Jewish Book Favorites
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Еврейские Книги на русском языке Online

 де всего нам нельзя раскрывать своего влияния на мир.

Вернемся к нашей модели и представим себе тот микрокосм, где мы пробуем играть роль Б-га. Эта проблема уже обсуждалась не раз, и большая часть того, о чем будет говориться далее, есть результат этого обсуждения.

Обсуждение большей частью сводилось к чему-то вроде шахматной игры, доской для которой служил описанный выше остров. Тут были ходы и ответные ходы, где стратеги маневрировали с тем, чтобы туземцы заняли желаемые позиции. А "победой" считается достижение желаемого результата.

Несмотря на то, что у вас достаточно ресурсов для конечной победы, сразу же возникают осложнения. И не последнее из них — тот факт, что каждый ход может потребовать десятков, а то и сотен лет. Вы можете достичь результатов, но это долгий процесс. Пусть даже у вас сколько угодно времени, но ведь каждый год приносит жителям острова новые страдания.

И еще одна серьезная проблема: наша конечная цель — формирование высших ценностей у местного населения — гораздо важнее влияния на ход событий. И пусть даже урок усвоен первым же поколением — он может быть забыт уже следующим. Сделать позитивные ценности инте-

гральной частью островной культуры — задача огромной трудности.

Мы неизбежно приходим к выводу о необходимости постепенного и незаметного проникновения в островную жизнь. С этой задачей в силах справиться лазутчики, что не противоречит принятым правилам. Лазутчики должны выполнять две функции. Во-первых, они станут примером для островитян. Они могут создать модель общества, и если бы это образцовое общество просуществовало достаточно долго, оно могло бы заинтересовать туземцев, которые стали бы присоединяться к нему и у него учиться. Второй целью лазутчиков было бы прямое обучение местного населения, чтобы поднять его моральный уровень. А это могло бы резко ускорить приближение окончания игры.

Но наши лазутчики всегда пребывали бы в большой опасности. То, что в своих действиях они основываются на другой системе ценностей, конечно, всегда замечали бы посторонние. Чем больше их понятия отличались бы от понятий местного общества, тем большее негодование они бы вызывали. Рассеянные по всему острову для исполнения своей миссии, они повсюду бы превратились в преследуемое меньшинство. А по правилам игры мы мало чем можем им помочь. В лучшем случае, мы можем спасти их.

62

63

Из-за опасности обнаружить свое воздействие связь с лазутчиками мы обязаны свести к минимуму. Им пришлось бы жить на острове в течение многих поколений, рассеявшись среди местных племен, и нам пришлось бы прибегнуть ко многим уловкам, чтобы уберечь их от принятия ложных ценностей окружающей среды. Такой мерой могло бы отчасти служить положение притесняемого меньшинства. Но по сути, и им самим приходилось бы выполнять свою миссию, не сознавая нашей глобальной стратегии.

И тем не менее, постепенно островитяне все-таки начали бы осознавать странность поведения лазутчиков. И однажды игра бы закончилась — вы открыли себя. Раскрыта была бы и роль лазутчиков. Как исполнители вашего замысла, они бы тогда взяли на себя роль вождей и учителей островитян.

Заключение

Размышления над судьбой микрокосма помогли нам чуть больше понять отношение Б-га к нашему миру. Его действия направлены на то, чтобы привести мир к состоянию совершенства, которое, как учит еврейская Традиция, наступит с приходом Машиаха. Этот процесс, эта "игра" и

есть по существу человеческая история. Нетрудно узнать в нашем мире и "лазутчиков". Это еврейский народ, которому дана была Тора, а в ней изложено учение об основах совершенного общества. Общество, живущее согласно этим принципам, данным Всевышним, могло бы стать примером здорового общества, свободного от социальных болезней окружающего "туземного'* населения .

Давая еврейскому народу Тору, Б-г сказал: "Будьте же Мне святы, ибо свят Я, Г-сподь, и Я отличил вас от тех народов, чтобы стать [вам] Моими" (Вайикра, 20:26).26 Миссия Израиля — дать миру такой пример, как говорит Тора: ■^Храните же и исполняйте [эти заповеди] , ибо это мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, лишь услышав о всех этих уставах, скажут: "Как мудр и разумен народ, этот народ великий"> (Дварим, 4:6).

