Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
 

Следующую ночь они провели в доме богатого человека, отнесшегося к ним крайне негостеприимно.

Перед тем как уйти, Элияу молился о том, чтобы практически обвалившаяся стена его дома была восстановлена, что и произошло тотчас же.

Явная несправедливость возмутила рабби Иеошуа, но он взял себя в руки и ни о чем не спросил.

В следующий раз они ночевали в синагоге преуспевающей общины, наиболее влиятельные члены которой установили для себя в синагоге скамейки из серебра. Когда один из них спросил: "Кто сегодня вечером снабдит бедных?", другой с насмешкой ответил: "Пускай довольствуются хлебом и водой!"

Тем не менее, покидая утром это место, Элияу благословил богатых членов синагоги: "Пусть все вы станете лидерами!"

Сердце рабби Иеошуа горело от негодования, но он молча следовал за Элияу. На следующий вечер их сердечно и уважительно принимали в другой общине, но утром Элияу благословил их так: "Пусть Б-г поставит над вами только одного лидера".

Рабби Иеошуа больше не мог сдерживать себя и попросил объяснить, чем вызваны удивительные события, свидетелем которых он стал.

И Элияу поведал ему: "Я знал, что по решению Небес в этот день должна умереть жена бедняка, и умолил Ашема принять корову в качестве выкупа за ее жизнь. Если бы я не молился о восстановлении стены в доме скупого богача, то, укрепляя ее, он нашел бы клад. Я молился, чтобы бессердечные богачи стали лидерами, ибо за этим неизбежно последуют раскол и борьба, что ускорит распад общины. Когда же я просил Б-га, чтобы евреи в другой общине имели только одного лидера, то делал это ради их же блага. Все единодушно будут следовать за своим вождем, и в результате община будет процве-

370

тать. Ведь не зря говорят: "На корабле должен быть только один капитан, иначе судно пойдет ко дну".

"Теперь ты должен оставить меня, — сказал Элияу, — но запомни: если увидишь преуспевающего грешника, не позволяй своему побуждению ко злу недоумевать, потому что это принесет только вред. Если увидишь праведника в беде и нужде, усмири гнев. Не позволяй побуждению ко злу усомниться в справедливости Создателя. Пусть в твоем сердце и уме прочно укоренится мысль о том, что Он — праведен, Его суд — праведен, что Он надзирает над всеми людскими делами и что ни одно человеческое существо не смеет упрекнуть Его, сказав: "Что Ты делаешь?!".

Хофец Хаим использовал различные притчи, чтобы прояснить этот же аспект:

Гость одной общины недоумевал, почему уважаемые члены синагоги занимают самые плохие места. Когда он спросил об этом шамаша (служителя синагоги), тот объяснил ему: "Ваше недоумение объясняется тем, что вы провели здесь только один Шабат. У нас принято в течение года меняться местами, и это справедливо по отношению ко всем".

В другой притче рассказывается о человеке, который, прочитав одну строчку из книги, пытался разгадать сюжет. Человек даже за семьдесят лет жизни на земле со своим ограниченным интеллектом прочитывает лишь "одну строчку в Книге" и поэтому не может постичь ее содержание. Б-жественное управление этим миром базируется на широчайшей исторической перспективе прошлого и будущего. Как же тогда мы смеем надеяться найти ответы на все вопросы? Мы должны уповать на заверение Торы: "Твердыня, Его дела совершенны, ибо все Его пути праведны. Он есть Б-г веры, и нег несправедливости. Праведен Он и справедлив" (Дварим 32:4).

371

В стихе "Твердыня, Его дела совершенны" Моше также намекал на относящиеся к нему лично события. В день своей кончины он публично признал справедливость Б-же-ственного приговора.

Тем самым он подтвердил, что Б-г будет верен Своему обещанию наградить праведников в Грядущем Мире. Поэтому Моше описал Б-га как "Твердыню" (Скалу), имея в виду свой грех, когда он ударил посохом по скале у вод Меривы, за что сейчас получал наказание.

Подобно величайшим пророкам, признающим справедливость Б-га в день своей кончины, мы поступаем так же, когда, узнав о чьей-то смерти, произносим благословение: "Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Царь вселенной, праведный Судья".

Моше поясняет евреям, что каждый грех совершается волей человека; нельзя винить в этом Б-га

Моше объяснил евреям: "Если погрязнете в грехе, то вина за это ляжет на вас самих. Вы, возлюбленные дети Ашема, тем самым превратитесь в извращенное и порочное поколение.

Более того, совершая грехи, вы развращаете себя. Вы сами наносите себе вред, а не Ашем".

Моше имел в виду упрекнуть все будущие поколения и, особенно, свое собственное за грех золотого тельца.

Моше объяснял: "Соорудив золотого тельца, вы нанесли вред себе, но не Б-гу. Перед этим Он называл вас "Мои сыны", но после совершения вами греха Он сказал мне: "Твой народ испортился". Вы вели себя не так, как подобает вести детям по отношению к отцу, когда объявили: "Вот ваши боги, Израиль".

От своего начала и вплоть до стиха 5, где Моше упрекал народ за грех золотого тельца, песнь содержит сорок слов, Это намек на то, что через сорок дней после Дарования Торы евреи соорудили тельца, и тогда Б-г сказал Моше: "Твой народ испортился".

372

Моше продолжал упрекать народ: "Вы думаете, что, греша, отплачиваете злом Ашему? Вы наносите вред сами себе, ибо отделяетесь от Небесного Отца.

Вы — недостойный народ! Когда вы пересекали Ям Суф, Б-г рассек его на двенадцать частей, чтобы прошли все колена. Затем Он отдал вам золото и серебро утонувших египтян. Он защищал вас от врагов, змей и скорпионов все сорок лет в пустыне. Но даже пересекая Ям Суф, вы укрыли в своей среде идола: один из вас, Миха, носил его с собой во время скитаний по пустыне.

Даже самые великие среди вас согрешили после пересечения Ям Суф: они не занимались надлежащим образом изучением Торы в местечке Рефидим. Поэтому вас нельзя назвать мудрым народом!

Разве Б-г не обращается с вами как отец, когда вы подчиняетесь Ему? Даже когда не слушаете Его, Он все равно остается вашим Господином, освободившим вас из Египта. Поэтому вы связаны обязательством служить Ему. Б-г избрал вас среди народов мира и сформировал как нацию с собственными коэнами, пророками и царями".

Вторая часть песни, стихи 7-14

Перечисление благодеяний Б-га в отношении еврейского народа

"Припомните старые времена, поразмышляйте о них и поймете, что даже в те дни Б-г готовил еврейский народ к его миссии.

