее трудиться во все остальные дни недели. Однако с тех пор - и вплоть до наших дней - суббота стала символом еврейского народа. И в основе ее лежат два понятия - покой и святость, как сказано: "День покоя и святости даровал Ты народу Своему".

Уникальность еврейской субботы выражается также и в том, что в этот день мы забываем о будничных заботах и суете, переходя в совсем иное измерение - в мир духовности и святости, в котором соблюдающий субботу еврей подзаряжает свои "аккумуляторы", энергией которых он питается в течение всех последующих шести дней труда.

Мидраш говорит нам, как суббота обратилась ко Всевышнему с претензией: мол, у каждого дня недели есть пара - лишь я осталась одна!

И в самом деле: рассматривая шесть дней Творения, мы легко обнаруживаем, что трем первым дням соответствуют в качестве дополняющих их нар три последних:

165

творение света, второй день -создание моря и неба,

третий день -создание суши,

четвертый день -творение светил; пятый день -"Да веки шит вода... и птица полетит..." øåñòîé äень -"...пусть явит земля живые существа...*

А суббота? Ей нет пары? Что же ответил Всевышний на претензии субботы? Он сказал: "Израиль - вот твоя пара!"

И действительно, неразрывный союз связывает народ Израиля и день субботний, и они дополняют друг друга - даже в том случае, если соблюдение субботы требует от нас тяжелых жертв. Евреи соблюдают субботу на протяжении многих веков и ради ее соблюде ния готовы пожертвовать жизнью.

"ПАМЯТЬ О ДЕЛИ ТВОРЕНИЯ"

Обоснование для самого института субботы дается уже в Десяти заповедях: "Ибо шесть дней созидал Г-с-подь небо и землю, море и всё, что в них, и почил Он в день седьмой - потому благословил Г-сподь день седьмой и освятил его". И обоснование это, опираясь на рассказ самой Торы о сотворении мира, подчеркивает роль субботы в свидетельстве о сотворении мира Всевышним. Следовательно, суббота - это "память о деле Творения" и краеугольный камень монотеизма.

Прекращая работу перед субботой, мы тем самым демонстрируем перед всем светом, что следуем путям Творца: Он после завершения всей работы по сотворению мира в течение шести будничных дней "прекратил в день седьмой всю работу Свою, которую создал", - и так же поступаем мы.

166

УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Вторая основа субботы - это тот факт, что суббота _ "память об исходе из Египта". В тексте Десяти заповедей, изложенном Моше в книге Дварим, это формулируется так: "И помни, что рабом был ты в стране Египетской, и вывел тебя оттуда Г-сподь, Б-г твой, крепкой рукою и мощью великой - поэтому повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний". Следовательно, суббота имеет не только универсальное значение, но является нашей важнейшей национальной ценностью.

Переход от будней к святости, от работы к покою -это переход от рабства к свободе подобно исходу наших предков из Египта. Суббота призвана дать нам ощущение того, что история повторяется: мы снова присутствуем при чуде освобождения из Египта - исхода из мрака к свету, из рабства к свободе. Каждую субботу мы снова и снова повторяем чудо исхода из Египта со всеми оттенками его смысла и со всеми его результатами: мы видим руку Всевышнего, творящую все чудеса и знамения, присутствуем при даровании Торы у горы Синай, вновь завоевываем Страну Израиля, вновь поселяемся на ее просторах...

ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО

Дополнительный акцент делает суббота на равенстве всех людей пред Всевышним и на Его заботе о всех созданиях, сотворенных на благо человеку: "Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое, чтобы отдохнул бык твой и осел твой, чтобы вздохнул свободней сын рабыни твоей и пришелец" (Шмот, 23). Та же идея выражена и в Десяти заповедях: "А в день седьмой - суббота... не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, что в воротах твоих, - чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя подобно тебе".