Наша задача — свидетельствовать о плане, который Всевышний предначертал человечеству, как сказано у пророка Йешаягу: "Вы — свидетели Мои, говорит Г-сподь, и раб Мой [ты] , которого Я избрал..." (Йешаягу, 43:10) .27 И еще говорит Б-г Своему пророку: "Я, Г-сподь, призвал тебя для правды... и сделаю тебя народом завета, светом племен" (Йешаягу, 42:6) .28

Еврейский народ подобен сердцу человечества,

64

65

которое постоянно бьется, наполняя все человечество верой в Б-га и Его учение.29

От еврейского учения оттолкнулись в свое время христианство и мусульманство. Хотя и далекие от совершенства, эти религии — шаг в верном направлении: дальше от язычества.30 Но конечный шаг еще должен быть сделан.

Более важно однако то, что еврейский народ, вернее, те, кто соблюдает Тору, продолжает быть примером совершенного общества, предначертанного Б-гом. Даже и сегодня — это надо ясно осознавать, что бы ни говорили недоброжелатели, — еврейский народ является образцом нравственности для других народов, хотя и несоизмерим наш уровень с уровнем наших святых предков. Тора и заповеди действительно представляют высшую мудрость в совершенствовании человеческого общества.

А праведник, цадик> стоит ближе всего к совершенному человеку.

Уникальное положение Израиля, принявшего Б-жественную Тору, будет оставаться таковым, пока не исчезнут все конкурирующие цивилизации. Но до тех пор неевреи будут испытывать ненависть к Израилю.31 Наши мудрецы учат нас, что маслину нужно раздавить, и только тогда она даст масло. Так и Израиль преследуем до тех пор, пока не придет его час.

Г

32 Всевышний так говорит

66

Своему пророку: "Ломкой трости не преломляет и мерцающей светильни не гасит; по правде производит суд. Не ослабеет он и не сокрушится, пока не установит правосудия на земле, и острова ожидать будут его наставления" (Йешаягу, 42:3,4) .33

...Мы живем в век многих проблем. Газеты и телевидение приносят ужасы всего мира прямо в вашу гостиную. То, что раньше было скрыто огромными расстояниями, теперь — перед глазами. Мы видим страдания, убийства, голод и спрашиваем, как может Б-г терпеть все это зло. Еврей спрашивает, как Всевышний допустил убийство шести миллионов его братьев и сестер.

Те, кто понимают истинную глубину иудаизма, знают ответ.

Приведу лишь один пример. Одним из крупнейших еврейских лидеров нашего времени был Ребе из Клаузенбурга (Клужа, в Румынии) — ра-би Йекутиэль-Йегуда Гальберштам, да будет благословенна память праведника. Вся его семья — жена, дети, близкие и дальние родственники — погибли от рук нацистов. Он сам провел два года в Освенциме и чудом остался в живых. Чем он занялся, выйдя из мира смерти? Он стал воз-

67

вращать к еврейству, к Б-гу тех, кто остался в живых.

Я не раз слышал, как этот великий человек обсуждал вопрос о шести миллионах и лагерях смерти. Были слезы и печаль, но вопросов не было. Ибо тут перед нами цадик, чей великий ум видит далеко за пределами непосредственно видимого. Когда человек устремлен в абсолют, у него действительно нет вопросов.

Главное — это помнить, что Б-г есть абсолютное добро, и, значит, даже худшее зло — к лучшему, оно станет добром.34

Человек может творить зло, но даже и это искупит Б-г и в конце концов превратит в добро. Талмуд учит нас благодарить Б-га в этом мире и за добро, и за зло, и есть особые благословения, которые следует произносить, услышав добрую или печальную весть о себе или о другом еврее. А в Грядущем мире мы поймем, что кроме добра, ничего нет.35

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  см. "Морэ невухим", 3:10.

