Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Как только Моше произнес слова молитвы: "Слушай, Ашем, голос Йеуды", кости Йеуды соединились. Когда Моше произнес: "и присоедини его к его народу", душа Йеуды была допущена в Небесную ешиву, где она воссоединилась с душами праведных евреев. Последние слова Моше: "и защити его от его притеснителей" стали причиной того, что душа Йеуды достигла высочайшего уровня приближения к Ашему в Грядущем Мире.

Слова Моше везот лиуда (а это [благословение] для Йеуды) также намекают на Тору (ибо слово везот повсюду в Писании намекает на Тору). Моше указывал: "Цари, ведущие происхождение от Йеуды, всю свою жизнь будут учить Тору".

Моше молился: "Властелин Вселенной, прими молитвы царей дома Давида, когда бы им ни угрожала опасность от врагов! Возврати их воинов живыми с поля боя! Пусть им сопутствует удача в битвах и будь им подмогой против неприятеля!"

Моше пророчески предвидел, что время от времени Давид будет попадать в большие беды, поэтому он молил Ашема спасти будущего монарха.

Он также молился за царя Йошияу, предвидя, что тот возвратится к Ашему и разрушит идолов в Эрец Исраэль.

Благодаря молитвам Моше, Ашем принял раскаяние Йошияу и обещал не разрушать Храм во время его правления.

Более того, Моше молился за царя Менаше, чтобы Ашем принял его молитву в вавилонском пленении и освободил его.

Последняя фраза "и будь им подмогой против неприятеля!" — пророческий намек на царя Йеошафата, искавшего помощи Ашема в следующем случае:

Праведный Йеошафат, царь Йеуды, женил своего сына на дочери порочного Ахава, который правил царством Десяти Колен.

Перед тем как пойти на воину против Арама, Ахав попросил Йеошафата присоединиться к нему.

400

В ходе битвы колесницы врагов окружили Йеошафата, и тогда он обратился к Ашему.

На Небесах постановили, что Йеошафат заслуживает смерти за союзничество с порочным Ахавом, но его молитва и благословение Моше изменили приговор.

"Это не тот, кого мы ищем!" — сказали лучники врага, и их колесницы разъехались. Ашем даровал Иеошафату еще семь лет жизни.

Благословение Леви

Моше благословлял колено Леви:

"Ты (Ашем) одел Аарона, которого Ты нашел праведным, в Свои урим вступим (нагрудную пластину первосвященника).

Ты испытал Аарона у вод Меривы, когда постановил, что он должен умереть в пустыне, поскольку стоял рядом с ударившим скалу Моше. Аарон мог возмутиться: "Я не совершал никакого греха, почему же я должен умереть?" Но его сердце было безупречным с Тобой; он не жаловался. Поэтому заслужил право носить урим ветумим над своим сердцем".

На другом уровне Моше восхвалял колено Леви, избранное для исполнения Б-жественной службы в Мишкане и Храме:

"Когда бы ты ни испытывал колено Леви, евреи вели себя безупречно; когда Ты испытал их у вод Меривы, они сохранили верность".

В отличие от других евреев левиты не провоцировали Моше у вод Меривы (добыть воду не тем способом, который избрал Ашем). Они также не участвовали ни в одном из десяти испытаний, которыми сыны Израиля испытывали Б-га в пустыне.

"Колено Леви не проявило (фальшивой) жалости к тем, кто поклонялся золотому тельцу; они поражали даже своих родственников.

401

Они соблюдали Твою заповедь: "Не будет у вас других богов". Они не дали золота на изготовление золотого тельца и не поклонялись ему. Даже в пустыне они соблюдали Твой завет, обрезая своих сыновей (от чего отказывались остальные колена из-за опасностей пути).

Они достойны того, чтобы обучать Твоим законам Яа-кова и Твоей Торе Израиля. Коэны из этого колена будут ежедневно возжигать пред Тобой воскурения и возлагать жертвы на Твой жертвенник.

Благослови, Ашем, то, чем левиты владеют, и благосклонно прими труды их рук (принесение жертв)".

Почему Моше молился за благословение имущества левитов?

Он просил Ашема свести к минимуму их вовлеченность в материальные дела, чтобы они смогли полностью посвятить себя Торе.