Если вы не можете осознать этого, спросите у знатоков Торы и у старейшин Санхедрина, и они скажут вам:

"После Потопа, когда человечество восстало против Ашема, Он мог уничтожить его, как поступил с предыдущим поколением. Но вместо этого Он рассеял их, спасая ради еврейского народа, прародителем которого должен был стать Шем.

Он разделил это поколение на семьдесят народов соответственно числу членов семьи Яакова, сошедших в Еги-

373

пет. (Это свидетельство любви Ашема к евреям: они Ему так же дороги, как все эти семьдесят народов.)

Задолго до появления еврейского народа Б-г предназначил ему в наследие землю Кенаан (Ханаан), временно отдав ее Кенаану и его одиннадцати сыновьям, которым затем предстояло передать ее потомкам Двенадцати Колен.

Ашем отдал Землю Кенаану, а не другому народу, ибо проклятые Ноахом члены этой семьи должны были стать рабами Шема и Ефета. Таким образом, хананеи не могли оспаривать право евреев на Землю, так как все, принадлежащее рабу, принадлежит его хозяину.

Таким образом, Б-г подготовил ход истории ради Яако-ва, избранного среди праотцев.

Яаков был подобен третьей нити в веревке. Если перевить ее с двумя другими, веревка станет прочной и никогда не разорвется. Так, когда заслуги Яакова объединились с заслугами его праотцев, Авраама и Ицхака, был создан непоколебимый фундамент еврейского народа.

Б-г избрал еврейский народ в качестве Своего удела".

Хотя здесь Моше упомянул только избрание Б-гом евреев, их взаимоотношения являются обоюдными, ибо они также избрали Его в качестве своей доли.

Это напоминает ситуацию, когда царь овладевает страной, лишенной правителя.

Некоторые новые подданные просят поставить над ними наместника из царской свиты. Но самый мудрый человек говорит: "Пусть сам царь правит нашей страной! Всякое другое правление будет незначимым, только его власть превосходна!"

Когда Ашем спустился на Синай со Своим небесным воинством, некоторые народы избрали для поклонения ангела Михаэля, другие — Гавриэля. И только еврейский народ избрал Всемогущего. Евреи объявили: "Мой удел — это Ашем, сказала моя душа, поэтому я буду надеяться на Него" (Эйха 3:24).

374

Моше продолжал перечислять благодеяния, которыми Б-г одарил еврейский народ: "Он снабжал их всем необходимым в пустыне. Он дал им воду из колодца Мирьям, заставил ман падать с небес и сделал так, чтобы одежда евреев никогда не изнашивалась.

В пустынном, забытом месте, где бродят вредоносные существа, Он защищал евреев с помощью Облаков Славы, учил их Торе и берег их как зеницу ока.

Он заботился о них, как орел, царь птиц, заботится о своих птенцах.

Орел никогда не опускается на свое гнездо внезапно, чтобы не испугать птенцов. Он вначале кружит над ним и шумом крыльев предупреждает молодняк о своем появлении.

Вот так и Ашем не сразу освободил евреев из Египта, чтобы не испугать их ужасным зрелищем происходящих событий. Вначале Он отправил Моше объявить о предстоящем освобождении и только затем наслал на Египет казни.

Орел не падает камнем в гнездо, чтобы не повредить своих птенцов, а парит, едва касаясь его.

Так и Б-г, вручая Тору на Синае, не сконцентрировал Свое откровение в одном месте, а распределил его во всех направлениях, чтобы евреи могли перенести его.

Кроме того, орел не переносит птенцов в своих когтях, подобно другим птицам, а помещает их на крыльях. Вот и Б-г нес евреев как орел на крыльях, защищая от вражеских ударов во время Исхода из Египта.

Ашем вел их по пустыне, охраняя, чтобы никакое чужое божество не могло вмешаться".

Все стихи, рассказывающие о доброте Б-га в отношении еврейского народа, написаны в единственном числе: "Б-г снабжал его в пустыне; Он охранял его; Он распростер Свои крылья над ним". Это значит, что Б-г обращался так с каждым отдельным евреем.

Далее Тора использует будущее время ("Он будет снабжать его; Он будет охранять его"), чтобы показать, что в

375

будущем Б-г совершит чудеса, подобные чудесам после Исхода.

Моше пророчествовал о благодеяниях Б-га относительно Эрец Исраэль: "Он позволит им пребывать в покое в городах Эрец Исраэль. Он снабдит их восхитительными продуктами Земли (вкус их изысканнее, чем вкус плодов любой другой земли) и даст им мед — его будут источать плоды, растущие на скалах, и даст им масло из олив, произрастающих в горах. (Плоды растений, созревшие на каменистых горных склонах, имеют более сладкий вкус, так как им достается больше солнечных лучей.)

Коровьим маслом и молоком овец, жиром тучных ягнят, барашков башанской породы (необычайно жирных) и козлов будет кормить их Б-г".

Эти предсказания сбылись во времена правления Шло-мо и следующих за ним царей.

Моше продолжал: "Я пророчески предвижу, что если евреи верой будут соблюдать заповеди Торы, то зерна пшеницы станут размером с почку быка, а красное вино, выдавленное из одной единственной грозди, наполнит целый кубок".

И в самом деле, во времена правления царицы Шлом-цион (ее брат Шимон бен Шетах был тогда духовным лидером Общины Израиля) зерна пшеницы достигали размеров почек. Мудрецы хранили их, чтобы показать будущим поколениям: так Ашем благословляет народ за соблюдение Торы.

Третья часть песни, стихи 15-18

Моше предсказывает, что евреи согрешат и восстанут против Ашема

Моше предсказывал: "И Иешурун разжирел и стал брыкаться. Они разбогатели и процветали, благодаря доброте Б-га, но покинули служение своему Создателю и разгневали Твердыню, Которая освободила их".

Иешурун — это хвалебное имя еврейского народа. Ибн Эзра считает, что оно означает "прямые" (от яшар — "пря-

376

мой"); согласно рабейну Бехае, это "те, кто вцдел Откровение на Синае" (щур означает "видеть").

Фермер кормил своего теленка полноценной пищей, чтобы он набрался сил и смог тянуть плуг. Однажды, когда фермер вошел в стойло, бычок сильно лягнул своего хозяина. Крестьянин воскликнул: "Почему я получил такой крепкий удар? Потому что кормил тебя хорошей пищей!"