2.  см. "Магид дварав леяаков", разд. 102; "Ликутей Мо-г&ран", 64.                                                         ^

3.  "Эмунот ведеот", 1:4; р.Хисдай Крескес, "Ор Гашем",

68

2:6:2; "Сефер гаяшар", 1; "Пардес римоним", 2:6; "Шиур кома", 13:3; "Эц хаим", гл. "Шаар гаклалим", 1; "Рейшит хохма", гл. "Шаар гатцгува", 1; "Шней лухот габрит", 1:216; "Шомрей эмуним [гакадмон] ", 2:13; "Месилат йешарим", 1; "Дерех Гашем", 1:251.

4. "Дерех Гашем", 1:251,

б. см- "Мехильта", гл. "Шмот", 14:29; "Брейшит раба", 21:5; "Шир гаширим раба", 1:46; "Мишнэ Тора", разд. "Гильхот тшува", 5:1.

6.  см. "Мидраш Тегйлим", 36:4; "Зогар", 1:23а, 2:184а; "Акедат Ицхак", 70; "Эц хаим", гл. "Шаар гамлахим", 5; "Сефер Баал-Шем-Тов", гл. "Шмот", 9.

7.  Хулин, 606.

8.  "Зогар", 3:476.                              ^

9.  "Брейшит раба", 9:6; "Менорат гамаор", 237; комм. "Тосфот Йом-Тов" к трактату Аводазара, 4:7.

10.  Авода эара, 546.

11.  "Морэ невухим", 2:28.

12.  Шабат, 1026. _

13.   "Сифри", гл. "Гаазину", 306; "Брейшит раба", 8:11; комм. Раши к Брейшит, 2:7.

14.  Хагига, 16а.

15.   "Зогар", 2:946.

16.   см. комм. Рамбана к Брейшит, 2:9; Кидушин 82а.

17.   "Шмона шеарим", гл. "Шаар гапсу_ким", комм, к Брейшит, 2:17; "Ликутей Тора" (Гаари), комм, к Брейшит, 3:1.

18.   "Шаарей кдуша", 1; "Тания", 1.

19.  "Торат Моше", комм, к Брейшит, 2:17; комм. "Тосфот" к трактату Сангёдрин, 566.

20.  см. прим. 17, а также комм. р. Бахьи к Брейшит, 2:9; "Дерех Гашем", 1:3.

21.   "Эц хаим", гл. "Шаар гамлахим", 5.

22.  см. "Млехет Шма", 8:6.

23.   "Зогар", 1:246.

24.   "Зогар", 2:846.

69

25.  "Морэ невухим", 2:35.

26.  см. комм. Раши к Вайикра, 19:2.

27.   "Сефер гаикарим", 1:2.

28.  это часть знаменитого отрывка из книги Йешаягу о "страдающем слуге". Согласно Раши, слова эти относятся к еврейскому народу. По мнению многих других комментаторов, здесь говорится о Машиахе. Ибн-Ээра утверждает, что эти слова относятся к самому пророку.

"Зогар", 2:2216; "Кузари", 3:36; 2:12.

"Кузари", 4:23; "Тшувот Рамбам", 58; "Тшувот Ри-

ваш", 119; "Акедат Ицхак", 86.

см. прим. 23.

"Шмот раба", 36:1.

см. прим. 28, а также Мнахот, 536.

р.Моше-Хаим Луццатто, "Калах питхвЙ хохма" раад.2.

70

29. 30.

31. 32. 33. 34. 35. Псахим, 50а.

О СВОБОДЕ ВЫБОРА

Зачем Всевышний сотворил мир?

Ответ на этот вопрос прост, но в то же время затрагивает одну из сокровеннейших тайн мироздания. Ибо как мы не в силах до конца понять Всевышнего, так мы не можем полностью понять и Его намерения. И все-таки, глядя на Его Творение, мы пытаемся понять, зачем Он создал мир. Тора говорит, что Сам Всевышний побуждает нас искать причину Творения.