Молитва Моше произвела свое действие: члены этого колена получили такое материальное благословение, что говорилось: "Большая часть коэнов богата". Кроме того, стих: "Я был молод, и теперь я состарился; но я не видел праведника покинутым, а его потомков просящими хлеба" (Теилим 37:25) считают относящимся к коэнам.

Свое благословение Моше завершил так:

"Порази чресла тех, кто восстает на них, и тех, кто их ненавидит, чтобы они не восстали вновь".

Каких врагов левитов имел в виду Моше?

1.  Моше молился, чтобы те, кто узурпировал коэнские функции, были уничтожены.

Благословение Моше свершилось, когда царь Узия, правивший царством Иеуды, вошел в Храм, чтобы возжечь воскурения (служение, запрещенное некоэну); Б-г поразил его цараат.

2.  Моше пророчески предвидел, что в эпоху Второго Храма Хашмонаи, потомки Леви, будут биться с греческой армией, превосходившей их числом. Поэтому он молил Б-га: "Порази чресла тех, кто поднимается против них".

402

Почему Хашмонаям сопутствовала удача, и Б-г предал "многочисленных в руки малочисленных"? Это чудо произошло из-за благословения Моше колену Леви.

Чудо Хануки совершилось через потомков Леви, чья святость смогла преодолеть силы нечистоты.

Благословение Биньямина

После благословения колена Леви, члены которого исполняли службу в Храме, Моше обратился к Биньямину, ибо Святая Святых в Храме и жертвенник должны быть построены на его территории.

Моше благословил Биньямина перед Йосэфом, так как Храм, построенный в наделе Биньямина, будет дороже Ашему, нежели Мишкан, расположенный в Шило, что в наделе Йосэфа.

Моше благословил его:

"Биньямин будет пребывать в безопасности, ибо Ашем любит его".

Он подразумевал: "Потомки этого колена будут пребывать в безопасности без страха перед врагом".

Колено Биньямина осталось частью царства Йеуды после разделения еврейского государства на два. Члены этого колена воевали на стороне царей Йеуды, вложив свою долю в победы праведных царей Асы, Йеошафата и Хизкияу. Суть благословения Моше состояла в том, что Биньямин должен победить своих врагов и жить в безопасности.

Моше также ссылался на основателя колена, Биньямина, который "будет пребывать в безопасности" даже в могиле, ибо червям запрещено касаться его трупа.

"Ашем всегда будет парить над наделом Биньямина, чтобы позволить Своей Шехине пребывать там.

Шехина "обитает меж плеч Биньямина" (Храм будет сооружен на высоком холме на его территории.)

403

Царь Давид страстно желал построить Храм и сделал все, какие только мог, возможные приготовления.

Когда Давид посещал пророка Шмуэля, он изучал законы, относящиеся к будущему Храму. Давид предложил построить Храм на вершине самой высокой горы Эрец Исраэль. Однако они учли стих: "И Он обитает меж его плеч" (33:12). Так как стих не утверждает: "Он обитает на его голове", то есть на вершине человеческого тела, они решили, что Храм следует соорудить на холме в наделе Биньямина, но не на самом высоком холме.

Дарованное Биньямину благословение намекает на три Храма:

о Слова "Он будет пребывать в безопасности над ним" (33:12) намекают на Первый Храм, где Шехина раскрывалась полностью.

о Слова "Он парит над ним" относятся ко Второму Храму, где присутствие Шехины было значительно ослаблено.

о Слова "И он обитает меж его плеч" намекают на Храм времен Машиаха, когда Иерусалим назовут "Троном Ашема" (Ирмеяу 3:17).

От других колен Биньямина отличало то, что на его земле обитала Шехина. Возможно, именно по этой причине перед благословением Биньямина нет вступительного союза "и" ("Биньямину он сказал..."), в отличие от обращения к другим коленам: "И Реувену он сказал", "И Леви он сказал").

Чем Биньямин заслужил привилегию принимать у себя ШехинуЧ Вот некоторые причины этого:

1. Основатель колена был необычайным праведником, одним из тех, кто умер, не согрешив. Этот праведник, "возлюбленный Ашема", заслужил, чтобы Шехина обитала в его уделе.

404

Наши мудрецы учили: "Пусть возлюбленный (Шло-мо), потомок возлюбленного (Авраама), построит возлюбленный (Храм) Возлюбленному (Ашему) в наделе возлюбленного (Биньямина), дабы получить искупление для своих возлюбленных (евреев)".