Тиферет Цион {Бемидбар 15:13) замечает: "Чем выше материальное благополучие человека, тем значительнее грозящая ему духовная опасность. Поэтому Шломо, самый мудрый человек на земле, учил нас молиться: "Не давай мне богатства, дабы я не отрекся от Б-га". Богатство отдаляет человека от Б-га, так как тот:

а)  начинает думать, что "может легко обойтись без Ашема";

б)  вовлекается в погоню за открывающимися перед ним материальными удовольствиями, доступными ему, которые забирают силы и время, необходимые для духовных поисков.

Наше поколение, благословенное материальным достатком, должно хорошо призадуматься над этим стихом Торы.

Для описания процветания евреев Моше использовал три выражения — "Вы разжирели; вы стали неуклюжи; вы покрылись жиром", — намекая на то, что три поколения сильно разгневают Ашема:

1.  Поколение царя Йеравама (ибо он инициировал идолопоклонство, когда установил в своем царстве изображение двух тельцов).

2.  Поколение царя Ахава (самые малые его грехи равнялись самым тяжелым грехам Йеравама).

3.  Поколение царя Йеу (он искоренил поклонение Баалу, но поклонение другим идолам продолжалось. На это указывает слово касита — "ты скрывал свои порочные поступки".)

377

Моше также предсказал, что Ашема разгневают три поколения, предшествующие эпохе Машиаха.

Наши мудрецы описывают отличительные черты этих поколений. Восторжествует безнравственность. Упреки перестанут оказывать какое-либо воздействие. Молодые будут срамить старших, а пожилые должны будут вставать перед юнцами. Дочь восстанет против своей матери, а невестка против свекрови. Сын не устыдится упреков отца. Простой народ будет презирать Б-гобоязненность, а истиной будут пренебрегать.

Эти черты характерны для наших дней. Еврей, сохраняющий верность идеалам Торы в таких условиях, получит двойную награду. Он не может надеяться на уважение со стороны общества, поэтому его служение Ашему есть в чистом виде служение "во имя Небес" (Хофец Хаим).

Моше предсказывал: "Они возбудят Его гнев тем, что будут поклоняться идолам и совершать другие мерзости, такие как колдовство и гомосексуализм.

Они будут приносить жертвы ничего не стоящим демонам, богам, которых не знают даже неевреи, недавно сотворенным богам, которых не боялись ваши отцы".

Эти слова намекают на то, что страсть евреев к идолопоклонству была так велика, что они даже производили новых идолов. В Иерусалиме и Шомроне существовали мастерские по изготовлению идолов, которых затем переправляли в земли нееврейских народов.

"Вы забыли Твердыню, Которая создала вас и привела в мир, ибо поклоняетесь ничего не стоящим богам.

Совершая прегрешения против Него, вы, как будто, уменьшаете Его силу даровать вам блага".

Четвертая часть песни, стихи 19-25

Наказание

"Их порочные дела были открыты Ему, и велик был гнев, который разожгли в нем Его сыны и дочери".

378

На дочерей указано здесь особо, ибо перед разрушением Первого Храма многие женщины склоняли своих мужей к поклонению идолам.

Пророк Ирмеяу убеждал евреев, мужчин и женщин, бежавших в Египет после смерти Гедалии бен Ахикама (последнего еврейского правителя, поставленного вавилонянами после разрушения Первого Храма), не служить там идолам.

Он угрожал Именем Б-га: "Если вы и далее будете поклоняться идолам, как обычно делали в Иеуде, то будете уничтожены мечом и голодом".

Тогда мужчины, знавшие, что их жены воскуряют фимиам во славу других богов, а также стоящее рядом большое собрание женщин с вызовом ответили в голос: "Мы не послушаемся тебя, а будем продолжать курить фимиам "королеве небес" (Венере), изливать ей наши жертвования, как делали в Иеуде наши отцы и цари. Пока мы приносили ей жертвы, нас не касалась беда, а когда прекратили делать это, нас поразили голод и меч!"

"И Он сказал: "Я удалю от них Мою Шехину и покажу им их конец: какими бесполезными окажутся их идолы!

Ибо они являются испорченным поколением, они изменили слова Живого Б-га и обратили Мою добрую волю в гнев.

Они — дети, которым нельзя верить. Стоя у Синая, они обещали: "Мы сделаем и мы будем слушать", а спустя сорок дней соорудили золотого тельца. Они построили Храм, и Я не собирался изгонять их из Земли. Но они оказались неверными, поэтому Я тоже изменил Свое решение и изгнал их.

Они разожгли Мой гнев своими идолами, не являющимися богами, они спровоцировали Меня своими пустышками. Я ниспошлю на них Свой гнев мида-кенегед-мида, приведя против них народы, не являющиеся людьми, — они низки и презренны, словно животные".

379

Мужчина женился на красивой женщине, а затем взял себе вторую, ужасно уродливую жену. Первая жена сказала ему в гневе: "Если бы ты женился на другой красавице, мне не было бы так обидно. Но я зла на то, что ты приравнял меня к уродине!"

Вот и Ашем как бы объявляет: "Они разгневали Меня вдвойне, ибо поклоняются божествам, которые таковыми не являются!"

"Огонь возгорится в минуты Моего гнева. Я уничтожу Эрец Исраэль и ее урожай; и воспламеню Иерусалим, город, окруженный горами.

Затем Я сурово накажу жителей Земли. Я поражу их

Своими стрелами".

Этот стих содержит утешение: "Я истрачу все Свои

стрелы, но нация не будет уничтожена".

Какие "стрелы" выпустит Всемогущий? Девяносто восемь проклятий, перечисленных в разделе Ки таво.

Численное значение слов ахалэ бам (Я положу им конец — 32:23) равно 98 (Рокеах).

"Они распухнут от голода, будут отданы во власть шей-дим (демонов), которые нанесут им телесные повреждения, будут покусаны домашними животными, вдруг ставшими дикими и опасными, а также ядовитыми змеями.

Когда они выйдут в поля, их поразит вражеский меч, а в городах они будут страдать от опасности умереть от чумы или от голода. Под угрозой будут все — молодые люди и девушки, грудные младенцы и старики.

На улицах их настигнет наказание за грехи, совершенные на улицах, как сказано (Ирмеяу 11:13): "По числу улиц в Иерусалиме установили вы алтари позорным идолам"; а в домах последует наказание за грехи, совершенные там, как сказано: "Видели вы, что старейшины Дома Израиля делают в темноте, каждый в своей мраморной палате?" {Ехезкель 8:12). (Они втайне курили фимиам идолам, опасаясь общественного мнения, но не Б-га.)