Мы знаем, что Всевышний — источник добра. Более того, именно Он и только Он определяет, что есть добро. Каждый Его поступок полон самой чистой и беспредельной любви. Его доброта и Его Любовь — вот те инструменты, с помощью которых осуществляется цель Творения. Царь Давид сказал: 'Т-сподь добр ко всем, Его любовь на всех Его деяниях" (Тегилим, 145:9).'

Всевышний совершенен и не нуждается ни в

71

25. 26. 27. 28.

29. 30.

31. 32. 33. 34. 35.

"Морэ невухим", 2:35. см. комм. Раши к Вайикра, 19:2. "Сефер гаикарим", 1:2.

это часть знаменитого отрывка из книги Йешаягу о "страдающем слуге". Согласно Раши, слова эти относятся к еврейскому народу. По мнению многих других комментаторов, здесь говорится о Машиахе. Ибн-Ээра утверждает, что эти слова относятся к самому пророку.

"Зогар", 2:2216; "Кузари", 3:36; 2:12. "Кузари", 4:23; "Тшувот Рамбам", 58; "Тшувот Ри-ваш", 119; "Акедат Ицхак", 86. см. прим. 23. "Шмот раба", 36:1. см. прим. 28, а также Мнахот, 536. р.Моше-Хаим Луццатто, "Калах питхвЙ хохма", разд.2. Псахим, 50а.

70

О СВОБОДЕ ВЫБОРА

Зачем Всевышний сотворил мир?

Ответ на этот вопрос прост, но в то же время затрагивает одну из сокровеннейших тайн мироздания. Ибо как мы не в силах до конца понять Всевышнего, так мы не можем полностью понять и Его намерения. И все-таки, глядя на Его Творение, мы пытаемся понять, зачем Он создал мир. Тора говорит, что Сам Всевышний побуждает нас искать причину Творения.

Мы знаем, что Всевышний — источник добра. Более того, именно Он и только Он определяет, что есть добро. Каждый Его поступок полон самой чистой и беспредельной любви. Его доброта и Его Любовь — вот те инструменты, с помощью которых осуществляется цель Творения. Царь Давид сказал: 'Т-сподь добр ко всем, Его любовь на всех Его деяниях" (Тегилим, 145:9).'

Всевышний совершенен и не нуждается ни в

71

чем, в том числе и в Творении. Поэтому мы можем сказать, что у Него не было необходимости создавать мир. Всевышний создал мир, чтобы наполнить его Своим добром: "Мир построен на милости" (Тегилим, 89:3) .2

Возможности Всевышнего безграничны, из чего следует, что Его любовь тоже безгранична и должна наполнять Его Творение величайшим добром.3 А поскольку, как мы уже говорили, Он Сам определяет, что есть добро, то величайшее добро это исходит прямо от Самого Всевышнего.4

Человеку, чтобы все это оценить или хотя бы различить, нужна некоторая доля контрастов.5 Поэтому, чтобы мир в своем существовании познавал благо Б-жественного присутствия, он должен сначала испытать Его отсутствие. И вот наш мир, нижний из цепи миров, соединяющих Творца и Творение, создан так, что присутствие Всевышнего в нем совершенно неразличимо.6

Всевышний сделал Вселенную местом обитания человека, творения, способного воспринять добро, даруемое Творцом. Человек должен был быть способен испытывать и осознавать радость и счастье и обладать способностью общения со своим Создателем.7 Тогда все в мире стало бы для него способом получать дары Всевышнего.

Вот почему, завершая Творение, Всевышний

72

сказал: "Если нет гостей, какая радость Царю от угощения, которое Он для них приготовил?"8

Человек создан так, что он способен понимать и глубоко переживать величайшее добро, именуемое "Б-г".9 И мы можем сказать, что Б-жествен-ной целью Творения было дать понять Себя Самого существу чрезвычайно удаленному и неизмеримо ниже стоящему, чем Он Сам. Сказано об этом, что "Он пожелал пребывать в низшем мире."10

Человек создан так, что ему доставляет радость совершать добро. Это свойство человеческой психологии необходимо для исполнения цели Творения. Но как узнать, что хорошо, а что плохо? На жизненный опыт мы положиться в этом случае не можем. Любой поступок "хорош" или "плох" в зависимости от условий, в которых он совершен, и в зависимости от бытующих в данном коллективе представлений о том, что хорошо и что плохо. Дать жаждущему воды — хорошо? Но при некоторых ранениях это бывает смертельно опасно. Кроме того, наши поступки, слова и мысли воздействуют на бесконечную систему миров, а они, в свою очередь, воздействуют на нас. Каким точно образом это происходит — мы не знаем.

