Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

"Облака Славы очищали их одежду до белоснежного состояния", — пояснил рабби Шимон.

"Но Облака Славы были из огня, — возразил рабби Элазар. — Почему одежда не сгорала?"

"Не забывай, это были Небесные одежды, — сказал рабби Шимон, — поэтому Облака не опаляли их".

"Но ведь евреи вели в пустыне скитальческую жизнь, не имея пристанища, неужели они не страдали от насекомых?" — удивлялся рабби Элазар.

"Конечно же, нет! — объяснил ему тесть. — Если тел поколения, которое слышало Б-жий Глас на горе Синай, даже после смерти не коснулись черви, тем более, при жизни их не беспокоили насекомые". "А разве одежда не пропитывалась запахом пота, ведь ее никогда не меняли?" — продолжал расспросы рабби Элазар.

"Евреи были избавлены и от этого, — услышал он в ответ. — Рядом с колодцем Мирьям росла трава с нежным ароматом, и, когда люди отдыхали на лужайке, их одежда приобретала приятный запах".

Когда евреи осознали, как совершенна была забота Б-га о них в пустыне, они начали восхвалять Его (Теилим 23): "Ашем — мой пастырь (в пустыне), не будет мне недостатка ни в чем. Он дает мне отдых на травяных пастбищах. На спокойные, прозрачные воды Он приводит меня (Колодец Мирьям делился на ручейки, обеспечивая евреев водой рядом с их шатрами). Он успокаивает мою душу (ибо я изучаю Тору). Даже когда я иду через долину Смертной Тени (опасную и безлюдную пустыню), я не убоюсь зла, ибо Ты со мной (Твои Облака Славы защищают меня). Ты готовишь мне стол перед лицом моих врагов — Ты снабжаешь меня маном, груда которого достигает такой высоты, что цари Востока и Запада могут видеть ее".

Моше объяснял: "Когда Б-г заботился о ваших нуждах, вы понимали, что, даже причиняя боль человеку, Он дви-

140

жим теми же мотивами, что и отец, наказывающий по необходимости своего сына (ибо он любит его).

Сорок лет Б-г учил вас, чтобы вы духовно созрели для входа в Святую Землю, которую Он благословил всеми видами совершенства:

о В Эрец Исраэль есть много источников воды: родники, ручьи и реки, текущие из глубин земли.

На первый взгляд кажется, что это утверждение противоречит другому стиху (11:11) о зависимости земледелия Эрец Исраэль от дождевой воды. Противоречие разрешится, если мы вспомним, что большую часть Эрец Исраэль составляют возвышенности, и поэтому ее источников недостаточно, чтобы орошать все плодородные земли.

о Земли Эрец Исраэль славятся своим плодородием; особенно обильные урожаи приносят семь видов:

1) пшеница; 2) ячмень; 3) виноград; 4) инжир; 5) гранаты; 6) маслины, дающие великолепное масло; 7) финики.

о Кроме сельскохозяйственных продуктов, вы получите и другое богатство.

о В Земле есть полезные ископаемые — железо и медь (необходимые для промышленности), скальные породы, из которых можно строить дома (в Египте их не было).

Как Б-г одарит вас материальным изобилием, так и вы служите Ему всем своим богатством. Благословляйте Его, насытившись. (Моше учил евреев заповеди благословлять Ашема после еды. Мы обсудим этот наказ в следующем параграфе.)

Не потеряйте страха перед Б-гом в своем благополучии".

Богатый человек легко забывает Б-га. Даже тот, кто был беден, внезапно разбогатев, имеет склонность забывать, что от нищеты его избавил Ашем.

141

Один праведный человек жил в такой нищете, что вынужден был искать пропитание среди отбросов. Однако это не мешало ему служить Б-гу: долгие часы он проводил в молитве и изучении Торы и ни от кого не принимал помощи.

Однажды перед ним явился пророк Элияу в облике араба и предложил в долг несколько монет.

Бедняк согласился. Он купил товаров, продал их с выгодой и опять вложил деньги в дело. Торговал он так успешно, что к концу года разбогател. Дела поглощали все время, и праведный образ жизни был забыт.