380

Пятая часть пес

4,1-

Наказание, которое /&■ с

навлечь на еврейски/ и почему Он измени;/

Ашем объявляет: "В соот/ Мне следовало предать евре они совершенно исчезли сред

Я не сделал этого, чтобы собственная сила наказала пр становлением Ашема". Неев ского народа силе своих бог вернено Великое Имя Б-га.

ни, стихи 26-35

Баг замыслил и народ, и УС вое решение зсствии с Атрибутом Суда, вечному изгнанию, чтобы л других народов, в^аг не возгордился: "Наша от 1вника — это не было по-

рв, и,

припишут гибель еврей-тем самым, будет оск-

смысл этих слов, то станет :ает уничтожения еврейского потеряет обоснование своему

Если вникнуть в глубин очевидно, что Ашем не дог народа, так как тогда вселен! существованию.                        I'

Б-г создал человека, что! / своего Создателя, а Творец, / ,^ ловеку свободу выбора совер '/' как человечество поколение /

только евреи сохраняли верн^,^ы: он признал и возблагодарил народам, что Он является В' Ы свою очередь, предоставил че-сил. Они свидетельствуют о Щ/агтъ добро или зло. В то время тории. Если еврейский наредМДза поколением развращало себя, великие чудеса Б-га и приг * ^'-ц, Б-гу, доказывая всем другим природным силам.                   ('лещей Силой, Источником всех

Таким образом, существо'* Его великих деяниях в ходе ис-и признающего истинность у ,»,| ис чезнет, другие народы забудут солютным условием продолж Дин ут все наблюдаемые явления

Ибо народы мира сбиты /, г

ния, иначе они осознали бы ф /аьсие наРода' близкого к Ашему еврейского народа.                  '/Агге существования, является аб-

Они тогда рассуждали бы' Л^цегося бытия вселенной, преследовать тысячу евреев, Й А ^олку и нет в них понима-значит их Твердыня предала%/лр^чину страшного наказания ши руки?!" (Пока евреи туЬ$

'(р туе: "Раз один из нас может ///1 дзое из нас — десять тысяч, ,Шиз„ и их Б-г предал их в на-.4,1 чели и соблюдали Тору, все

было наоборот: малое число евреев наносило поражение огромным вражеским силам.)

Это произошло во время сражения в Йеуде. Римлянин преследовал еврея и хотел заколоть его. Но за секунду до того как копье пронзило тело жертвы, ядовитая змея укусила еврея в ногу. Умирающий сказал римлянину: "Передай своему военачальнику: пусть он не думает, что победил нас из-за того, что его армия сильнее нашей. Вы не могли бы покорить нас, если бы Ашем не предал нас в ваши руки!"

Врагам следовало бы понять, что именно Б-г отдал евреев в их руки, ибо в прошлом их боги никогда не могли победить Ашема. Поражение евреев стало возможным только по велению Б-га.

Евреи заслуживают наказания, ибо их дурные поступки подобны тем, что совершались в порочных городах Сдом и Амора.

"Их вино — это вино Сдома, и с насаждений Аморы — горький виноград" (32:32).

Еврейский народ сравнивается с вином. Виноградная лоза — низкорослый кустарник, но его ветки могут взбираться ввысь. Так и евреи занимают в этом мире низкое положение, но будут возвышены в Грядущем Мире. Как величие виноградной лозы становится очевидным только после того, как из ее плодов сделано вино, так и величие еврейского народа будет оценено только в будущем.

Когда евреи соблюдают Тору, они производят "сладкий виноград", а в этом месте Моше предрекает, что их виноград будет "горьким". Поэтому Б-г допустит, чтобы они испили "горькую чашу наказания". Их накажут жестокие враги, чьи приговоры будут так же ужасны, как укусы ядовитых змей.

Всемогущий объявляет: "Будущие деяния еврейского народа открыты Мне. Наступит день суда за их злодеяния. Уже известно, каким будет наказание: они будут изгнаны

382

из Земли. Когда Я захочу, чтобы произошло их падение, в Моем распоряжении будет много сил, готовых исполнить Мою волю!"

Этими словами Моше завершил ту часть Песни, где содержался упрек сынам Израиля и пророчество об их наказании. В ней содержится предупреждение, чтобы в наказании они видели руку Б-га, так как оно было предречено в Торе.

Шестая и последняя часть песни, стихи 36-43

Утешение для еврейского народа и Б-жественное обещание, что их угнетателей постигнет справедливый суд

Моше предсказал, что изгнание закончится, когда оно искупит грехи еврейского народа, и тогда Б-г накажет другие народы за преследования евреев.

"После того как Ашем подвергнет евреев всем этим страданиям, когда праведники среди них будут растоптаны и покинуты, Ашем сжалится над ними.

Он укорит Свой народ: "Где же боги, которым вы служили; "твердыня", которой вы доверились? Пусть идолы, которым вы приносили жертвы, встанут, чтобы помочь и защитить вас!

Освобождение, которое Я вам несу, покажет вам, что Я был, Я есть, Я буду и, кроме Меня, нет бога. Своим Словом Я убиваю в этом мире и воскрешу мертвых в будущем. Я наказал еврейский народ, и Я же исцелю его в конце дней. Никто не спасет воинство Гога из Моих рук, когда оно выйдет на войну".

Стих: "Я убиваю и воскрешаю" (32:39) — это ясное обещание Письменной Торы, что Б-г воскресит мертвых.

Кути (самаретянин) спросил рабби Меира: "Оживут ли мертвые?"

"Обязательно", — убедительно ответил тот.

Кути продолжал: "Они воскреснут нагими или одетыми?"

"Одетыми", — уверенно ответил рабби Меир.

383

"Откуда вы знаете?" — спросил кути.

"Я докажу это не из стихов Торы или из Мишны,

—   сказал рабби Меир, — но из опыта. Как вы сеете пшеницу: с ядрышками или без?"

"У семян нет ядрышек", — ответил кути.

"А как снимаете урожай, с ними или без них?"

—  спросил рабби.

"С ядрышками", — отвечал Кути.

"Вот видите, — воскликнул рабби Меир, — если это справедливо по отношению к пшенице (Б-г обертывает ее в защитный слой ради человека, чтобы его пища была чистой), то уж, без сомнения, это истинно и в отношении самого человека. (Б-г сделает так, что он воскреснет в достойном виде, то есть одетым.) Человек воскреснет в саване, в котором его похоронили".

"Мне непонятно еще одно, — настаивал кути. — Воскресшим потребуется пища. Как может хватить пищи на всех праведников со времен Адама?"