Нет нужды останавливаться более подробно на этом

167

великом воспитательном значении субботы. Даже те, кто в течение всех шести дней недели находятся на самом дне человеческого общества, в субботу приобретают равные со всеми права. Загляните в синагоги в субботу, и вы увидите, как богатые и бедные молятся вместе и вместе изучают Тору. Поистине, "один Отец у них всех"! В субботу нет работника и работодателя - все равны прел Всевышним.

СУББОТА - ДЕНЬ ДУХА

От еврейского народа, народа Книги, требуется особая высота мысли и духа. И с этой задачей народ Израиля с честью справлялся и справляется, несмотря на все превратности своей истории.

Где найдет в наши дни народ, занятый строительством своей страны, время, необходимое для овладения своими духовными ценностями? Суббота выполняет и эту функцию: один день в неделю полностью посвящается изучению Торы, совершенствованию мысли, духовному подъему. Каждую неделю мы отрываемся нз один день от материального мира и его ценностей, от погони за материальным успехом...

Суббота - день духа и она освящает духовностью все остальные дни недели.

ВСЕ ВМЕСТЕ

И еще одну идею несет в себе суббота - обновле' ние семейных связей, придание большего единства со' юзу мужчины и женщины, укрепление дружеских свя' зей между соседями.

Какова сегодня реальность нашей жизни? Днем - ра' бота, тревоги и заботы, вечером - телевизор, домаш' ние работы, развлечения... Усталые труженики рано от' правляются спать. Встречи членов семьи - если они вообще встречаются - редки и мимолетны.

Множество кризисов в отношениях между супругами и между детьми и родителями можно было бы избе'

168

жать, если бы у людей нашлось время поговорить друг с другом, объясниться, прийти к взаимопониманию.

И вот тут-то суббота преподносит нам особый подарок: день, когда не нужно идти на работу, когда не нужно готовить уроков, когда не смотрят телевизор. В этот день нет домашней работы, в этот день не спрашивают: куда пойдем вечером? Семья собирается за субботним столом: свечи, белая скатерть, празднично накрытый стол, "Кидуш", субботние песни, слова Торы - вот что такое субботний вечер. В такой обстановке вы не можете молчать, вы не можете не открыть свое сердце навстречу сердцам домочадцев. Вы наконец-то можете побеседовать с ними обо всем, что накопилось за всю неделю. Вот здесь, у субботнего стола - истинное место развития культуры беседы. Здесь учатся слушать и слышать, говорить и рассказывать, углублять старое и открывать новое. Вот что ломает шаблоны и разрушает рутину, вот что придает жизни новизну и свежесть!

"ХРАНИ" И "ПОМНИ"

"Храни" и "помни" в одном слове дал нам услышать единый Б-г", - поем мы, встречая субботу и вспоминая, как при даровании Торы мы чудесным образом услышали одновременно слова "храни день субботний" и слова "помни день субботний". Так объясняют паши мудрецы, почему в одном месте изложения Десяти заповедей сказано "помни день субботний", а в другом -храни день субботний".

Оба выражения имеют глубочайший смысл. Из повеления "помни день субботний" мы учим, что необходимо придавать субботе ее неповторимый облик: зажигать свечи, произносить^ особые субботние молитвы, совершать "Кидуш" и "Гавдалу", читать Тору в синагоге, устраивать субботние трапезы и петь субботние песни. Из повеления же "храни день субботний" мы учим, что есть веши, которых мы должны избегать в субботу, чтобы сохранять особый характер этого

169

дня: что есть множество видов работы, которые запрещено делать в субботу, что мы обязаны изучать законы субботы, чтобы знать и то, что запрещено делать в субботу Торой, и то, что запрещено делать в субботу нашими мудрецами, чего следует избегать как противоречащего духу субботы - духу святого дня.