Всемогущий сокрушенно сказал Элияу: "Я лишился Моего единственного праведника".

Тогда пророк вновь явился этому человеку и нашел его полностью погруженным в дела.

"Помнишь ли ты меня? — спросил Элияу. — Это я одолжил тебе когда-то две монеты. Верни их мне". Человек нашел монеты и отдал их посетителю. И сразу колесо удачи завертелось в обратную сторону. Счастье покинуло его, и он понес столько убытков, что к концу года снова обнищал.

Когда Элияу опять явился ему, он горько оплакивал свою судьбу.

"Поклянись мне, — потребовал Элияу, — что ты вернешься к праведной жизни и молитвам, если получишь заветные монетки".

Несчастный поклялся, и Элияу снова дал ему две монетки, когда-то принесшие удачу. На этот раз человек не позволил вновь обретенному богатству целиком поглотить его. Ежедневно, как и во времена своей бедности, он находил время для преданного служения Ашему.

Моше предупреждал евреев: "Богатый человек может легко забыть Б-га (ибо, в отличие от бедняка, ничто не заставляет богача обращаться к Нему).

Когда, процветая в Ханаане, вы построите собственные дома, возделаете землю и умножите свои богатства торгов-

142

лей, то можете оказаться во власти высокомерия и соблазнов. Вы можете заявить: "Богатство и успех — это результат моих усилий и стараний". Вам захочется вычеркнуть из памяти любые воспоминания о сорока годах скитаний по пустыне, которые показали вашу зависимость от милостей Ашема, научили бояться Б-га и доверять Ему. Я предупредил вас, что даже в благополучии Ханаана вы должны помнить: удачу посылает Ашем.

Люди обычно приписывают собственные успехи своим способностям, отодвигая Всемогущего на второй план. Тора учит нас другому отношению: все, что мы получаем или производим в царстве материального, зависит от Б-га, Который одаривает нас умственными и физическими совершенствами, необходимыми для достижения успеха. Даже если Ашем наделит нас прекрасными способностями, мы все же не преуспеем, если Он того не пожелает.

Если вы, живя в Ханаане, откажетесь от Ашема, то будете изгнаны из Земли. Сейчас вам трудно в это поверить, но вспомните, что Б-г погубил семь народов этой Земли за их прегрешения. То же самое Он сделает и с вами, если вы не будете повиноваться Ему".

Биркат амазон - заповедь благословлять Ашема после трапезы с хлебом

В Торе сказано: "Благословите Ашема после того, как вы поели и насытились".

Хотя Тора обязывает еврея прочесть благословение, когда он насытился хлебом, наши мудрецы установили, что человек должен прочитать Биркат амазон (молитву после еды), даже если он съел всего лишь кезаит хлеба (кусочек величиной с маслину). Биркат амазон состоит из четырех частей:

1. Биркат азан (Благословение Того, Кто питает все). Моше ввел это благословение, когда евреи получили ман.

143

Чудо падающего с Небес мана явно показало, что Б-г в Своей доброте обеспечивает все живые существа. Позднее, вкушая плоды своих трудов в Земле, они должны помнить, что земной хлеб был дарован им тем же самым Б-жественным Атрибутом Благоволения. Таким образом, первым благословением мы признаем, что, хотя люди трудятся ради поддержания своей жизни, именно Ашем дает пропитание нам и другим существам.

2.  Биркат аарец (Благословение Земли). Иеошуа ввел это второе благословение, когда евреи заслужили право войти в Землю, реализовав страстную мечту Моше и его поколения.

В этом благословении мы упоминаем заповедь обрезания, ибо в заслугу ее Б-г даровал еврейскому народу Эрец Исраэль. Мы также благодарим Его за Тору, поскольку Святая Земля дана нам во владение именно для исполнения на ней заповедей Торы.

3.   Биркат Ерушалаим (Благословение о мире для Иерусалима и Храма). Это третье благословение ввели цари Давид и Шломо. В нем мы призываем Всевышнего продлить правление дома Давида и даровать мир Иерусалиму и Храму. (После разрушения мы изменили текст и просим Ашема отстроить Иерусалим.)