"Бывал ли ты в поселении Хамат Гадер (курорт, известный своими горячими источниками)?"

"Конечно", — ответил кути.

"Это было в разгар сезона, когда множество людей устремляется туда, чтобы искупаться в горячих источниках?"

"Да, именно тогда", — сказал кути.

"Так как же хватило еды для тысяч приехавших в такое небольшое местечко?" — спросил рабби Меир.

"Предвидя большой наплыв гостей, туда съехались множество торговцев со всех сторон," — пояснил кути.

"Точно так же Ашем подготовит должное снабжение человечества после воскрешения мертвых, — сказал рабби Меир, — Он заставит землю плодоносить в изобилии и в соответствии с нуждами людей".

"Если это так, как вы говорите: мертвые воскреснут, их вдоволь накормят и хорошо оденут, то-

гда почему вы плачете, когда человек умирает?" — настаивал кути.

"Пусть на тебя падет проклятие (за твое неверие), — воскликнул рабби Меир. — Если человек теряет драгоценный камень, разве он не сокрушается? Хотя мертвые действительно воскреснут, но в данный момент — это утрата для живых".

Наши мудрецы поясняют, что хотя после смерти человеческое тело подвергается разложению, душа его продолжает существовать в вечном мире жизни. Души праведников и праведниц испытывают несравненное счастье и блаженство. Чем выше их духовные достижения в этом мире, тем сильнее блаженство после смерти. Мир, в который души входят после смерти, называют Ган Эден.

Рамбам называет его олам аба — Грядущий Мир. Каковы минимальные требования для достижения доли в вечной жизни?

Согласно Рамбаму, — это совершенное исполнение одной заповеди хотя бы раз в жизни. Ашем дал нам множество заповедей, дабы увеличить вероятность обретения доли в Грядущем Мире.

Гемара {Санхедрин 1106) обсуждает, начиная с какого возраста, ребенок может получить долю в олам аба. По мнению рабби Акивы, даже тот, кто умер в младенчестве, имеет на это право-Человеческое существование мы можем разделить на пять периодов:

1.  Жизнь в этом мире.

2.  Ган Эден, где души праведников пребывают до воскрешения.

3.  Эра Машиаха.

4.  Воскрешение мертвых, когда Б-г возвращает мертвых к жизни с помощью того, что Мудрецы называли "росой воскрешения".

Этому периоду предшествует Великий День Суда, о котором пророчествовал Даниэль (12:2): "И многие (подразумевая праведных) из тех, кто спит в земном прахе, проснутся; одни

384

385

(праведники) — к вечной жизни, другие —к позору и вечному презрению (наказанию)".

5. Олам аба (Грядущий Мир).

Моше продолжал пророчества Именем Ашема: "Ибо Я поднимаю Мою руку к Небесам и клянусь, и это справедливо, как и то, что Я буду существовать вечно, что Я сделаю острым Свой меч, буду судить со всей суровостью и накажу моих противников, причинивших страдания евреям, и Я отплачу за угнетение еврейского народа тем, кто ненавидит Меня".

Ашем сказал: "Я вечен, поэтому у Меня хватит времени, чтобы отомстить".

Человек, ссудивший деньги, спешит взыскать долг, опасаясь, что либо он сам, либо его заемщик может умереть, и долг останется невозвращенным. Но Ашем, Который вечен, может собрать Свои долги, когда пожелает. Если Он не наказывает злодея, пока тот жив, Он покарает его после смерти. Если Он не собирает то, что причитается Ему в этом мире, Он возьмет Свое в Грядущем Мире.

Почему Б-г не наказывает угнетателей еврейского народа сразу, а во многих случаях ждет конца дней?

Виленский Гаон поясняет, что страдания в Грядущем Мире намного мучительней, чем в этом мире. Б-г хочет наказать некоторых грешников в полной мере, поэтому Он ждет Конца Дней.

"Я напою Мои стрелы кровью врагов, и Мой меч растерзает их плоть мида-кенегед-мида за пролитую еврейскую кровь и за порабощение евреев. Я покараю их за их собственные преступления и даже за преступления их предков.

Когда Б-г отомстит за кровь Своих рабов, еврейского народа, народы мира начнут воспевать сынов Израиля: "Посмотрите на этот народ, прилепившийся к Б-гу во времена тягот изгнания и не оставивший Его! Они всегда

386

верили в доброту Б-га и Его величие! В конечном итоге, Он отомстил за все причиненное им зло".

Б-г отомстит не только за убийства, но также и за воровство и жестокость по отношению к Его народу. Он успокоит и утешит их в страданиях, и, тем самым, будет успокоена Земля".

Сказанное выше — это недвусмысленное обещание будущего Освобождения, так как во времена посройки Второго Храма неевреи не восхваляли евреев, а, скорее, глумились над ними. Тогда Б-г не только не отомстил за пролитую еврейскую кровь, но и не утешил Свой народ.

Первая часть песни, в которой шла речь о прегрешении, рассеянии и наказании сынов Израиля, осуществилась, как то предсказала Тора. Теперь мы ожидаем предстоящего Освобождения, когда Б-г исполнит последние обещания.

Как возвышенна песнь Аазин/. В ней говорится о настоящем, прошлом и будущем; в ней сказано об этом и Грядущем мирах. Стих "И Он утешит Свою Землю и Свой народ" (32:43) также означает: Эрец Исраэль искупает грехи тех, кто в ней похоронен, как жертвенник искупает грехи". Великая святость Эрец Исраэль может искупить грехи похороненных в ней людей.

Моше и Йеошуа учат сынов Израиля песне А аз и ну. Моше поясняет сынам Израиля, что все в Торе имеет значение

Моше вместе с Йеошуа обучали народ песне Аазину. Йеошуа делал это в Шабат, последний день жизни Моше, в присутствии своего учителя, чтобы народ не мог позже заявить: "Пока был жив твой учитель, ты не осмеливался говорить!"

Хотя Йеошуа был официально назначен преемником Моше, он не возгордился. Он остался таким же смиренным и праведным, как и до возвеличения. Чтобы подчеркнуть это, Тора называет его первоначальным именем Ошеа (32:44).

Моше пояснял евреям: "Чтобы понять Тору, вы должны максимально использовать ваш интеллект, глаза и уши.

387

В Торе каждая деталь имеет смысл. Если вам не удается уловить смысл, значит, вы недостаточно потрудились. Кроме того, изучение Торы никогда не остается без вознаграждения, ибо гарантирует вам долгую жизнь в Земле, куда вас ведет Б-г (и вы не будете изгнаны).