Термин йедид (возлюбленный) означает тесную связь: все перечисленные выше названы так потому, что имели особую связь с Ашемом:

Царь Шломо, построивший Храм, назван пророком "Йедидьей", так как был близок к Ашему. Шломо происходил из рода Авраама, которого звали "возлюбленный", ибо он первым достиг высочайшего уровня близости к Ашему. Храм также назван "возлюбленным", — ибо сказано: "Как возлюблены Твои мишканот (Храмы), О, Ашем Воинств" (Теплим 84:2), ибо он приближал Шохину к еврейскому народу. Затем Ашем назван "Возлюбленным", ибо Он близок к нам, а Биньямин заслужил этот титул благодаря особой связи с ним Ашема.

2.  Биньямин, младший из сыновей Яакова, всегда оставался с отцом. Когда Яаков желал куда-нибудь пойти, то опирался на плечи своего сына. Сказал Ашем: "Праведник Яаков клал руки на плечи Биньямина; Я позволю Моей Шехине покоиться там же, "между плеч".

3.   В продаже Йосэфа участвовали все колена, кроме Биньямина. Сказал Ашем: "Когда народ будет молиться Мне в Храме, Я пожалею их. Я не могу позволить Моей Шехине пребывать на земле любого из тех, кто не пожалел своего брата, когда он просил пощадить его жизнь".

4.  Биньямин очень хотел, чтобы Шехина пребывала в его наделе.

Женив всех сыновей, отец переехал жить в другой город. Однажды он захотел навестить детей. Тотчас братья начали спорить, кто первый пригласит отца.

Только младший сын молчал. "Конечно же, отец, прежде всего, воспользуется гостеприимством старших братьев", — печально думал он.

405

Отец понял мысли младшего сына и решил: "Угощение буду принимать от старших детей, а жить буду у тебя".

Вот так и Ашем обещал Биньямину: "Шехина будет пребывать в твоем уделе, а все остальные колена будут приносить жертвы в Храм".

Благословение Йосэфа

Моше благословил надел Йосэфа, чтобы он приносил больше изысканных плодов, нежели другие.

Иосэф заслужил это, отвергнув притязания жены По-тифара.

Когда Адам согрешил, послушав свою жену, была проклята земля. Так как Йосэф не послушал жену Потифара, его земля получила особое благословение.

Моше объявил:

"Да будет благословлена Ашемом его земля с ее сладкими плодами, производимыми с помощью росы и дождя с небес и с помощью воды из земных глубин, с ее сладкими плодами, выросшими благодаря щедрому солнечному свету и влиянию луны (некоторые растения, например, огурцы и дыни, созревают от лунного света).

Пусть его горы будут благословлены самым ранним созреванием урожая, а его земля — вечно плодоносящими холмами.

Пусть его земля будет благословлена изысканными плодами, плодородием и доброй волей Того, Кто явил Себя мне первый раз в терновнике.

Пусть это благословение станет короной на голове Йосэфа, на голове того, кто был разлучен со своими братьями, продавшими его. Тем не менее он простил их и поддержал в годы голода".

Моше завершил благословение пророчеством о двух самых известных потомках Йосэфа: Йеошуа и Гидоне.

"Вождю Йеошуа, его потомку, будут дарованы сила быка и великолепные рога Реэма. Ими он пронзит тридцать одного ханаанского царя.

406

Десятки тысяч (хананеев) будут убиты Йеошуа, потомком Эфраима, и тысячи (мидьянитян) — судьей Гидоном, потомком Менаше".

В соответствии с благословением Моше на знамени Эфраима был изображен бык, а на знамени Менаше — Реэм.

Благословение Зевулуна и Иссахара

Моше благословил Зевулуна и Иссахара вместе, ибо эти два колена были партнерами: колено Зевулуна занималось торговлей и заработанные деньги делило с коленом Иссахара, члены которого посвятили себя изучению Торы.

Хотя Иссахар был старше, Моше благословил первым Зевулуна, ибо только с помощью последнего Иссахар мог продолжать свои занятия.

Моше благословил их: "Преуспевай, Зевулун, в своем выходе (в мир) по делам, и Иссахар в своих шатрах за изучением Торы".

Моше уверил Зевулуна, что его путешествия не будут сопряжены с опасностью или даже с возможностью неудачи. Так как в его намерения входила денежная помощь Иссахару, то успех и безопасность ему были гарантированы.