Почему по будням следует убрать все ножи со стола или покрыть их перед прочтением биркат ама-зон? Одна из причин связана с трагическим событием. Однажды еврей, читая благословение, в котором просил Ашема восстановить Иерусалим, почувствовал горе так остро, что схватил нож со стола и вонзил в свое сердце.

4.  А тов Веаметив (Благословение Того, Кто добр и творит добро). Это благословение добавили наши мудрецы, дабы увековечить чудо, случившееся в период восстания Бар Кохбы после разрушения Второго Храма.

Бар Кохба и его сторонники отказались подчиняться римскому императору Адриану. Бар Кохба мобилизовал в свою армию 200 000 мужчин, требуя,

144

чтобы каждый из них в доказательство своей отваги отрубил себе палец. Однако мудрецы сообщили ему: "Нельзя, чтобы евреи сами себе причиняли вред".

"Как же тогда проверить силу их духа?" — спросил Бар Кохба. Мудрецы отвечали: "Принимай в свою армию лишь того, кто сможет вырвать с корнем кедр на горе Леванон". Так полководец испытал еще 200 000 мужчин и пополнил ими свою армию.

Сам Бар Кохба был силен необычайно. Он мог коленом отшвырнуть неприятельский снаряд, поразив им своих противников. (Именно из-за этой сверхъестественной силы рабби Акива ошибочно посчитал его Машиахом.)

Адриану не удавалось разбить армию Бар Кохбы, которая отошла к хорошо укрепленному городу Бей-тар. Население этого города было многочисленным и гордилось своими знатоками Торы. В городе были сотни домов учения для взрослых и большое количество школ, где Тору изучали дети. Дети говорили: "Если на нас нападут враги, мы выйдем и заколем их железными перьями наших ручек". (Они были уверены, что знание Торы и Талмуда сохранит им жизнь, но за грехи еврейского народа Б-г покарал город. Овладев Бейтаром, римляне заворачивали детей в свитки Торы и бросали в бушующее пламя.)

В течение трех с половиной лет Адриан безуспешно пытался войти в Бейтар, но город обладал Б-жественной защитой благодаря заслугам рабби Элазара из Модиина, который в рубище, осыпанный пеплом, постился и ежедневно молил Всемогущего: "Властелин Вселенной, не верши сегодня Свой суд!" Разочарованный неудачей Адриан решил снять осаду и вернуться домой.

Но как раз в этот помент к императору явился один кути и сказал: "Пока старый петух — рабби Элазар — посыпает голову пеплом, ты не сможешь взять город. Однако я знаю, как остановить его!"

145

Вскоре после того кути приблизился к стоявшему на молитве рабби Элазару и прошептал ему что-то на ухо. Соглядатаи донесли Бар Кохбе, что видели рабби Элазара за тайной беседой с кути: похоже, они вступили в сговор, чтобы сдать Бейтар римлянам.

Разгневанный полководец приказал привести кути и потребовал ответа. "Если я признаюсь тебе, меня казнит Адриан, — отвечал кути, — если буду хранить молчание, ты прикажешь убить меня. Я предпочитаю самоубийство".

Эти слова убедили Бар Кохбу, что кути и рабби Элазар замышляют предательство, и он казнил мудреца.

И тотчас раздался Небесный Глас: "Ты виновен в том, что рука еврейского народа ослабела (рабби Элазар охранял евреев силой своей молитвы), ты ослепил его на правый глаз (рабби Элазар был великим учителем Торы). Поэтому народ лишится руки и глаза (имелся в виду сам Бар Кохба, от которого евреи зависели как от вождя)".

Так еврейский народ понес наказание за грехи: Бейтар пал, а полководец Бар Кохба был убит.

Римляне жестоко расправились с населением непокорного города: потоки крови лились, подобно багряной реке, текущей в Великое Море.

Адриан запретил предавать земле тела убитых (он хотел устрашить народ зрелищем кровавой бойни и причинить страдание уцелевшим евреям разлагающимися останками погибших).