В Торе все имеет глубокий смысл — стихи, слова, буквы, даже точки или значки над буквами.

Даже такие стихи как: "Дочерью Лотана была Тимна" и "А Тимна была наложницей сына Эсава Элифаза" (Берешит 36:12, 22) имеют глубокий смысл. Тимна происходила из знатной семьи потомков Сеира. Она хотела присоединиться к семье Авраама и просила его, Ицхака и Яакова принять ее как гейорет, но они отказали ей в этом. Тогда она решила стать наложницей Элифаза сына Эсава и родила Амалека, ставшего самым страшным врагом евреев. Нашим праотцам не следовало отвергать ее (хотя, без сомнения, у них были на то основания).

Ашем приказывает Моше взойти на гору Нево, чтобы оттуда обозреть Ханаан

В день смерти Моше Ашем приказал ему: "Поднимись на гору Нево. Оттуда ты увидишь Эрец Исраэль. Ибо ты умрешь на этой горе и твоя душа присоединится к своему народу. Ты умрешь, подобно твоему брату Аарону, в результате "Б-жественного поцелуя", как ты и пожелал".

Моше взмолился снова: "Властелин Вселенной, не дай мне стать похожим на человека, который подготовил свадебный праздник для своего единственного сына лишь для того, чтобы быть призванным ко двору царя и там узнать о своей немедленной казни. Я поднял этот народ, я вывел его из Египта, я учил их Твоей Торе, я построил для них Мишкан ради Тебя, а теперь, когда мы собираемся пересечь Иордан и овладеть Землей, мне говорят, что я должен умереть! О, дозволь мне пересечь Иордан, а затем я умру по своей воле."

Отвечал ему Всемогущий: "Из-за тебя евреи восстали против Меня, Мое Имя было осквернено, когда ты ударил

388

по скале у вод Меривы. (Грех хилуль Ашем, осквернения Имени Б-га, с превеликим трудом поддается искуплению.)

С горы Нево ты увидишь Землю внизу и узришь Небесную Землю вверху. Но войти туда не сможешь. И даже твои кости нельзя будет перенести туда, ибо в эпоху Ма-шиаха ты встанешь, чтобы привести Поколение Пустыни в Эрец Исраэль".

Хотя Моше только сейчас узнал от Ашема, что не может войти в Эрец Исраэль из-за своего проступка у вод Меривы, проступка, спровоцированного настойчивыми просьбами сынов Израиля добыть воду из скалы иным способом, нежели указал Ашем, Моше не сердился на евреев, ибо был человеком Б-га и ему не было свойственно негодование. Вместо этого он решил даровать Коленам свое прощальное благословение, так как знал, что его смерть близка.

389

ЗОТ АБРАХА

Перед своей смертью Моше благословляет народ

Когда Ашем приказал Моше: "Взойди на гору Нево, и там ты умрешь", Ангел Смерти решил, что может забрать душу Моше. Он слетел вниз и парил над Моше. Когда Моше заметил это, он схватил его и вынудил опуститься

на землю.

"Ашем уверил меня, что я неподвластен тебе, — сказал Моше. — Стой рядом и слушай, как я благословляю колена". И Моше заставил Ангела Смерти выслушать его благословения.

Ангел Смерти — это другое имя Сатана, не желавшего, чтобы сыны Израиля получили благословения. Моше "связал его", то есть у него была духовная власть помешать Сатану предъявить обвинения евреям, мешающие исполнению благословений.

Моше хотел, чтобы его последним поступком стало благословение евреям. Он начал книгу Дварим с упрека, и в песне Лазину он также упрекал их. Теперь он желал благословить свой народ.

Именно от Моше пророки более поздних времен научились завершать свои содержащие укор поучения словами утешения и благословения народа.

390

Здесь Тора называет Моше "человек Б-га" (33:1). Это звание даровано ему после того, как он благословил евреев, ибо только тот, кто защищает и восхваляет еврейский народ, будет возвышен Ашемом. Благословения Моше превосходили слова всех праведников до него и даже благословений праотцев, ибо Моше был выше их всех.

"Много дочерей проявило героизм, но ты превзошла их всех" {Мишпей 31:29), Писание имеет в виду Моше, который превзошел своих праотцев.

Мидраш иллюстрирует превосходство Моше с помощью воображаемого разговора между ним и великими праведниками прошлого:

Адам говорит Моше: "Я выше тебя, ибо меня сотворил Сам Ашем, а тебя произвели на свет родители".

Моше: "Ты потерял свое величие, согрешив, а Лучи Славы, которыми меня наградил Б-г, никогда не были отняты".

Ноах: "Я более велик, нежели ты, ибо был спасен от Потопа (и стал праотцем всего человечества)".

Моше: "Ты спас себя одного, но не все поколение. Я же спас не только себя, но, когда Б-г пожелал погубить мой народ после греха золотого тельца, спас и их всех тоже".

Авраам: "Я более велик, нежели ты. Я был гостеприимен ко всем странникам".

Моше: "Мои деяния более значительны, ибо я кормил еврейский народ, который обрезан. Более того, ты жил около обитаемых мест, где мог добывать пищу, а я кормил свой народ в пустыне небесным хлебом".

Ицхак: "Я выше тебя. Я положил голову на жертвенник и лицезрел Шехину*\

Моше: "Но это зрелище затуманило твой взор. Я же мог говорить с Шехиной лицом к лицу, и мои глаза сохранили свою силу".

Яаков: "Я боролся с ангелом и победил его".

391

Моше: "Ты боролся с одним ангелом в своих владениях, я же вознесся на Небеса, владение ангелов, и там победил их воинство (ибо они хотели убить меня, дабы не позволить мне получить Тору)".

И сказал Ашем: "Благословения Моше будут самыми благотворными, ибо он ближе ко Мне, нежели все эти праведники. Поэтому пусть он благословит евреев".

Прежде чем начинать благословения, Моше помолился. Он произнес псалом {Теплим 90): "Молитва Моше, человека Б-га".

В нем он упоминает о краткости человеческой жизни: "Дней наших — семьдесят лет, а при особой крепости — восемьдесят".

Однако душа человека продолжает жить, в конечном итоге возвращаясь к своему истоку: "Ашем, Ты — прибежище для нас (для наших душ) во всех поколениях" (Теилим 90:1).