"Храни" и "помни" - это две стороны одной медали, позитивная и негативная. Представим себе, что человек уснул в пятницу пол вечер и проспал 25 часов подряд - исполнил ли он заповедь о субботе? На первый взгляд кажется, что он исполнил повеление "хра ни" - он ведь ничем не нарушил субботу. Но в действительности он не выполнил заповеди о субботе. Мало не делать ничего - необходимо также сделать что-то, чтобы суббота была субботой. Такой человек не исполнил повеления "помни" - он ничего не сделал, чтобы освятить этот день и самого себя.

Этим примером мы хотим устранить очень распространенную ошибку - распространенную в среде тех, у кого нет правильного представления о том, что такое еврейская суббота. Они видят в законах субботы лишь собрание запретов - своего рода "табу": не ездить, не курить, не включать электричества - ни тебе моря, ни волейбола, ни телевизора... Как будто вся суббота сводится только к запретам! Ясно, что ощущение это основано на половине правды. Незамеченной остается вторая половина: что заповедь о субботе имеет и позитивную сторону, которая отнюдь не менее важна, чем негативная. К субботе нельзя относиться только как ко дню физического покоя - это день, когда человеку дается возможность духовного роста. Всё, что, как нам кажется, доставляет нам удовольствие - поездки, купание в море, футбольные матчи, - в действительности совершенно лишено духовного содержания. Ему есть место в будни. В субботу мы обязаны исполнять слова Торы: "Помни о дне субботнем, чтобы освящать его".

I

170

КАНУН СУББОТЫ

ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СУББОТЕ

"И будет: в день шестой они приготовят то, что принесут" (Шмот, 16). Мы обязаны готовиться к наступлению субботы и подготовить всё, что для нее нужно, заранее. Об этом говорит известное изречение: "Тот, кто трудился накануне субботы, будет есть в субботу, а тот, кто не трудился накануне субботы, -что будет он есть в субботу?"

Здесь уместно заметить, что "кануном субботы" называется пятница до вечера, с наступлением же вечера - это уже не "канун субботы", а сама суббота.

У прочих народов принято, что сутки начинаются в полночь. У нас же началом суток считается заход солнца: сначала ночь, потом день - как сказано в Торе: "И был вечер, и было утро - день один". И в этом есть большая символика: судьба еврейского народа напоминает еврейские сутки - сначала закат, сумрак, страдания в изгнании (которое сравнивается в наших источниках с ночью), а потом - рассвет и восход солнца. То есть сначала изгнание, потом - избавление. А у других народов - наоборот: сначала они процветают, растут - и вдруг на них опускается ночь и они исчезают с исторической арены.

Но вернемся к нашей теме. Все приготовления должны быть закончены накануне; когда суббота уже наступила - поздно что-либо готовить на субботу.

Цитата, которой открывается эта глава, заимствована из рассказа Торы о майе, который ели наши предки в пустыне. Каждое утро они выходили из лагеря и собирали омер (ок. 2 кг) мина на каждую душу. Для того, чтобы не затруднять их поиском пиши в субботу, в пятницу Всевышний давал им двойную пор-пию мана - 2 пмера, и называлась эта порция лехем мишнэ, "двойное количество хлеба", чтобы одна из этих порций осталась на субботу.

Отсюда видно, как важна подготовка к субботе. Мудрецы наши говорят, что даже человек, у которого много слуг и которьгй не занимается домашним хозяй-

171

ством в течение всей недели, все равно обязан сделать хоть что-нибудь - пусть символически - в честь субботы.

Талмуд перечисляет целый ряд примеров того, как амораи готовились к субботе (трактат Шабат, 119): Раба и рав Йосеф1, например, кололи дрова для приготовления субботней еды, рав Зейра2 сам разжигал печку, Рава5 солил рыбу, а рав Сафра4 сам жарил рыбьи или овечьи головы, предназначенные к субботнему столу.

Суббота была для них дорогим гостем, и они называли ее ласковыми именами: "царица-суббота", "невеста, связывающая свою судьбу с женихом". - то есть суббота, связывающая свою судьбу с Израилем, своим "женихом".