По его приказанию трупы свезли. в виноградник размером восемнадцать квадратных миль, где они оставались без погребения пять лет.

Рабан Гамлиэль и его бейт дни объявили многодневный пост, собрали огромную сумму денег, чтобы выкупить тела погибших. Но все их усилия были тщетны: император не отменил своего вердикта.

146

Так продолжалось до тех пор, пока Адриана не сменил новый император, разрешивший евреям похоронить своих братьев.

С облегчением и радостью они обнаружили, что Б-г не оставил их даже в эти мрачные годы: останки погибших не подверглись разложению.

Бейт дин в Явне под руководством рабана Гамли-эля составил особое четвертое благословение для Биркат амазон. "Атов ("Добрый" — ибо сохранил мертвые тела, проявив милость к живым, не пострадавшим от запаха тления), Веаметив ("...и Наделяющий добром" — разрешение предать земле прах погибших есть благо для мертвых)". Почему это благословение было включено в послетрапезную молитву? Падение Бейтара явилось самым трагическим событием еврейской истории после разрушения Храма. В предыдущем благословении мы просили Ашема восстановить Иерусалим, теперь же добавляем благословение, напоминающее о гибели Бейтара, в надежде, что скоро придет Машиах, и Б-г залечит раны нашего многострадального народа.

Мешех хохма поясняет, что Биркат амазон имеет целью выразить нашу признательность Ашему за то, что Он отметил наш народ Своим Провидением.

Б-г обеспечил выживание евреев в пустыне с помощью явного чуда (ман) и даровал Свою милость, явив откровенные чудеса в Храме. Разрушение Храма и гибель Бейтара могли навести на мысль, что Б-г покинул Свой народ. Таким образом, чудо в Бейтаре стало добрым знаком Б-жественного Присутствия среди нас даже в изгнании, и поэтому напоминание о нем включено в Биркат амазои.

Еврей должен читать Биркат амазон, благодаря Ашема за дарованную пищу, и произносить каждое слово с радостью, воодушевлением и глубоким чувством.

"И Боаз ел и пил, и сердце его радовалось" {Рут 3:7). Почему?

147

Он старался ощутить радость в душе, чтобы с искренней благодарностью и от всего сердца прочитать Биркат амазон.

Моше продолжает свою полную упреков речь и напоминает о грехе золотого тельца

Моше внушал евреям, что завоевание Эрец Исраэль будет делом рук Б-га:

"Слушай внимательно, Израиль! Скоро вы перейдете Иордан, чтобы сразиться с народами, более многочисленными и могущественными, чем вы. Благодаря чудесам, вы завоюете большие и хорошо укрепленные города".

(Моше имел в виду города, подобные Иерихо, завоеванные во времена Иеошуа с помощью явных чудес.)

Моше объяснял: "Б-г совершит для вас великие чудеса, чтобы вам покорились могучие народы Ханаана" (например, небывалый град, обрушившийся на врагов, и солнце, остановившееся на небесах, чтобы евреи могли преследовать вражескую армию).

"Признайте, что ваши победы — результат Б-жествен-ного вмешательства; не думайте, что вы заслужили их вашей праведностью.

Вы должны осознать, что население Ханаана было изгнано из-за своей порочности, истощившей терпение Б-га, поэтому Он поклялся вашим праотцам, что их потомки унаследуют Землю.

Но находясь в пустыне, вы грешили вновь и вновь все сорок лет, и это подтверждает, что вы — упрямый народ.

Вскоре после Дарования Торы вы совершили тяжкий грех. В конце моего сорокадневного пребывания на Небесах Б-г вручил мне две сапфировые скрижали, на которых были начертаны Б-жественные письмена. И в этот великий день вы изготовили золотого тельца.

Громом прозвучал голос Всемогущего, обращенный ко мне: "Моше, Я позволил тебе достичь высочайшего уровня пророчества только ради Общины Израиля. Но теперь ты утратил свое величие, ибо твой народ развратился!"