Что же для нас "хорошо" и что "полезно"? Мы можем узнать это только от Абсолютного Авто-

73

ритета, т.е. от Создателя мира, из Его Торы или через Его пророков. Поэтому наибольшая радость — практическое исполнение законов Торы.11 "Ну вот, опять порочный круг, — скажет кто-нибудь из читателей. — Сначала я должен поверить в то, что Всевышний существует, что Абсолютный Авторитет есть". Да, этот шаг может сделать только сам человек. Ибо сказано: "Все в руках Неба, кроме страха пред Небом". Но можно ли предположить, что существует согласованный в необозримом числе деталей мир без Творца и Г-сподина мира?

Для того, чтобы человек мог пережить радость исполнения заповедей, Б-г раскрыл ему Свою волю. От имени Всевышнего пророк учит нас: "Я Г-сподь, Б-г твой, научающий тебя для твоей пользы, наставляющий тебя на путь, по которому ходить тебе" (Йешаягу, 48:17) .12 Исполняя Б-же-ственные повеления, мы осуществляем цель Его Творения.13 И учит нас псалмопевец: "Ты указываешь мне путь жизни; полнота радости пред Тобой, и вечное блаженство в деснице Твоей" (Те-гилим, 16:11) .14

Чтобы исполнение Закона приносило радость, человек должен знать, что все зависит от его свободного выбора, что он не вынужден так поступать. Такова одна из причин, по которой Б-г дал человеку свободу воли.15

74

Такая свобода воли, конечно, есть следствие Б-жественной справедливости.16 Но с другой стороны, она обусловлена той целью, ради которой и была создана Вселенная. Ибо Б-г так устроил мир, что Его дары человек получает, только когда желает и добивается этих даров, а это возможно лишь при условии наличия у него свободы воли.17

Мы можем воспринять эту мысль и на более высоком уровне. Высшее добро есть Сам Всевышний. Высшее добро, которое Он может даровать, это Он Сам. Нет большего блага, чем приближение к Творцу всех благ. И поскольку Всевышний хочет дать человеку максимум добра, Он дает ему способность быть похожим на Себя и бесконечно приближаться к Себе.

В этом и состоит смысл дарования человеку свободы воли.18 Как свободно поступает Всевышний, так же свободно поступает и человек. Согласно мнению многих комментаторов, именно это имеется в виду, когда Тора говорит, что человек создан "по образу Всевышнего".19

Но чтобы действительно иметь свободный выбор, человек должен обладать не только внутренней свободой воли, но и реальной свободой выбора, то есть он должен жить в мире, в котором возможен выбор между послушанием и бунтом.20 Чтобы такой выбор существовал, Все-

75

т

вышний и создал мир, в котором действует добро и зло.21 Он говорит Своему пророку: "Я создаю свет и творю тьму, Я делаю добро и творю зло —Я, Г-сподь, делаю все..." (Йешаягу, 45:7)."

Чем труднее выполнить Б-жественное веление, тем большее удовлетворение испытывает человек, исполнив его. И это чувство является фундаментальным элементом психологии человека. Всевышний создал мир, поставив перед человеком задачи огромной сложности. Всевышний так устроил этот мир, что служить Ему здесь по-настоящему очень трудно. Всевышний допускает зло и искушение, хотя они могут послужить причиной того, что люди забудут Его или будут безразличны к Нему и Его учению.23 Одни сделают неверный выбор, заблудятся на жизненном пути — такова цена, которую платит свободный человек. Зато другие заслужат награду, свободно избрав добро. Мудрецы наши учат нас, что мир был сотворен ради праведников.24