Кроме того, Зевулуну следовало возрадоваться, ибо его партнерство с Иссахаром сулило ему награду в Грядущем Мире.

Благословение Иссахара — самое немногословное из всех. Моше изложил его всего в двух словах: "веиссахар беоалеха (и Иссахар [возрадуется] в своих шатрах)". На самом деле эти два слова включают в себя все возможные благословения. Моше говорил этому колену: "Возрадуйтесь, изучая Тору, ибо нет в этом мире большей радости, нежели ее изучение. Сказано: "Повеления Ашема праведны и радуют сердце" {Теплим 19:9). Кроме того, ты возрадуешься в Небесном шатре вверху, где твоя радость будет полной".

407

Это имя можно прочесть и как еш схар (есть награда). В нем содержится намек на то, что полная награда за Тору будет дарована в мире еш (сущностном мире) (то есть, в Грядущем Мире), ибо наслаждения этого мира мимолетны {Црор амор).

Две буквы син в имени Иссахар намекают на то, что награда разделена: одна часть идет изучающему Тору, другая тому, кто поддерживает его материально (Р. Бехае).

Моше продолжал: "Мудрецы из колена Иссахара будут экспертами по установлению новомесячий; то есть, по их слову колена будут восходить в праздники на Храмовую гору для совершения жертвоприношений.

Иссахар и Зевулун получат доход от богатств моря (вдоль берегов которого расположены их наделы). Они будут ловить и продавать дорогого тунца, а также хилазо-на (чьей кровью красят в голубой цвет одну нить цицит); из белого прибрежного песка они будут вырабатывать ценное прозрачное стекло; со временем они обнаружат в песке выброшенные на берег сокровища с потерпевших крушение кораблей.

Благодаря богатству у Иссахара и Зевулуна будет свободное время для изучения Торы". Ошибается тот, кто думает, что занятое бизнесом колено Зевулуна изучало Тору от случая к случаю.

Деловые люди, поддерживающие талмидей хахамим, обязаны отводить определенное фиксированное время для самостоятельного изучения Торы.

Моше также предсказал: "Деловая активность Зевулуна привлечет на побережье Средиземного моря купцов-неевреев. Они скажут: "Раз уж мы проделали такой длинный путь, давайте съездим в столицу страны евреев, посетим их Храм и посмотрим, каким божествам они поклоняются и каковы их обычаи".

Когда они приедут в Иерусалим и увидят, как евреи объединяются в своем поклонении одному Б-гу, как едят лишь определенную пищу (то есть, кашерную), это произ-

408

ведет на них сильнейшее впечатление и они провозгласят: "Мы никогда не встречали народа, подобного этому!"

Они признают тщетность своих идолопоклоннических культов, и впоследствии многие из них обратятся в иудаизм и принесут благодарственные жертвы на горе Мория".

Благословение Гада

О Гаде Моше сказал:

"Благословен Тот, Кто расширит землю Гада". Наделом Гада стали земли Сихона и Ога на восточном берегу реки Иордан. Хотя они уступали в плодородии Эрец Исраэль, но были весьма обширны, далеко простираясь на восток.

"Гад пребывает подобно львице, а когда выходит на войну, его жертвы легко узнать, ибо одним ударом он лишает их руки и головы".

Гад нуждался в благословении своей боевой силы, ибо, пребывая на восточном берегу Иордана, он постоянно подвергался опасности нападения врагов.

"Члены колена Гада избрали в качестве надела земли Сихона и Ога, завоеванные первыми, ибо знали, что именно там будет похоронен Моше.

Мужчины этого колена шли впереди сынов Израиля при завоевании Святой Земли. Они были праведны и сдержали данное Моше слово —не возвращаться домой на восточный берег Иордана до окончания раздела Земли".

Своим благословением Моше в сущности простил Гада за то, что тот избрал надел за пределами Эрец Исраэль. Члены колена Гада частично мотивировали свою просьбу желанием иметь в своем наделе могилу Моше; кроме того, они исполнили свой долг перед другими коленами, помогая в завоевании Эрец Исраэль.

Благословение Дана

Моше благословлял Дана: "Дан силен, как молодой лев".

409

Моше имел в виду, что Дан, надел которого располагался на северной границе Эрец Исраэль, будет защищать Землю от врагов.

"Его надел питается влагой из реки Иордан, берущей свое начало в пещере Памияс в уделе Дана.