148

Б-г грозил вам уничтожением, намереваясь произвести от меня великий народ (не желая все-таки нарушить Свое обещание вашим праотцам увеличить число их потомков).

Спускаясь с Синая, я заметил, что гора по-прежнему охвачена пламенем Дарования Торы: Шехина все еще пребывала там. Вы были подобны невесте, согрешившей под хулой (свадебным балдахином).

Подойдя к лагерю, я увидел, как вы ликуете возле золотого тельца.

И вдруг надпись на скрижалях исчезла. Я увидел, как буквы воспаряли ввысь, — туда, откуда они появились, — к Небесному Трону. Туш (нечистота) вашего греха привела к исчезновению надписей.

Я решил разбить скрижали, ибо вы не были достойны получить их, но Аарон и Санхедрин, догадавшиеся о моем намерении, попытались отнять их у меня. Началась борьба, но я был сильнее и победил.

Я был уверен, что вы недостойны скрижалей, которые скрепят печатью связь между вами и Ашемом, и вы окажетесь в положении замужней женщины, изменяющей мужу. Я подумал, что если вы не получите скрижали, Ашем будет судить вас с большим милосердием.

С помощью Ашема, укрепившего мою руку, я разбил скрижали. Потом я вернулся к Ашему еще на сорок дней

—   с 18 тамуза до 29 ава, — дабы умолить Его простить ваш грех.

Я боялся, что Б-г уничтожит вас, ибо, пока вы грешили, я видел, как к вам направились пять Ангелов Смерти

—  Аф, Хэма, Кецеф, Ашмед и Ашхет. Я произнес Великое Имя Ашема и воззвал к заслугам трех праотцев, тем самым лишив силы трех Ангелов Смерти, и стал умолять Ашема отозвать двух других.

Я молился: "Ашем, наш Б-г, не губи Свой народ и Свое наследие, которых Ты вывел из Египта. Вспомни Своих слуг, Авраама, Ицхака и Яакова; прости упрямство и греховность этих людей. Если ты погубишь еврейский народ, другие народы заявят: "У Б-га не было силы, чтобы

149

г

привести их в Обетованную Землю, поэтому Он уничтожил их в пустыне".

Я исступленно молился; не было ни одного уголка на Небесах, где бы я не рыдал ради вашего спасения. (Моше намекал сынам Израиля: "Я молился за вас изо всех своих сил; неужели вы не сделаете того же ради меня?! Почему вы не умоляете Б-га разрешить мне пересечь Иордан?" Но еврейский народ не услышал немой мольбы Моше.)

Я также молился ради Аарона, ибо Б-г так разгневался на мего, что приговорил к смерти четырех его сыновей. Моя молитва была принята наполовину: Б-г позволил выжить двум сыновьям моего брата — Элазару и Итамару.

В чем состоял грех Аарона в случае с золотым тельцом? Раши (9:20) подчеркивает, что Аарон взял на себя сооружение золотого тельца лишь для того, чтобы отсрочить его окончательное изготовление до возвращения Моше. Тем не менее Ашем обвинил его в том, что он уступил уговорам народа. Р. Бехае поясняет, что, хотя намерения Аарона были совершенно чистыми, он непреднамеренно привел евреев к греху, и Имя Небес было осквернено. Ввиду великой праведности Аарона, Б-г принял решение покарать его сыновей.

Перед возвращением на Небеса, чтобы продолжать молитвы, я разрушил изготовленного вами тельца. Деревянные его части я сжег, а металлические истер в порошок. Я бросил прах в ручей, который стекал с гор". (Моше закончил свой рассказ о тельце на этом месте и не упомянул, что он заставил людей пить воду, смешанную с прахом тельца. Евреи испытали бы великий стыд от напоминания, что с ними обошлись как с сотой, женой, подозреваемой в супружеской измене.)

"Хотя вы видели, что ваш грех привел к утрате скрижалей и что мне пришлось поститься и молиться за вас сорок дней, вы продолжали снова и снова гневить Ашема. Некоторые из вас жаловались в Тавере и были сожжены Небесным огнем {Бемидбар 11:1), в Масе вы засомневались в присутствии Всемогущего среди вас {Шмот 17:2), в Киврот Атаава вам захотелось мяса {Бемидбар 11:4). В

Кадеш Барнеа вы не поверили Слову Б-га и выслали разведчиков.