Даже зло служит Б-жественной цели, усиливая удовлетворение того, кто, служа Всевышнему, преодолел искушения и увеличил награду, которую получит в будущем.25 Чем труднее преграды, тем больше радость победы, тем выше награда. Наши мудрецы учат нас: "Воздаяние соответствует страданию".26 Зло создано для того, чтобы мы его преодолели. Так сказано в Писании: "Вот,

76

бояться Г-спода — это мудрость, и удаляться от зла—разум" (Ийов, 28:28) ,27

Однако здесь мы сталкиваемся с существенным противоречием. Мир, в котором можно заслужить Б-жественную награду, прямо противоположен тому, каким он должен быть, чтобы в нем стоило эту награду получить. Чтобы путь человека был путем любви, на котором никакая степень послушания и исполнения не слишком велика, ибо делаешь это для Любимого, и, следовательно, путем, который заслуживает наибольшей награды, человек должен служить Всевышнему в мире, в котором у него есть возможность выбора между добром и злом, в мире, в котором само существование Всевышнего и Б-жественная природа Его заповедей не видны и не ясны.

А тот мир, в котором человек мог бы сполна получить свою награду, должен обладать прямо противоположными качествами. В мире воздаяния и Всевышний, и Б-жественная природа заповедей должны быть очевидны. Высшее добро — Сам Всевышний. И награда — это близость к Нему. Чем больше эта близость, тем больше награда, так как желание быть с любимым — в природе любви. Лишь тогда, когда человек ясно осознает истинную природу своих поступков, он может достичь вершины радости, совершая их.28

Для этого Б-г создал два уровня существова-

77

нин. Он создал олам газэ — Этот мир — средоточие искушений, труда и преодоления, где мы зарабатываем себе свое конечное воздаяние. И Он создал второй уровень — олам габа — Грядущий мир — мир конечного воздаяния, в котором истинная природа наших дел будет совершенно очевидна. Так существование этих двух миров разрешает противоречие. Олам газэ ставит перед нами величайшие задачи, а олам габа дает высшие возможности для осознания истинной цели наших поступков, истинной природы наших трудностей, а также и того, как мы решили поставленные перед нами задачи.29

Итак, принцип свободы воли человека, дающий ему абсолютную свободу выбора между добром и злом, является основой нашей веры.

Моше-рабейну говорит от имени Всевышнего: "В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, — избери же жизнь, дабы жить тебе и потомству твоему" (Дварим, 30:19) .30

Еврейская Традиция учит нас, что каждый человек сам выбирает свой жизненный путь — хороший или плохой. У каждого есть возможность достичь высшего человеческого совершенства или пасть в грязь и деградировать. Если человек отказывается внимать зову праведности и избирает зло, ему не на кого пенять, потому что реше-

78

ние — целиком его собственное. Это имеет в виду Писание, говоря: "Зло и добро не из уст Всевышнего исходят. Так что же жаловаться живому человеку, сильному мужу на свои грехи?" (Эйха, 3:38,39).31

Конечно, многое ограничивает возможности человека. Умственные способности, здоровье или личные особенности могут быть преградами на его пути в этом мире.32 И тем не менее, каждый может выбирать, служить ли ему Всевышнему в меру своих сил и способностей.33 Этому учат нас мудрецы наши: "Все в руках Неба, кроме страха пред Небом".34

Интересно отметить, что согласно современной научной картине мира, свобода воли является интегральной частью Творения. Наука говорит, что элемент неопределенности или "свободы воли" присущ каждому кванту материи, и это ясно указывает на то, что Вселенная была создана как поле деятельности существа, наделенного свободой воли, — человека. Это свобода воли дает человеку возможность не просто реагировать на внешние стимулы и обстоятельства, но определять и выбирать свои поступки. Хотя действия каждого человека могут зависеть от его наследственности, воспитания, окружения, эти факторы не диктуют человеку, какой выбор ему сделать.

79



previous next

Home Еврейские Книги на русском языке Online Jewish Russian Library Site Map

Jewish Book Favorites - English Site Map - English