Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

не смог, ибо вода все еще покрывала землю.

Согласно Торе, путешествие голубя вошло в историю людей, как символ обнадеживающего пророчества. Еврейский народ уподобляется голубю, остальные народы сравниваются с водой. Как голубь не нашел покойного места среди вод, так и евреи не найдут его в изгнании. Как голубь возвратился домой в ковчег, так и сыны Израиля вернутся в будущем на свою землю.

Голубь возвратился в ковчег, и Ноах ждал новые семь дней, прежде чем выпустил его наружу. На сей раз голубь вернулся, держа в клюве лист оливы. Откуда голубь принес этот лист? Разве все растения не были уничтожены Потопом? Раскрылись врата Ган Эден, и именно там нашел голубь этот листок.

В Ган Эден полно восхитительных экзотических растений. Тогда почему голубь не мог найти какой-нибудь лист получше, нежели лист горькой оливы? Принеся Ноаху оливковый лист, голубь тем самым как бы сказал: "Я предпочитаю получать свою пищу из рук Ашема, даже если она так же горька, как плод оливы, а не кормиться у тебя в ковчеге, пусть даже пища здесь слаще меда".

Отсюда мы получаем наглядный урок: следует скорее согласиться на более низкий уровень жизни, нежели принимать подаяние.

После прилета голубя Ноах понял, что где-то появились участки суши, иначе голубь не смог бы долететь до Ган Эден, ведь надо же было где-то отдыхать по дороге.

Ноах подождал еще семь дней и опять выпустил голубя, чтобы определить, стала ли земля годной для жизни, как прежде. На этот раз земля достаточно просохла, и голубь, найдя себе постоянное обиталище, уже не вернулся в ковчег. С ковчега сняли покров, и тут все увидели, что хотя земля освободи-

131

был Шемхазаэль (один из т$->'_. опустились на землю^" о^у «^ дям). Хам вощб' .^ -^ л'

1"о. Толь-окончатель-

ти ее

У

Лй

^> л- <ь.                              утри ковчега. Он сказал

.«*■ ^                               позволения Ашема, то и

                             золения". Тогда услышал он

.иди из ковчега — ты, твоя же-

жены твоих сыновей вместе с то-

к                    „тупил на твердую почву. Но увы! Как

все и.           ^сь за тот год, что он провел в ковче-

ге. Пре^ ним предстала необъятная бесплодная пустыня. Ноах зарыдал: "Властелин Вселенной! Твое имя Сострадательный. Почему Ты не пожалел Своих созданий?"

— Глупый пастырь! — ответил ему Ашем. — Разве сейчас время для таких речей? Перед Потопом Я объявил тебе, что уничтожу человеческий род. Тогда тебе следовало молить о милосердии. Но когда ты узнал, что будешь спасен, почему ты пренебрег возможностью вознести мне мольбу за своих собратьев? Как же ты осмеливаешься открывать свой рот теперь?

Из ответа Ашема Ноах понял, что он не оправдал ожиданий и должен исправиться. "Интересно, почему Ашем велел принести в ковчег по семь пар от всех чистых животных, хотя по одной паре вполне было достаточно для выживания их рода? — подумал он. — Он наверняка хотел, чтобы я принес остальных в жертву".

Подумав так, Ноах облачился в Небесные одеяния, сделанные Ашемом еще для Адама и взятые в ковчег. Нарядившись в эти драгоценные одежды, он принес

132

четыре жертвы на месте будущего Храма в Иерусалиме.

—  Господин Вселенной, — так молился Ноах, принося жертвы, — я умоляю Тебя никогда больше не посылать потоп на землю.

Ашем остался доволен служением Ноаха, который дал пример для всех грядущих поколений молиться только Ему.

—  Никогда больше не прокляну Я землю из-за человека, — ответил Ашем, — и не буду поражать живых тварей, как сделал ныне. Клянусь тебе, что второго Потопа на земле не будет.

Чтобы предотвратить возрождение той греховности, что существовала до Потопа, Ашем отныне изменил условия жизни людей, сделав ее более трудной и хлопотной.

Причиной, лежавшей в основе пороков, которые повлекли за собой Потоп, была беззаботная жизнь, протекавшая в сплошных наслаждениях и позволявшая людям прекрасно существовать, не обращаясь к Ашему. Они никогда не страдали ни от жары, ни от холода, ни от болезней, им неизвестна была трагедия преждевременной смерти, они никогда не испытывали боли, а урожая одного года вполне хватало на сорок лет. В результате, люди решили, что могут обойтись без Всемогущего.