Галаха предписывает нам помыться, подстричься, подстричь ногти, красиво одеться в честь субботы. В доме все должно быть чисто, стол должен быть накрыт по-праздничному, а еда - по мере возможностей семьи - более вкусной и более обильной, чем в будни. "И назовешь ты субботу наслаждением" - требует от нас пророк Йешаягу. и в этих словах содержится указание на то. что к субботе следует готовиться.

Рав Иосеф бар Хия - алии и.) величайших мулреиов Торы третьего поколения, глава йещивы в г. Пумбедита в течение лвух с половиной нет. Ьыл вылаю-шичен ученикам р. Йегулы 6"а|> Мехезкеля и товарищем по изучению Тары Ра(*ы бац Нахчани.

Рав Зсйра - вавилонский амарай четвертого поколения, ученик рава Иосифа. и товарищ АПайе и Равы. олин и.< кандидатов на должность г.швы йешивы к Пум-бел и те.

Рава - олин из величайших вавилонских амораев четверто! о поколении, сын рава Иосефа бар Хамы и товарищ АПайе. Уроженец г. Махоза на реке Тигр пела-леко от Ктесифона. Был учеником рава Йосефа и основал йешиву в Мачшс. в которой в качестве главного метола изучения Торы ввел метол острого логического анализа. 11 многочисленных дискуссиях с Абайе. приводящихся в Талмуде, закон установлен согласно мнению Равы - кроме шести случаев. После смерти АПайе Рава нанял его место главы йешивы в 11>чбглите. которую перевел к себе в Ма-хозу.

Рав Сафра - вавилонский амораи. живший В треп.еч И четвертом поколениях амораев. Несколько ра:1 ездил в (/грану Израиля и возврата.кн в Кавиломию, Занимался, главным оПразом. Галахой. средства к сушесгвонанию добывал торговлей.

172

I

Но подготовка к субботе не сводится только к внешней, физической стороне. Подготовка к субботе включает в себя также изучение недельной главы Горы -чтение ее с арамейским переводом по принципу "два раза Тора и один раз перевод". Пять книг Торы разделены на 54 главы, каждую из которых читают в каждую из недель года. Наши источники предписывают нам готовиться к субботе также и духовно и накануне субботы прочитать соответствующую главу Торы так: каждый стих Горы дважды читают в оригинале, а затем один раз - его перевод на арамейский язык (который также обычно напечатан в изданиях Торы). Перевод этот сделал Онкелос, тем самым облегчив простому народу, говорившему тогда по-арамейски, понимание смысла Торы. Поскольку сегодня арамейский язык не является нашим разговорным языком, долг изучения недельной главы Торы можно исполнить, прочитав ее вместе с комментариями Рати.

Необходимо сделать это до наступления субботы. Однако если что-то вам помешало, можно наверстать упущенное в течение субботы - но до молитвы "Мин-ха", когда уже начинают читать следующий раздел Торы. Есть также мнение, что в крайнем случае можно сделать это до вторника - третьего дня после субботы, поскольку первые три дня недели считаются еще принадлежащими влиянию минувшей субботы (так, "Павдалу" можно совершать до вторника, если не успели раньше). Однако со среды начинаются дни, относящиеся уже к новой, наступающей субботе.

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ

В еврейский дом суббота входит в момент зажигания субботних свечей. Честь исполнения этой заповеди предоставляется хозяйке дома. Свечи зажигают примерно за полчаса до захода солнца, и поэтому следует каждый раз справляться по календарю о времени зажигания свечей - потому что оно каждую неделю иное. Кроме того, в разных городах оно разное, а в Иерусалиме принят обычай зажигать субботние свечи

173

за 40 минут до захода солнца. Женщина, зажегшая свечи после захода солнца, не только не выполняет заповедь - она нарушает субботу, преступив запрет Торы: "Не зажигайте огня в день субботний где бы ни жили вы".

Зажигание субботних свечей - одна из трех специфически женских заповедей. Однако если в доме нет женщины, это обязан сделать муж или кто-то другой из домочадцев.