По этой реке проходит граница между Эрец Исраэль и Башаном, землей Ога.

Земля вдоль Иордана хорошо орошается и плодородна". Благословение Моше намекает также, что надел Дана в Земле будет состоять из двух частей. Вначале он получил землю в центре Эрец Исраэль, но посчитал свою долю недостаточной. Поэтому его воины завоевали земли Лешем, граничащие с Башаном в северной части Эрец Исраэль.

Благословение Нафтали

Моше благословлял Нафтали:

"Члены колена Нафтали будут довольны своим наделом. В него входит долина Гинносар, где раньше всего созревают плоды. Тот, кто видит в своей земле роскошные, прекрасные плоды, благодарит и восхваляет Ашема.

Он унаследует озеро Кинэрет и полоску земли к югу, где может раскидывать свои рыболовные сети".

Первые буквы трех первых слов этого благословения образуют слово нэшер, которое намекает на прославленную быстроту Нафтали; Нафтали был "скор как орел" при исполнении приказаний Ашема.

Благословение Ашера

"Пусть Ашер будет благословлен сыновьями".

Произнесенное Моше слово "сыновья" относится к потомкам Ашера, которые были знатными людьми и коэна-ми, ибо многие прекрасные дочери из колена Ашера вышли замуж за сановитых евреев.

410

"Пусть он будет благосклонно принят своими братьями". К Ашеру благоволили все, ибо его молодые девицы были прекрасны.

Кроме того, слова Моше относились к основателю колена Ашеру, на которого братья смотрели сверху вниз за то, что он сообщил им: "Реувен расстроил ложе Яакова!"

"Как ты можешь говорить такие возмутительные слова о нашем старшем брате!" — укоряли они его.

Братья приняли Ашера только после того, как Реувен признался в совершении греха.

"И пусть его ноги будут погружены в масло".

На земле Ашера росло так много оливковых пальм, что масло текло с них, как из источника. Поэтому мужчины этого колена могли позволить себе роскошь купаться в масле.

Моше заключил:

"Твоя земля окружена горами, где добывают железо и медь; в старости ты будешь так же силен, как и в юности".

Моше благословил это колено сохранением силы до старости, так как добыча железа и меди преждевременно ослабляет людей.

Благословение Моше исполнилось. Об одной женщине из колена Ашера сказано, что она и в старости была так же сильна и прекрасна, как девушка из другого колена.

В завершение Моше произнес восхваления Ашему и еврейскому народу

После благословений Моше произнес восхваления Ашему и Общине Израиля.

Эти восхваления Ашему должны были показать евреям, что Б-г поможет им даже после неминуемой смерти Моше.

"Знай, Иешурун, что среди богов других народов нет равного Всемогущему. Он самый могущественный и на-

411

верху, и внизу. Он управляет верхними сферами и оттуда помогает вам. Его величие пребывает на Небесах.

Тем не менее Он надзирает над всем, что происходит на земле. С древних времен среди вас, евреев, обитает Б-г, ради вас был создан мир. Вы — опора мира, который существует ради вас.

Он гнал перед вами врагов — Он уничтожил египтян, Сихона и Ога —и Он сказал: "Истребите их!" (Б-г приказал нам уничтожить Амалека и семь народов Ханаана.)"

Моше объявил, что евреи будут жить в Эрец Исраэль спокойно и в безопасности:

"Каждый еврей будет пребывать в безопасности в Земле зерна и вина в соответствии с благословением Яакова: "И Б-г будет с вами и возвратит вас в Землю ваших пра-отцев". И Небеса прольют на вас росу благословений в соответствии со словами Ицхака: "Пусть Б-г даст вам от росы Небес".

Моше закончил так:

"Счастлив ты, Израиль! Кто еще подобен тебе, народу, избранному Ашемом! Как же велика награда, которую Он уготовил вам в Грядущем Мире! Он вернет вам меч вашего величия и (духовные) короны, которые Он снял с вас после того, как вы согрешили с золотым тельцом.

Ваши враги так устрашатся вас, что откажутся от самих себя и вы будете попирать их высоты".

Последнее благословение Моше намекало на конечную награду Общины Израиля в Грядущем Мире. В качестве доказательства того, что сбудутся его обещания в отношении духовной награды, Моше привел знаки того, что произойдет в этом мире: враги сынов Израиля откажутся от самих себя, и евреи наступят им на горло.