И вот теперь, после Потопа, все изменяется: людям отныне придется помнить о своем Творце и взывать к Нему за помощью. Они будут испытывать трагедию смерти детей и поэтому будут вынуждены обращать свой взор к Небу. Они будут страдать от летнего зноя, от зимней стужи, от болезней, вызванных сменой времен года, — и поэтому смирятся. Из года в год придется им сеять и жать, а раз так, то будут они зависеть от дождя и потому станут молиться своему Творцу.

133

.                     следовать головные

был Шемхазаэль (один о>                  <то сделало ^ по

опустились на земл- ^                    была шенной и

дям). Хам воп^ *                        ни болезнеГ

■ .^ $ А *                     и его сыновей: "Плоди-

НЧТ^ л ^ ф                   /лняйте землю! Страх пе-

^? ^ V?                    звере земном, в ваши руки

^                   ^учил от Ашема разрешение

ым человеком, который попро-

ь                                /топа пища людей была исключи-

тельь

Ноах ь               ^ливости заслужил это разрешение,

ибо в ковчеге ухаживал за всеми животными и они выжили только благодаря его заботам.

Впрочем, Ашем ограничил только что дарованное разрешение есть мясо, категорически запретив есть кровь, а также плоть, взятую от живой твари. Эта заповедь составляет седьмой закон для Потомков Ноаха; соблюдать эти законы обязаны все люди без исключения. Она добавлялась к шести законам, которые были заповеданы еще Адаму и перешли от него к Ноаху, чтобы тот передал их всем будущим поколениям.

Одновременно с этим, подобно тому как Он разрешил Ноаху убивать животных, Ашем предостерег его от пролития человеческой крови. Ашем заповедал: а Тот, кто совершит самоубийство, будет призван к ответу за пролитие своей крови.

□   Если кто-то совершит преднамеренное убийство, а свидетелей не будет, то Я Сам отомщу за кровь жертвы.

□   Если кто-то совершит убийство случайно и отнесется к этому беспечно, поскольку не будет свидетелей, из-за чего ни один людской суд не сможет отправить его в изгнание, то Я покараю его.

134

□ Тот, кто намеренно убьет другого человека в присутствии свидетелей, подлежит смертной казни. Эти законы обязательны для всего человечества.

Знамение радуги

Когда после выхода Ноаха из ковчега Ашем заповедал ему Плодитесь и размножайтесь, Ноах не поспешил выполнять эту заповедь, поскольку боялся, что Ашем, несмотря на Свое обещание, может в будущем снова уничтожить весь мир. Тогда Ашем дал клятву не устраивать больше потопа. Ноах все же не удовольствовался этим и потребовал знамения.

Ашем выполнил просьбу Ноаха. Показав ему на радугу в небе, которой раньше не было, Ашем объявил: "Вот знамение завета! Всякий раз, когда Сатана станет в критический момент обвинять и осуждать человечество, требуя, чтобы дождь превратился в потоп и навлек на мир разрушение, Я посмотрю на радугу и вспомню Свой завет никогда больше не насылать потоп!"

Радуга была предназначена для этой цели еще накануне первого Шабата, во время Шести дней Творения.

Почему символом мира между Ашемом и человечеством была выбрана именно радуга?

Ашем сказал: "Когда Я наслал Потоп, Мой лук был натянут против человека. Радуга своей формой напоминает опрокинутый лук и означает, что "стрелы Небесные" не будут больше посылаться для уничтожения человечества".

С тех пор время от времени радуга появляется на небе, чтобы вновь заверить нас в том, что, несмотря на наши грехи, Ашем не станет нас уничтожать. Ко всему прочему, радуга служит также зловещим напоминанием, что, если бы не завет Ашема, мы по-

135

был Шемхазаэль (один у опустились на зем-г*- ,° дям). Хам впт-о' .^ ти ее от>т-*г"'

/

нот?

о*

I

О,

тел1

вергать

ние должно послужить .

мысли о самоисправлении.

Но-

време-- когда .ой сту-малень-Аснейших ^да евреи /а, символы своими те времена

радугу, ведь

да она пови-

.стрый взгляд

.апомнив себе,

бещал не под-

хкое напомина-

'будить в людях

Опьянение Ноаха и проклятие Канаана

До Потопа Ноах проводил время в служении Аше-му. Выйдя из ковчега, он счел своей новой задачей вновь возделать опустошенную землю и поэтому целиком отдался сельскому труду. Произошла смена занятий, которая оказалась первым шагом к упадку. В результате Ноах оказался в положении, когда был опозорен, а его отпрыск проклят.