Мидраш Теилим поясняет, что Моше сочинил одиннадцать псалмов {Теилим 90-100). Они соответствуют его последним благословениям одиннадцати коленам (Моше не благословил Шимона). Псалом 90 соответствует; "Пусть Реувен живет и не умрет", ибо Реувен раскаялся, а этот псалом говорит о раскаянии: "Ты приводишь человека в состояние, когда он слаб от горя, и Ты (тогда) говоришь: "Вернитесь, сыны человеческие" {Теилим 90:3)". Далее Мидраш поясняет связь остальных псалмов с благословениями.

Стихи 2-5; слова, предваряющие благословения: Моше описывает величие еврейского народа

Моше начал с восхвалений Б-га, описывающих как Он явил Себя на Синае, чтобы даровать Тору. Дарование Торы также ярко высвечивает величие нашего народа, ибо только евреи среди всех поколений желали получить Тору, поэтому они заслуживали благословений.

Моше объявил: "На горе Синай Ашем вышел к еврейскому народу подобно тому, как выходит жених приветст-

392

вовать свою невесту. До того Ашем предлагал Тору всем народам мира, но они отказались ее принять.

Рамбам (Игерэт Тейман) придерживается мнения, что Он посылал им пророков со Своим сообщением.

Ашем явил Себя потомкам Эсава и спросил: "Примете ли вы Тору?"

"Что написано в ней?" — спросили те.

"Вы не должны убивать", — отвечал Он.

"Если так, мы не можем принять ее, — отказались они. — Наш праотец Эсав получил благословение "жить за счет меча".

Б-г предложил Тору потомкам Лота — Амону и Моаву, но и они спросили: "Что же написано в ней?"

"Вы не должны прелюбодействовать", — отвечал Ашем.

"Тора не для нас, — заявили они. — Наши народы произошли от кровосмешения дочерей Лота".

Ашем предложил Тору и потомкам Ишмаэля.

"Какие законы она содержит?" — спросили они.

"В ней сказано: 'Не воруй'".

"Мы происходим от Ишмаэля, который был вором и похитителем детей, — запротестовали они. — Это не для нас".

Каждому народу на земле была дана возможность получить Тору (чтобы позднее они не сказали: "Если бы только Б-г дал нам шанс, мы бы тоже соблюдали Тору"), но все отказались. Только сыны Израиля приняли Тору, даже не поинтересовавшись ее содержанием; вместо этого они заявили: "Мы сделаем и затем услышим!"

Моше объявил: "Величие Ашема не поддается описанию. На Синай Он привел с Собой только часть Небесного воинства, подчиняющегося Ему, в отличие от людей, демонстрирующих все свое богатство в день свадьбы.

Он дал евреям Свой огненный закон, Тору, которую начертал на скрижалях Своей десницей".

393

Почему Тора названа "огненным законом"?

1.  Тора существовала еще до создания Вселенной. Перед тем как ее передали людям, она была написана пред Ашемом черным огнем на белом пламени. Затем Моше написал ее внизу чернилами на пергаменте.

Концепция духовной Торы, написанной "черным огнем на белом пламени", имеет мистический характер.

Гур Аръе поясняет, что эти цвета символизируют два основных качества Торы: доброту и правду. В основе Торы лежит "белый огонь", доброта к людям. Если мы изучим заповеди, то обнаружим "черный огонь" — ее правдивость, соответствие разумному началу. Яркими и очевидными примерами этого являются заповеди почитания родителей и соблюдения Шабата.

2.  Тора была передана среди огня: ангелы, спустившиеся с Ашемом на Синай, были из огня; гора была объята пламенем; Тору вручил Б-г, Которого называют "пожирающий огонь", а лицо посланника Б-га (Моше) сияло от огня.

В Даровании Торы решающее значение играли три естественных элемента.

о Огонь, ибо сказано: "И гора Синай вся дымилась" (Шмот 19:18).

о Вода, ибо сказано: "И Небеса, и облака источали воду" (Шофтим 5:4). Когда евреи умерли, услышав Первое и Второе Речения, Ашем оживил их росой, которой Он воспользуется при Воскрешении.

о Пустыня.

Ашем хотел научить евреев тому, что Тора, как и эти три элемента, доступна всем.

Теперь Моше благословил евреев: они заслужили вечную жизнь в Грядущем Мире за то, что приняли Тору.

"Ашем возлюбил Колена великой любовью. Он связал с Собой для вечной жизни души праведников. Они заслужи-

394

ли ее, ибо пришли к подножию горы Синай и приняли иго Торы". Моше также восхвалял евреев: "Даже когда Б-г показывает благосклонность к народам мира и передает евреев в их руки, праведники не оставляют Его, а с радостью принимают Его приговор. Даже во время жестоких страданий праведники не перестают изучать Его Тору.

Несмотря на ужасные беды, евреи не оставляют Тору, утверждая: "Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова. Мы не оставим ее, ибо мы приняли ее".

Фраза "Тора — наследие общины Яакова" подразумевает, что каждый еврей должен изучать Тору; она не является уделом элитарной группы раввинов.

Однажды рабби Янай встретил человека в облачении мудреца Торы и пригласил его на трапезу.

После обеда рабби Янай завел с гостем беседу о различных проблемах Талмуда, Мишны и Письменной Торы. Велико же было его разочарование, когда он обнаружил, что его гость — абсолютный невежда, не способный ответить ни на один вопрос!

"Возьми бокал вина и начни Биркат амазон (По-слетрапезное благословение)", — предложил рабби Янай.

"Пусть Янай в своем доме сам ведет Биркат амазон", — отвечал гость. (На самом деле он не мог прочесть эту молитву и пытался скрыть свое невежество под маской уступчивости хозяину.)

Рабби Янай был оскорблен тем, что гость назвал его только по имени, тем самым обнаружив не только невежество, но и неуважительное отношение к рабаним. Он счел необходимым проучить невежу.

"Ты способен, по крайней мере, хотя бы повторить одно-единственное предложение?" — спросил он.

"Да", — отвечал гость.

"Тогда повторяй за мной, — приказал рабби Янай. — Пес (то есть тот, кто так же бесстыден, как пес) ел пищу Яная".

395

вдохновив многих мужчин своего колена совершить подобное преступление.

Наш праотец Яаков, благословляя своих сыновей, укорил и Шимона, и Леви. Впоследствии Леви исправил свои пути, а Шимон испортился еще больше.

Два человека попросили заем у царя. Один вовремя вернул долг, а потом сам ссудил царя деньгами. А другой не только не возвратил долг, но и имел наглость попросить царя о новом займе.

Вот так и Яаков вначале укорял и Шимона, и Леви за их гнев: они вдвоем уничтожили город Шхем и активно пытались лишить жизни Йосэфа.