Почему исполнение этой заповеди - обязанность жен шин?

Ответ прост: женщина, в отличие от мужчины, почти постоянно находится дома - поэтому-то она и зажигает свечи. Есть и еще одна причина: субботние свечи охраняют домашний мир - поэтому наши мудрецы оказали особую честь хозяйке дома совершать действие, приводящее в дом святость субботы.

И еше одну интересную причину называют наши мудрецы: зажигание субботних свечей - это исправление и искупление греха первой женщины, Хавы, матери всего человечества, которая сама съела запретный плод и накормила им своего мужа, Адама. Тем самым Хава привела в мир смерть, или, как выражаются мудрецы, "погасила свечу мира" (потому что "Б-жья свеча - душа человеческая"). Теперь, зажигая субботние свечи, женщина совершает прямо противоположное действие и тем самым исправляет и искупает грех Хавы.

СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАЮТ?

Бытуют два обычая, касающихся числа свечей, зажигаемых перед наступлением субботы:

1.   зажигают две свечи - одну в -честь повеления "помни день субботний", а другую - в честь повеления "храни день субботний", которые, дополняя друг друга, создают святость субботы;

2.   зажигают столько свечей, сколько человек в семье. - например в семье, где у родителей трое детей, зажигают пять свечей.

174

Женшина, которая почему-либо не зажгла однажды субботних свечей, обязана впредь зажигать на одну свечу больше, чем делала до тех пор.

После зажигания свечей женщина не должна больше совершать никакой работы, запрещенной в субботу. Женшина, зажигающая свечи раньше времени, указанного в календаре, - например потому, что она собирается поехать куда-либо до наступления субботы, -должна высказать вслух перед зажиганием свечей, что она еще не принимает на себя субботы со всеми ее запретами.

Мужчины, обычно не зажигающие субботних свечей, принимают на себя субботу тогда, когда говорят в синагоге "Хвалебную песнь в честь субботнего дня".

Подсвечники следует ставить на тот стол, вокруг которого соберутся члены семьи для субботней трапезы. Желательно положить на стол халы раньше, чем на него ставят подсвечники, - тогда стол можно будет переносить с места на место в субботу вместе с подсвечниками, если понадобится, например, подмести пол. Дело в том, что сами подсвечники нельзя носить в субботу - они мукцэ, предмет для совершения запрещенной в субботу работы (в данном случае - зажигания свечей). Но если мы прежде положили на стол халы, то он будет служить основанием не только для мукцэ, но и для того, что разрешается в субботу носить, - для хлеба. Если стол слишком мал, свечи можно поставить на что-либо другое в той комнате, где будут есть. Желательно, чтобы свечи были достаточно велики, чтобы гореть в продолжение всей трапезы.

Обычно благословения произносят непосредственно перед совершением заповеди, однако благословение над субботними свечами говорится после того, как их зажигают. Почему? Потому что, произнося благословение "...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи", хозяйка дома принимает на себя субботу, и с этого момента для нее вступают в силу все субботние запреты - и в том числе запрет зажигать огонь! Поэтому женщина сначала зажигает субботние свечи, а лишь потом произ-

175

носит благословение. Этим также объясняется обычай закрывать глаза ладонями во время произнесения этого благословения и затем смотреть на свечи: выходит, что, произнося благословение, женщина не видит свечей, - а когда она смотрит на них после, получается, что благословение произнесено как бы до их зажигания.

Старинный еврейский обычай - перед зажиганием субботних свечей опускать несколько монет в копилку цдака. Сказано: "Ибо свеча - заповедь, а Тора -свет", и в награду за исполнение заповеди о зажига нии субботних свечей еврейские матери получают свет Торы, освещающий их дом, - то есть детей, по-свнщаюших себя изучению Торы, чистых сердцем.