Слова Моше сбылись во времена Йеошуа: гивониты скрыли свою принадлежность к семи народам, и Йеошуа приказал своим полководцам наступить на горло пяти вражеским царям {Йеошуа 10:24).

412

Моше умирает на горе Нево

Завершив свои благословения, Моше сказал народу: "Скоро я умру. Я причинил вам много неприятностей своими упреками ради Торы и заповедей. А сейчас, — простите меня!"

Они отвечали: "Наш господин и учитель, мы прощаем. Теперь прости и нас — мы нередко гневали тебя и доставляли тебе огорчения".

"Я прощаю вас", — отвечал Моше.

Ашем сказал Моше: "Не медли. Подымись на гору Нево!"

Моше тотчас подчинился. Путь к вершине проходил через двенадцать уступов, но Моше преодолел их на одном дыхании (так как был преисполнен желания быстрее исполнить волю Ашема). В свои сто двадцать лет он был так же силен, как и в молодости.

С вершины горы Моше обозревал Эрец Исраэль. Так Ашем исполнил его желание увидеть Землю. Моше просил об этом с целью благословить Землю, чтобы сынам Израиля было легче завоевать ее.

Всемогущий позволил Моше увидеть и те земли, куда никогда не ступит нога его преемника Йеошуа. Ашем показал ему места, откуда в будущем будут исходить опасности и несчастья, тем самым побуждая Моше молиться за безопасность и благополучие своего народа.

Затем Моше увидел будущее сынов Израиля вплоть до эпохи Машиаха: он увидел, как Йеошуа воюет с тридцать одним ханаанским царем, увидел эпоху Судей, времена правления дома Давида, а также царя Шломо, подготавливающего сосуды для Храма. Он даже сумел увидеть пред-мессианскую войну Гога и Магога и поражение Гога.

В час смерти Моше также было пожаловано то, в чем до сих пор ему было отказано:

Когда Моше просил Ашема: "Пожалуйста, открой мне Свои пути управления делами мира". Всемогущий отвечал: "Ни один человек не может увидеть Меня и остаться в живых!"

413

Однако перед смертью Моше было даровано это понимание. Таким образом, он достиг пятидесятой, последней ступени мудрости.

В минуту смерти Моше Ашем хотел продемонстрировать Небесному воинству его величие.

Ашем хотел доказать ангелам: святость Моше столь велика, что им неподвластно его тело. Это должно было заставить их признать, что Ашем поступил правильно, отняв у них Тору и передав ее Моше.

Поэтому Он призвал ангела Гавриэля и приказал ему: "Иди и принеси Мне душу Моше!"

"Властелин Вселенной, как могу я лишить жизни человека, который равнозначен 600 000 евреев?"

"Тогда иди ты," — приказал Ашем Михаэлю.

"Я не смогу видеть, как он умирает, — отвечал Михаэль. — Я был его наставником. (Михаэль — это ангел Милосердия, учивший Моше защищать евреев.)"

Тогда Всемогущий повернулся к Самаэлю (он же Сатан): "Иди и принеси Мне душу Моше!"

Самаэль схватил свой меч (дух нечистоты, с помощью которого он надеялся победить святость Моше) и полетел вниз.

Ашем вызвал духовное противостояние Моше и Самаэля, чтобы показать: праведники неподвластны Сатану. Кроме того, духовная победа Моше над Самаэлем помогала праведникам последующих поколений одолевать его.

Он застал Моше, вписывающим в свиток Торы четырехбуквенное Имя Ашема. Лицо Моше светилось, подобно солнцу, он походил на ангела.

Самаэль испугался. "Никто из ангелов не может забрать душу Моше", — подумал он, затрепетал и не смог вымолвить ни слова.

Однако Моше знал, что рядом находится Самаэль, хотя тот ни чем не обнаружил себя.

Моше спросил его сурово: "Что ты делаешь здесь, злодей?"

414

Самаэль собрал все свое мужество и отвечал: "Я пришел забрать твою душу!"

"Кто послал тебя?" — задал вопрос Моше.

"Тот, Кто сотворил все", — отвечал Самаэль.

"Он, безусловно, не хочет, чтобы ты забрал мою душу (а желает моей победы)", — сказал Моше.

"Я забираю души всех людей, — настаивал Самаэль. — И это естественный закон вселенной".

