Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Эта подборка не претендует на то, чтобы включить в себя все или хотя бы большинство мидрашей, относящихся к каждму отрывку Торы. В ней представлена только ничтожная часть, капля в море того относящегося к мидрашам материала, который содержится в наших Священных Книгах. Отобраны были лишь те мидраши, которые, будем надеяться, окажутся полными смысла для читателя. Причиной отбора послужило то, что подчас приведенная в мидрашах точка зрения на данный вопрос не является единственным обоснованным мнением, поскольку при переводе технически невозможно в каждом случае указывать на все существующие мнения. И еще одно замечание. Во многих случаях мидраши из разных источников перемешаны между собой, чтобы сделать работу как можно более интересной.

(Несколько необычная транслитерация, которая, как читатель может заметить, выполнялась не всегда последовательно, является результатом компромисса. Сделана попытка приспособить написание к современному кругу читателей и одновременно избежать радикальных отклонений от традиционной транслитерации).

ш.

ВВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТОРЫ

Мы не можем по-настоящему понять значение того, что говорили наши мудрецы, если не ознакомимся сперва с предпосылками, из которых они исходили. Ниже введены определения некоторых основных понятий, используемых на всем протяжении этой книги. Дополнительные определения смотрите в глоссарии.

Мида-кенегед-мида (Мера за меру)

Способ, которым Небо карает или вознаграждает человека, соответствует действиям, им совершенным. В награде или наказании, которое получает человек от Ашема, как в зеркале отражаются его собственные поступки. И потому в дни возмездия он будет знать, что все происходящее с ним — результат не случая, а Б-жественного Провидения.

Примером возмездия по принципу мида-кенегед-мида могут послужить Десять казней, которые Ашем обрушил на египтян. Изучая разделы Бо и Ваера, мы поймем, что каждая из казней была целенаправленным ответом на какую-либо жестокость, совершенную египтянами по отношению к своим жертвам, евреям.

15

Олам азе (Мир нынешний)

Шехина (Б-жественное Присутствие)

Короткий срок, отпущенный нам в этом мире, — только прелюдия к миру грядущему. Жизнь в этом мире сравнивают с коридором, ведущим во дворец — в грядущий мир. Цель нашего земного существования — приготовиться к тому, чтобы войти во дворец. Средства достижения этой цели — изучение Торы и выполнение заповедей, мицвот.

Олам аба (Мир грядущий)

Это выражение относится к предстоящему миру истины. В нем каждый пожнет плоды своих дел, совершенных в этом мире.

Ашем медакдек им цадикав кехут асеара (Б-г взыскивает со своих Праведников даже за провинность толщиной в волосок)

Чем более велик человек, тем больше его ответственность. Ашем ожидает от цадика (праведника) большего, чем от рядового человека. Если цадик не оправдывает ожиданий, пусть даже в маловажном деле, его ждет суровое наказание.

Наши праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков, критикуются в Торе за каждый легкий проступок, который они совершили. Так как они были величайшими из цадиким (праведников), Ашем не мог оставить без внимания даже мельчайшую их ошибку. Он ожидал от них безупречного поведения.

В качестве примера вышеописанного правила может послужить рассказ о смертной каре, постигшей сыновей Аарона: Надава и Авиу (о ней говорится в главе Шемини). В силу своей близости к Ашему, они поплатились жизнью за прегрешение, которое, будь оно совершено заурядными людьми, вызвало бы гораздо более мягкое наказание.

16

Ашем сотворил мир для того, чтобы явить Свое Б-жественное Присутствие. Однако человечество развратилось. Поэтому Ашем ограничил проявления Своего Присутствия только Своим народом, Общиной Израиля. С тою самого времени, когда Он повел предков через пустыню, им были даны вещественные знаки Его присутствия среди нас. Проявлением Шехины были Облако Славы, покоившееся над Мишканом (Скинией) в пустыне и видимое всеми, а также Небесный Огонь, поглощавший жертвоприношения. В Бейт Амикдаше (Иерусалимском Храме) было десять явных, очевидных чудес, показавших всему народу, что Шехина обитает среди них. Шехина пребывала также и с отдельными праведниками, такими как наши великие праотцы.

Руах акодеш (Дух Святости)

Ашем, общаясь с величайшими из людей, избирает их Своими пророками. Есть несколько уровней пророчества. Самый нижний из них — Руах акодеш, Б-жественное наитие.

Эмуна (Вера), Битахон (Упование)

Эмуна — это твердая вера в то, что все сущее происходит по воле Провидения. Самые незначительные события в жизни человека предопределены Небом. Наши мудрецы говорили: "Человек не прищемит себе палец в двери, если на то не было предписания Неба".

Битахон - применение этой веры на практике. Когда человек действительно оказывается в тяжелом положении, он должен на практике использовать свое

17

абстрактное знание о том, что он храним Провидением Создателя. Так он признает свое упование на Него.

Маасей авот симан леваним

(Дела праотцов — знак для потомков)

Поступки наших великих праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова, содержали в себе пророчества о том, что подобные же события выпадут на долю их потомков. Каждый шаг в жизни наших праотцов, основателей еврейского народа, предвещал схожее событие в жизни их потомков, пусть даже самых отдаленных.

Например, подобно тому как Авраам сошел в Египет, его потомки тоже совершили путешествие в Египет, это было во времена Иосефа.

Как фараон был поражен бедствиями за то, что собирался причинить Аврааму вред, так впоследствии весь египетский народ и очередной фараон были поражены Десятью казнями.

Как фараон не смог уничтожить Авраама и Сару, так и позднейший фараон не смог истребить еврейский народ.

* * *

 

previous                                                                                                                                             next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map