Вот молитва, которую принято читать после зажигания субботних свечей:

"Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Ь-г отцов моих, смилостивиться надо мной, и над всеми мо ими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни, и помнить о нас ради благополучия нашего, и ниспослать нам спасение и милосердие, и благословить нас великими благословениями, и поддерживать мир в домах наших, и не удалять Свое присутствие из среды нашей, и удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, любящими Всевышнего и боящимися Его. людьми честными, свитым семенем, людьми, верными Всевышнему и освещающими весь мир Торой и добрыми делами во всем своем служении Творцу! Услышь мольбу мою в этот час во имя Сары. Ривки, Рахели и Леи. праматерей наших, и да не погаснет^ свеча наша во веки веков, и обрати к нам лик Свой и'< будем мы спасены! Амен!"

"ВСТРЕЧА СУББОТЫ

После зажигания субботних свечей идут мужчины в синагогу на молитвы "Минха". "Встреча субботы" (Ка-балат шабат) и "Маарив".

Есть обычай перед "Минхой" прочитывать Шир

176

Гаширим. Песнь песней. Об этой книге Танаха сказал раби Акива5: "Все книги Танаха - святы, но эта -Святая Святых". Согласно традиционному толкованию, эта книга выражает союз между женихом - Всевышним и невестой - Израилем.

После Шир гаширим читают 107-ю главу Тегилим, выражающую благодарность Всевышнему, Который спасает нас от всевозможных несчастий: "Увидят всё это чистые сердцем - и возрадуются, а всё нечестивое закроет свой рот. Кто мудр - будет помнить всё это и размышлять о доброте Г-спода".

"Единственный души моей, Отец милосердный" - это короткая поэма из четырех строф, первые буквы которых образуют имя Всевышнего. Своим настроением она вводит нас в атмосферу субботы, в которой мы молимся "Минху".

Шесть глав Тегилим открывают "Встречу субботы" - по числу рабочих дней недели. Первая из них -"Пойдем, воспоем Г-спода", а последняя - "Псалом Давида", который читают стоя. После этого мы поем гимн "Выйди, возлюбленный мой, навстречу невесте", который сочинил раби Шломо Алькабец6, один из величайших мудрецов-кабал истов. Последний куплет, "Приди же с миром", мы произносим стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу (обычно - на запад), словно ожидая входа невесты - царицы-субботы.

° Раби Акива - один из величайших мудрецов всех поколений, танай, жил в I - II ив. Лишь в возрасте 40 лет приступил к изучению Торы пол руководством раби Элиэзера бен Горканоса и раби Йеюшуа Пен Хананьи. Благодаря своей прилежности сумел охватить все дисциплины Горы: и милраш. и Галаху, и Ага-лу. Основоположник особой системы толкования Торы, согласно которой всё в тексте Письменной Торы - даже короны нал буквами - является основой для выведения закона. Любимый и уважаемый своими современниками, он много сделал лля блага всего народа Израиля. Поддержал восстание Р>ар-Кохбы. веря в его мессианское предназначение. В дни преследований Адриана раби Акива самоотверженно продолжал распространять знание Торы, за что был казней римлянами.

Раби Шломо Алькабеи - кабалист и почт (XV в.). Жил в Салониках, затем поселился в Цфате в то же время, когда там жил раби Йосеф Карп. Источник гимна "Пыйди. возлюбленный мой..." содержится в трактате Шабат 1стр. 1191 Ьавилонско! о Талмуда: "Раби Ханина... говорил: Идемте, выйдем навстречу царицу субботе! Райи Янай... говорил: Приди, невеста, приди, невеста!" Кабалисты Цфата выхолил встречать субботу та город, говоря: "Идемте навстречу субботе!"

177

"Встреча субботы" заканчивается еше двумя главами из Тегилим: 92-й ("Хвалебная песнь в честь субботнего дня") и 93-й ("Воцарился Г-сподь, облачился в величие"), после которых говорят "Кадиш ятом" (те, кто находятся в 11-месячном трауре по умершим родственникам, или те, у кого в этот день годовщина смерти близкого человека).