"Но я не подчиняюсь законам природы, — возразил Моше. — Я — сын Амрама. Я свят с рождения, ибо родился уже обрезанным и мне не требовалось обрезание. Я мог ходить и говорить уже с самого первого дня своей жизни (как и Адам до греха).

Когда мне было три месяца, я предсказал, что получу Тору. (По этой причине Моше отказался пить молоко египтянки, когда его нашла дочь фараона). Воспитываясь во дворце фараона, я еще ребенком снял с его головы корону (как знамение его будущего падения). Когда мне было восемьдесят лет, Б-г избрал меня, чтобы совершить множество чудес в Египте. Я вывел оттуда 600 000 евреев на глазах египтян. Я рассек море на двенадцать частей. Я превратил горькую воду в сладкую (в местечке Мара в пустыне). Я побывал на Небесах, спорил с ангелами, не желавшими, чтобы Тора была отдана евреям, получил Тору из огня и пребывал около Небесного Трона Славы, беседуя со Всемогущим лицом к лицу. Я принес Тору и секреты ангелов людям. Я бился против могучих гигантов Сихона и Ога, переживших Потоп. Я заставлял останавливаться солнце и луну во время битвы и своими руками убил Сихона и Ога. Кто еще из людей смог бы сделать все это? (Поэтому естественные законы, позволяющие забрать душу человека, неприменимы ко мне.) "

Самаэль улетел обратно к Ашему, признав свое поражение.

Тогда Ашем наделил его еще большей силой и приказал вернуться к Моше. (Б-г желал, чтобы Моше одержал еще более значительную победу над Сатаном.)

415

Самаэль кружился над головой Моше, вытащив меч из ножен. Моше изо всей силы ударил ангела посохом, на котором было вырезано Имя Б-га. Самаэль отступил, но Моше догнал его и ослепил Лучами Славы, исходящими от его лица.

Мидраш снова символически описывает духовную битву. В это самое время Моше создал возможность уничтожения в человеке физиологического влечения к идолопоклонству, возможность, которой воспользовались Мужи Великого Собрания. Лучи Славы исходили из переносицы Моше, ибо он никогда не использовал свои глаза для дурных целей. Его великие заслуги "ослепили Самаэля", то есть, ослабили власть зла и помогли последующим поколениям победить его.

Небесный Голос провозгласил: "Близится минута твоей смерти!"

"Не предавай меня в руки ангела Смерти! — умолял Моше Ашема. — Вспомни, как я служил Тебе в молодости, когда Ты открылся мне в терновнике и когда я сорок дней и ночей простоял на горе Синай, с напряжением изучая Тору!"

"Не бойся! — объявил Небесный Голос. — Я Сам позабочусь о тебе".

Моше встал и приготовился к смерти, освящая себя подобно ангелу.

Ашем сошел вместе с ангелами Михаэлем, Гавриэлем и Загзагаэлем. Михаэль подготовил ложе для Моше, Гаври-эль развернул льняной покров для его головы, а Загзагаэль — другой покров для его ног.

Михаэль, ангел Милосердия, приготовил ложе для Моше, показывая, что в основе действий Моше-руководителя всегда лежало милосердие, хотя он часто укорял евреев. По этой же причине покров для головы Моше, развернутый Гавриэлем, ангелом Справедливости, был из льна — лен символизирует милосердие. Загзагаэль, самый святой из ангелов, укрыл ноги Моше, что символизировало святость всех деяний Моше.

Всемогущий сказал: "Моше, закрой глаза!"

416

Тот подчинился.

"Положи руки на грудь", — приказал Всемогущий.

Моше так и сделал.

"Сложи ноги вместе", — приказал Б-г.

Моше поступил согласно повелению.

Ашем призвал душу Моше:

"Дочь моя, — обратился Он к ней. — Я решил, что ты будешь пребывать в теле Моше в течение ста двадцати лет. Теперь ты должна его покинуть".

Душа отвечала: "Властелин вселенной, разве есть еще такое чистое тело, как у Моше? Я люблю его и не хочу покидать".

"Ты будешь пребывать под Моим Небесным Троном Славы вместе с ангелами," — пообещал Ашем.

"Мне лучше оставаться в теле Моше, нежели быть вместе с ангелами, — возражала душа. — Он чист как ангел, хотя и живет на земле. Вспомни, однажды Ты разрешил двум ангелам Узе и Азаэлю обитать среди людей, и они испортили себя этим. Моше не жил со своей женой с того самого дня, как Ты обратился к нему из терновника. Пожалуйста, оставь меня в теле Моше!"