Как это случилось? Ноах захватил в ковчег побеги винограда. И вот теперь, после окончания Потопа, он решил разбить виноградник. Но то было ошибочное решение, ибо сперва надо было посадить пшеницу или какой-нибудь другой злак, важный для выживания человечества.

136

3 тот момент, когда Ноах собирался посадить виноград, появился Сатан.

_ Хочешь ли ты, чтоб я помог тебе в этом благородном начинании? — спросил он.

— Да, — ответил Ноах.

Сатан ушел и тут же вернулся с маленьким ягненком в руках. Держа его над виноградной лозой, он заколол его. Во второй раз он возвратился со львом, которого тоже убил, омочив лозу его кровью. Затем Сатан принес обезьяну, заколол ее и снова вылил кровь на лозу. Наконец он пришел со свиньей, убил ее и окропил кровью землю под лозой.

С той поры чрезмерное употребление вина приводит к дьявольским последствиям. Если человек выпьет одну чашу, он станет послушным и мирным, как ягненок. Выпив две чаши, он начнет похваляться, как лев, всеми великими делами, которые, согласно его словам, он совершит в будущем. После трех чаш он пустится в пляс, как обезьяна. После четырех чаш он блюет и валяется в грязи, как свинья.

Ноах обрадовался, заметив, что его лоза растет с чудовищной скоростью. Она расцвела, созрела и дала плоды в тот самый день, в который была посажена. На радостях Ноах собрал ягоды, быстро приготовил вино и тут же его попробовал. После первой чаши он выпил вторую, затем третью, четвертую...

Не надо смотреть на опьянение Ноаха как на пример бытового пьянства. Ноах не был пьяницей. Лучше взглянуть на него, учитывая факт, что земля в тот момент являла собой гнетущую картину жуткого запустения. Только что выжатое вино символизировало возобновление плодородия оправившейся после Потопа земли. Так что не следует удивляться, что охваченный счастьем Ноах не смог ограничиться умеренным количеством пьянящего напитка.

Когда в шатер вошел внук Ноаха Канаан, он обна-

137

несли бы такое же наказание, что и поколение Но-аха.

В еврейской истории было два периода — во времена царя Хизкияу и Мужей Великого Собрания — когда еврейский народ достигал чрезвычайно высокой ступени праведности. (Во времена Хизкияу даже маленькие дети разбирались во всех тонкостях сложнейших вопросов Закона). Поэтому в эти два периода евреи не нуждались в новых подтверждениях завета, символом которого была радуга. Они были защищены своими достоинствами. Так что радуга на небе в те времена не появлялась.

Не стоит пристально всматриваться в радугу, ведь в ней миру является Шехина Ашема. Когда она повисает между туч, надо бросить на нее быстрый взгляд и прочесть благословение, тем самым напомнив себе, что Ашем, невзирая на наши грехи, обещал не подвергать человечество истреблению. Такое напоминание должно послужить тому, чтобы пробудить в людях мысли о самоисправлении.

Опьянение Ноаха и проклятие Канаана

До Потопа Ноах проводил время в служении Аше-му. Выйдя из ковчега, он счел своей новой задачей вновь возделать опустошенную землю и поэтому целиком отдался сельскому труду. Произошла смена занятий, которая оказалась первым шагом к упадку. В результате Ноах оказался в положении, когда был опозорен, а его отпрыск проклят.

Как это случилось? Ноах захватил в ковчег побеги винограда. И вот теперь, после окончания Потопа, он решил разбить виноградник. Но то было ошибочное решение, ибо сперва надо было посадить пшеницу или какой-нибудь другой злак, важный для выживания человечества.

136

В тот момент, когда Ноах собирался посадить виноград, появился Сатан.

—  Хочешь ли ты, чтоб я помог тебе в этом благородном начинании? — спросил он.

— Да, — ответил Ноах.

Сатан ушел и тут же вернулся с маленьким ягненком в руках. Держа его над виноградной лозой, он заколол его. Во второй раз он возвратился со львом, которого тоже убил, омочив лозу его кровью. Затем Сатан принес обезьяну, заколол ее и снова вылил кровь на лозу. Наконец он пришел со свиньей, убил ее и окропил кровью землю под лозой.

С той поры чрезмерное употребление вина приводит к дьявольским последствиям. Если человек выпьет одну чашу, он станет послушным и мирным, как ягненок. Выпив две чаши, он начнет похваляться, как лев, всеми великими делами, которые, согласно его словам, он совершит в будущем. После трех чаш он пустится в пляс, как обезьяна. После четырех чаш он блюет и валяется в грязи, как свинья.