При переходе от "Встречи субботы" к молитве "Ма-арив" те, кто молятся по с.ефардскому "сидуру" {нусах сфарад), говорят отрывки из книги Зогар, описывающие святость субботы. Те же, кто молятся по ашке-назскому "сидуру" {нусах ашкеиаз), повторяют здесь 2-ю главу из трактата Мишны Шабат, которая посвящена зажиганию субботних светильников, а после этого те, кто обязаны говорить "Кадиш", произносят "Кадиш дерабанан". Затем традиционным субботним напевом хазан открывает "Маарив".

"Шма" субботнего "Маарива" отличается от будничного окончанием второго благословения после самого "Шма": вместо слов "охраняющий народ Свой, Израиль, вечно" мы говорим, встав: "... раскидывающий Свой мирный шатер над нами, и над всем Израилем, народом

Своим, и над Иерусалимом". Те, кто молятся по се-фардскому "сидуру", добавляют здесь цитаты из Торы: "И пусть соблюдают субботу сыны Израиля...", чтобы ярче выявить характер дня (а в Рош-Гашана, Йом-Ки-пур и праздники здесь говорят другие цитаты, соответствующие дню).

После того, как хазан скажет "Хаци-кадиш", молятся субботнюю "Амиду", состоящую на этот раз всего из семи благословений: первые три и последние три - как обычно, а среднее - особое благословение, связанное по содержанию с субботой. Это благословение в каждой из субботних молитв ("Маарив", "Шаха-рит", "Мусаф" и "Минха") - разное. В "Маариве" оно говорит, главным образом, о том, что суббота - память о сотворении мира Всевышним. Заканчивается оно - так же, как и в остальных молитвах субботы, -словами "Благословен Ты, Г-сподь, освящающий су б боту!"

После "Амиды" все - и община, и хазан - громко

178

произносят, стоя, отрывок из Торы: "И завершены были небо и земля..." Тем самым мы свидетельствуем о том. что Всевышний сотворил мир в течение шести дней. По закону Торы, свидетель в суде должен заявлять о том, что он знает, стоя и громким голосом, -вот и мы произносим свое свидетельство так же.

Затем хазан произносит краткое благословение, упоминающее о праотцах мира, и община хором читает молитву "Защита отцов", концентрирующую н себе содержание семи благословений "Амиды", уже произнесенных шепотом. Это - замена повторения хазаном "Амиды" вслух. Этот обычай возник в древности, когда синагоги находились за городом, и опоздавшие к началу молитвы и потому задержавшиеся в синагоге дольше других, могли подвергнуться опасности во время возвращения домой. Поэтому мудрецы учредили молитву "Защита отцов" для того, чтобы в то время, когда община читает ее, опоздавшие имели возможность закончить "Амиду" и покинуть синагогу вместе со всеми. И хотя условия сейчас изменились, мы продолжаем до сих пор исполнять установленное мудрецами.

После "Полного кадиша", который произносит хазан, все читают еще 23-ю главу из Тегилим, "Кадиш ятом" и слышат призыв хазана: "Ьлагословите Г-спода благословенного!" На эти слова отвечают: "Благословен Г-сподь благословенный!" и заканчивают "Маарив" чтением "Алейну". После последнего "Кадиш ятом" принято еше петь гимны "Владыка Вселенной" или "Да возвеличится Б-г". Эти гимны находятся в начале "си-дура" - среди первых молитв дня.

Ксть общины, в которых принято после "Маарива" совершать в синагоге "Кидуш" над бокалом вина -чтобы напомнить еще раз о святости дня, а также для того, чтобы дать возможность тем, кто почему-либо не

может совершить "Кидуш" над вином, исполнить свой Долг, прослушан его в синагоге.

179

 

previous                                                                                                                                                      next

Home Еврейские Книги на русском языке Online  Jewish Russian Library Site Map

Jewish Book Favorites - English  Site Map - English