Впоследствии колено Леви использовало присущие им черты ревнивости и гневливости для целей отмщения за оскорбление чести Всемогущего, когда наказывали поклонявшихся золотому тельцу и когда левит Пинхас убил Зимри, согрешившего лидера колена Шимона.

В то же время члены колена Шимона продолжали направлять в ложное русло присущую им вспыльчивость и склонность к насилию: их лидер Зимри восстал против Моше в Шитиме. Поэтому колено Шимона утратило право на получение благословений.

Отсюда мы учим, что ни одна из черт характера по внутренней своей сути не является "хорошей" или "плохой". Каждую из них можно продуктивно использовать в служении Ашему. Если человек по натуре энергичен, то ему следует направить свою энергию на борьбу с проступками (Мальбим).

Тем не менее в благословении Йеуде Моше намекал на Шимона, когда сказал: "Слушай, Ашем, голос Йеуды". Слово шма (слушай) содержит буквы имени Шимон. Кроме того, доля Шимона в Эрец Исраэль представляла собой несколько узких полосок земли в уделе Йеуды.

Почему Шимону была предоставлена земля внутри доли Йеуды?

У земледельца был буйный бык. Чтобы приручить его, фермер поместил в соседнем стойле статую льва.

398

Он надеялся, что вид разъяренного зверя усмирит быка.

Шимон был благословлен вместе с Йеудой, "львом", и сделался его соседом, чтобы присутствие Йеуды удерживало Шимона от неоправданного насилия.

Благословение Йеуды

Моше пророчески благословил Йеуду сразу после Ре-увена, ибо колено Йеуды было ведущим.

Кроме того, это колено имело особую заслугу для получения благословения во вторую очередь, ибо основатель колена побудил своего брата Реувена открыто сознаться в грехе. После того как Иеуда смело признал свою вину в случае с Тамар, Реувен также набрался храбрости и признался: "Я расстроил ложе своего отца".

Однако наши мудрецы приводят и другую причину того, почему Моше благословил Йеуду сразу после Реувена и почему он начал это благословение со слов везот лиуда (а это [благословение] для Йеуды)".

В ходе сорокалетнего скитания по пустыне сыны Израиля несли с собой гробы всех сыновей Яакова, чтобы со временем привести их тела к погребению в Эрец Исраэль. Но, в то время как все другие тела оставались нетленными, кости Йеуды разошлись и начали перекатываться в фобу.

Йеуда сам навлек на себя это наказание, умоляя своего отца Яакова: "Позволь мне взять Биньямина в Египет. Если я не верну его тебе, пусть я буду проклят во все мои дни, даже после смерти". Хотя Йеуда вернул Биньямина Яакову, его проклятие, проклятие праведника, волей-неволей произвело действие. Поэтому душа Йеуды не могла войти в Гая Эден, соответственно, его кости не находили покоя.

Моше умолял Ашема: "Разве может труп Реувена оставаться нетронутым, когда останки Йеуды потревожены? Разве не он побудил Реувена открыто признаться в своей ошибке? Поэтому послушай, Ашем, голос Йеуды!"

399

Как только Моше произнес слова молитвы: "Слушай, Ашем, голос Йеуды", кости Йеуды соединились. Когда Моше произнес: "и присоедини его к его народу", душа Йеуды была допущена в Небесную ешиву, где она воссоединилась с душами праведных евреев. Последние слова Моше: "и защити его от его притеснителей" стали причиной того, что душа Йеуды достигла высочайшего уровня приближения к Ашему в Грядущем Мире.

Слова Моше везот лиуда (а это [благословение] для Йеуды) также намекают на Тору (ибо слово везот повсюду в Писании намекает на Тору). Моше указывал: "Цари, ведущие происхождение от Йеуды, всю свою жизнь будут учить Тору".

Моше молился: "Властелин Вселенной, прими молитвы царей дома Давида, когда бы им ни угрожала опасность от врагов! Возврати их воинов живыми с поля боя! Пусть им сопутствует удача в битвах и будь им подмогой против неприятеля!"

Моше пророчески предвидел, что время от времени Давид будет попадать в большие беды, поэтому он молил Ашема спасти будущего монарха.

Он также молился за царя Йошияу, предвидя, что тот возвратится к Ашему и разрушит идолов в Эрец Исраэль.

Благодаря молитвам Моше, Ашем принял раскаяние Йошияу и обещал не разрушать Храм во время его правления.

Более того, Моше молился за царя Менаше, чтобы Ашем принял его молитву в вавилонском пленении и освободил его.

Последняя фраза "и будь им подмогой против неприятеля!" — пророческий намек на царя Йеошафата, искавшего помощи Ашема в следующем случае:

Праведный Йеошафат, царь Йеуды, женил своего сына на дочери порочного Ахава, который правил царством Десяти Колен.

Перед тем как пойти на войну против Арама, Ахав попросил Йеошафата присоединиться к нему.

400

В ходе битвы колесницы врагов окружили Йеошафата, и тогда он обратился к Ашему.

На Небесах постановили, что Йеошафат заслуживает смерти за союзничество с порочным Ахавом, но его молитва и благословение Моше изменили приговор.

"Это не тот, кого мы ищем!" — сказали лучники врага, и их колесницы разъехались. Ашем даровал Иеошафату еще семь лет жизни.

Благословение Леви

Моше благословлял колено Леви:

"Ты (Ашем) одел Аарона, которого Ты нашел праведным, в Свои урим ветумим (нагрудную пластину первосвященника).

Ты испытал Аарона у вод Меривы, когда постановил, что он должен умереть в пустыне, поскольку стоял рядом с ударившим скалу Моше. Аарон мог возмутиться: "Я не совершал никакого греха, почему же я должен умереть?" Но его сердце было безупречным с Тобой; он не жаловался. Поэтому заслужил право носить урим ветумим над своим сердцем".

На другом уровне Моше восхвалял колено Леви, избранное для исполнения Б-жественной службы в Мишкане и Храме:

"Когда бы ты ни испытывал колено Леви, евреи вели себя безупречно; когда Ты испытал их у вод Меривы, они сохранили верность".

В отличие от других евреев левиты не провоцировали Моше у вод Меривы (добыть воду не тем способом, который избрал Ашем). Они также не участвовали ни в одном из десяти испытаний, которыми сыны Израиля испытывали Б-га в пустыне.

"Колено Леви не проявило (фальшивой) жалости к тем, кто поклонялся золотому тельцу; они поражали даже своих родственников.

401

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map