Ноах обрадовался, заметив, что его лоза растет с чудовищной скоростью. Она расцвела, созрела и дала плоды в тот самый день, в который была посажена. На радостях Ноах собрал ягоды, быстро приготовил вино и тут же его попробовал. После первой чаши он выпил вторую, затем третью, четвертую...

Не надо смотреть на опьянение Ноаха как на пример бытового пьянства. Ноах не был пьяницей. Лучше взглянуть на него, учитывая факт, что земля в тот момент являла собой гнетущую картину жуткого запустения. Только что выжатое вино символизировало возобновление плодородия оправившейся после Потопа земли. Так что не следует удивляться, что охваченный счастьем Ноах не смог ограничиться умеренным количеством пьянящего напитка.

Когда в шатер вошел внук Ноаха Канаан, он обна-

137

был Шемхазаэль (один-/ опустились на зе! дям). Хам воич>" ти ее от нот/ :<г>

#

•I

о*

4'

те

Он по-оторый, 1 своего , образом /ткого по-четвер-/при насле-/эбщил сво-^>ша, и один землю. А у того!"

братьев. Шем

• ™                         своего отца, а

а?                         гер пятясь, за-

                          I разу при этом

за меру. Потомкам Шема                                                       шалит (т.е. одеяние с цицит), чь^ ься. Сыны Иефе-та получили обещание, что . дет предоставлено почетное место для захоронения в Эрец Исраэль, ибо сказано {Иехезкель 39:11): "Дам Гогу (потомкам Иефета) место, подходящее для могилы".

А Хаму Ашем сказал так: "Ты презрел своего отца, и потому Я клянусь, что тебе воздастся той же монетой: "уведет ассирийский царь пленников из Египта и изгнанников из страны Куш (и Египет, и Куш были заселены потомками Хама), молодых и старых, нагими и босыми и с непокрытыми чреслами в посрамление Египту". {Иешаяу 20:4)

Как только Ноах, пробудившись от опьянения, понял, что с ним сделал его недостойный сын Хам, он тут же проклял его: "В наказание за то, что ты помешал мне породить четвертого сына, будет проклят твой четвертый сын Канаан! Раз ты не дал появиться на свет еще одному моему сыну, который бы служил

138

мне, то твой четвертый сын станет рабом в услужении у остальных братьев!"

Но почему Ноах проклял не самого Хама, а лишь его сына? Да потому что Ашем уже благословил Ноаха и его сыновей, а раз так, то и Хам получил благословение Ашема. Ведь проклятие человека — ничто по сравнению с благословением Всевышнего.

В свое время африканцы представили в суд Александра Великого обвинение против евреев. "Земля Канаана принадлежит нам, — утверждали они. — Эта страна потому носит такое имя, что некогда была владением нашего праотца Канаана, евреи же отобрали ее".

На это серьезное обвинение надо было дать ответ. Один человек по имени Гевиа бен Песиса пришел к мудрецам и сказал: "Прошу вас, разрешите мне явиться в суд Александра. Если победит противная сторона, вы сможете сказать: "Нашим представителем был человек из простонародья". Если выиграю я, то скажете им, что победителем оказалась Тора".

Мудрецы согласились.

Гевиа спросил африканцев в присутствии Александра: "На чем основано ваше заявление?"

— На Писании, — ответили они.

—   Раз так, — сказал Гевиа, — то и я опровергну ваши слова с помощью Писания. Сказано так (9:25): "Он (Ноах) сказал: "Проклят Канаан, рабом рабов да будет он у своих братьев". А теперь скажите, если раб приобретает что-либо, то разве его собственность не принадлежит его господину? Более того, раб и сам принадлежит своему господину. Не только земля Канаана действительно принадлежит нам, но, бесспорно, и вы сами являетесь нашей собственностью. Так почему вы уклоняетесь от служения нам?!"

—  Дайте ему ответ, — приказал Александр, повернувшись к африканцам.

139

ружил, что Ноах лежит пьяный и обнаженный. Он побежал сообщить об этом своему отцу Хаму, который, услышав эту новость, явился поглазеть на своего отца и поступил с ним самым отвратительным образом — он кастрировал Ноаха. Мотивом этого жуткого поступка было желание не дать Ноаху породить четвертого сына, который получил бы свою долю при наследовании земли. Хам вышел и с издевкой сообщил своим братьям: "У Адама было только два сына, и один из них убил другого, чтобы унаследовать землю. А у этого сыновей трое, и он явно хочет четвертого!"

Поведение Хама шокировало обоих его братьев. Шем принес одежду, чтобы покрыть наготу своего отца, а Иефет помогал ему. Они вошли в шатер пятясь, закрыв лицо руками, и укрыли Ноаха, ни разу при этом не взглянув на его голое тело.