Получив от души доказательства чистоты тела, Ашем как бы поцеловал Моше. Душа испытала всепоглощающий восторг Б-жественного присутствия (превышающий наслаждение от пребывания в теле Моше) и возвратилась к Ашему.

Моше оплакивают на Небесах и на земле, а хоронит его Сам Всемогущий

Небеса рыдали, говоря: "Благочестивый исчез с земли" {Миха 7:2). Земля рыдала, скорбя: "...и нет больше прямого среди людей" (там же).

Ангелы восхваляли его: "Справедливость Ашема он творил и Его суд с Израилем" (Дварим 33:21).

Небесный Голос объявил: "Моше, великий писец Израиля (переписавший для евреев Тору), умер". Голос продолжал восхвалять его:

417

"Моше трудился и заслужил четыре короны: о Корону Торы, которую он принес на землю.

о Корону священства (когда действовал как первосвященник во время инаугурации Мишкана).

о Корону царствования.

о Корону доброго имени, полученную им за свои добрые дела".

Моше умер на горе Нево в уделе Реувена, но ангелы перенесли его на расстояние четырех миль в удел Гада, в место, предназначенное для его захоронения.

Когда ученик Моше, Йеошуа, услышал о его смерти, он скорбел: "Отец мой, отец мой, мой учитель, мой учитель! Отец мой, ибо ты воспитал меня; мой учитель, с юности учивший меня Торе".

Он скорбел до тех пор, пока Ашем, в конце концов, не упрекнул его: "Разве ты один потерял Моше? Я тоже потерял его. Кто встанет, чтобы упрекнуть евреев ради Меня, и защитит их, как это обычно делал Моше? (Тебе не подобает выражать свое личное горе; но следует скорбеть о потере еврейским народом его великого вождя)".

Царя гневило дурное поведение его сына. Часто он был готов наказать того за недостаток почтения, но мать принца всегда вмешивалась и смягчала гнев царя.

После смерти жены царь был безмерно несчастен. Он объяснял своим приближенным: "Я оплакиваю не только ее, но и будущее сына".

Так Ашем объяснял ангелам: "Потеря Моше может иметь для Общины Израиля трагические последствия. Я часто гневался на еврейский народ, но Моше всегда просил за евреев и, тем самым, смягчал Мой гнев".

Ашем Сам похоронил Моше в степях Моава, возле Бейт Пэора.

Чем Моше заслужил, чтобы его похоронил Сам Всемогущий?

418

Перед тем как сыны Израиля ушли из Египта, Моше три дня и три ночи искал фоб Йосэфа, чтобы исполнить данное тому древнее обещание — похоронить его останки в Эрец Исраэль.

В то время как евреи, собравшиеся для Исхода, нагрузились золотом и серебром египтян, Моше нес на своих плечах только гроб Иосэфа. Он был мудрым человеком, не упускающим ни одной возможности исполнить заповедь.

Ашем сказал: "То, что ты сделал, может показаться тебе малозначимым, но в Моих глазах это было великой добротой. Йосэф был обязан похоронить своего отца в Эрец Исраэль, так как был его сыном. Но ты не сын и не внук Йосэфа и не должен заботиться о его теле. Тем не менее ты поступил так. Я, не имеющий обязательств перед человеком, похороню тебя".

Да будет благословенно Имя Господина Вселенной, Который учил нас Своим праведным путям!

о Он учил нас давать одежду нуждающимся, когда Сам одел Адама и Хаву.

о Он учил нас навещать больных, когда явился к Аврааму, который поправлялся после болезненного обрезания.

о Он учил нас утешать скорбящих. После смерти Авраама Он явил Себя Ицхаку, чтобы утешить его и благословить словами утешения скорбящих.

о Он учил нас поддерживать голодных, когда посылал мая сынам Израиля.

о Он учил нас хоронить усопших, когда Сам вместе с ангелами хоронил Моше.

Моше умер седьмого адара, в день своего рождения, в возрасте ста двадцати лет. После смерти его тело не подверглось разложению (благодаря его великой святости).

В течение тридцати дней после смерти Моше Облако Славы не отходило от Мишкана. Сыны Израиля оставались в степях Моава, чтобы оплакивать Моше.

419

 

previous                                                                                                                                               next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map