Все сыновья Ноаха получили мера за меру. Потомкам Шема — евреям — был дарован талит (т.е. одеяние с цицит), чтобы им покрываться. Сыны Иефе-та получили обещание, что им будет предоставлено почетное место для захоронения в Эрец Исраэль, ибо сказано {Иехезкель 39:11): "Дам Гогу (потомкам Иефета) место, подходящее для могилы".

А Хаму Ашем сказал так: "Ты презрел своего отца, и потому Я клянусь, что тебе воздастся той же монетой: "уведет ассирийский царь пленников из Египта и изгнанников из страны Куш (и Египет, и Куш были заселены потомками Хама), молодых и старых, нагими и босыми и с непокрытыми чреслами в посрамление Египту". (Иешаяу 20:4)

Как только Ноах, пробудившись от опьянения, понял, что с ним сделал его недостойный сын Хам, он тут же проклял его: "В наказание за то, что ты помешал мне породить четвертого сына, будет проклят твой четвертый сын Канаан! Раз ты не дал появиться на свет еще одному моему сыну, который бы служил

138

мне, то твой четвертый сын станет рабом в услужении у остальных братьев!"

Но почему Ноах проклял не самого Хама, а лишь его сына? Да потому что Ашем уже благословил Ноаха и его сыновей, а раз так, то и Хам получил благословение Ашема. Ведь проклятие человека — ничто по сравнению с благословением Всевышнего.

В свое время африканцы представили в суд Александра Великого обвинение против евреев. "Земля Канаана принадлежит нам, — утверждали они. — Эта страна потому носит такое имя, что некогда была владением нашего праотца Канаана, евреи же отобрали ее".

На это серьезное обвинение надо было дать ответ. Один человек по имени Гевиа бен Песиса пришел к мудрецам и сказал: "Прошу вас, разрешите мне явиться в суд Александра. Если победит противная сторона, вы сможете сказать: "Нашим представителем был человек из простонародья". Если выиграю я, то скажете им, что победителем оказалась Тора".

Мудрецы согласились.

Гевиа спросил африканцев в присутствии Александра: "На чем основано ваше заявление?"

— На Писании, — ответили они.

—   Раз так, — сказал Гевиа, — то и я опровергну ваши слова с помощью Писания. Сказано так (9:25): "Он (Ноах) сказал: "Проклят Канаан, рабом рабов да будет он у своих братьев". А теперь скажите, если раб приобретает что-либо, то разве его собственность не принадлежит его господину? Более того, раб и сам принадлежит своему господину. Не только земля Канаана действительно принадлежит нам, но, бесспорно, и вы сами являетесь нашей собственностью. Так почему вы уклоняетесь от служения нам?!"

—  Дайте ему ответ, — приказал Александр, повернувшись к африканцам.

139

— Предоставь нам три дня на обдумывание этого вопроса, — попросили африканцы. Не найдя обоснованных возражений, они позорно бежали.

Этот случай приключился в Эрец Исраэль в год шмита, последний год семилетия, когда еврейские поля стояли незасеянными. Африканцы отказались от своей собственности, и весь урожай достался евреям.

Предвидя, что еврейский народ произойдет от Ше-ма, Ноах благословил его. "Благословен будь, Б-г Шема! воскликнул он. — Шехина (Б-жественное присутствие) явит себя только среди потомков Шема, среди сынов Израиля.

Обратившись к Иефету, Ноах пророчески благословил и его: "Да умножит Ашем Иефета! Один из его потомков, персидский царь Кореш (Кир) построит Второй Храм. Однако Шехина не станет обитать в нем, а пребудет только в Первом Храме, построенном царем Шломо".

Рассказ об опьянении Ноаха — это одно из тех мест в Торе, которые, подобно главе о назире, служат предостережением против употребления вина. (Назир — человек, полностью посвятивший себя ча время служению Ашему и обязавшийся, кроме прочего, не прикасаться к вину). На языке наших мудрецов вино означает удовольствие. (Так, о наслаждении человека, узревшего Шехину, говорится как об угощении вином, оставшимся от винограда Шести дней Творения). Тот, кто проводит жизнь в поисках обычного вина, в упадке закончит свои дни.

Ноах дожил до того времени, когда трое его сыновей дали начало семидесяти народам и мир вернулся в прежнее жалкое состояние. Ноах все еще жил, когда пришло Поколение Рассеяния. Его застал даже Авраам Авину, которому Ноах передал из первых рук сведения о Потопе.

140

Царь Нимрод приступает к сооружению Вавилонской Башни

 

 

previous                                                                                                                                             next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map