Сколько я вас знаю, столько вы бунтовали против Ашема, начиная с Египта (когда некоторые из вас сообщили фараону, что я убил египтянина), вплоть до сорокового года в пустыне (когда вы поклонялись Пеору и прелюбодействовали с дочерьми Моава)".

Моше рассказывает о событиях, происшедших после изготовления золотого тельца: как он получил вторые скрижали и

как было избрано колено Леви. Он вспоминает смерть Аарона

Моше рассказывал: "Разрушив золотого тельца, я возвратился на Небеса, чтобы молить Ашема об окончательном прощении".

Это было второе восхождение Моше на Небеса. Всего он восходил на Небеса три раза, каждый раз на сорок дней;

1.  С 7 сивана, дня Дарования Торы, он пребывал на Небесах и изучал Тору вплоть до 17 тамуза. Тогда он получил первые скрижали, которые затем разбил.

2.  Он вернулся к Ашему 18 тамуза и был на Небесах вплоть до 28 ава, молясь о прошении за грех золотого тельца.

3.  Начиная с 29 ава, Моше снова изучал Тору на Небесах. 10 тишри (в Йом Кипур) он спустился со вторыми скрижалями, начертанными Б-гом, — от лица Моше исходили Лучи Славы.

"Когда истекли сорок дней, Б-г принял мои молитвы.

Он приказал: "Высеки новые скрижали для себя. Ты сам должен вырубить их, чтобы люди не обвинили тебя в том, что ты разбил первые". Б-г обещал выгравировать надписи на вторых скрижалях, подобно тому, как Он сделал это в первый раз".

Почему Всемогущий Сам не подготовил вторые скрижали полностью, как в первый раз?

150

151

Вскоре после свадьбы царь узнал, что его молодая жена кокетничает с одним из дворцовых слуг. В ярости он разорвал брачный контракт и прогнал же-ну.

Сват поспешил во дворец, как только услышал об этом: "Ваше Величество, не обращайтесь с женой излишне строго, — умолял он царя, — вспомните, что она выросла среди слуг и еще не избавилась от своих прежних привычек".

"Возможно, ты прав, — согласился царь. — Но неужели ты думаешь, что я собираюсь оплачивать еще один брачный контракт? Заплати за новый свиток и писцу за работу, и тогда, будь уверен, я скреплю этот контракт своей подписью!" "

Вот так и Моше после греха золотого тельца упрекал евреев, что они вернулись к идолопоклонству, к которому привыкли в Египте. Ему удалось примирить Всемогущего с еврейским народом, но Ашем отказался отметить их скрижалями, высеченными Им Самим. Вместо этого Он приказал: "Ты, Моше, сам выруби скрижали, а Я высеку на них письмена".

После Дарования Торы Сыны Израиля были достойны скрижалей небесного происхождения, ибо они буквально достигли ангельской святости. Соорудив золотого тельца, евреи потеряли свое духовное величие. Тогда Б-г даровал.им такие скрижали, получение которых могло бы их утешить: пусть эти земные скрижали вырублены Моше, — Ашем высечет на них письмена, а это значит, что как только евреи попытаются очистить свои сердца, они получат от Ашема слова Торы. Это давало им надежду, что даже после греха они смогут достичь близости к Б-гу.

Моше вспоминал: "Мне было запрещено пользоваться железными орудиями, чтобы вытесать скрижали. Я лишь подготовил сапфир и нарисовал на нем контуры скрижалей. Затем направил на камень свой посох (с помощью которого я совершал чудеса в Египте и на котором начер-

152

тано Великое Имя Б-га), и скрижали появились чудесным

образом.

Ашем высек на них письмена и возвратил мне скрижали в Йом Кипур.

Я поместил их вместе с осколками первых скрижалей во временный деревянный ковчег, который изготовил по велению Б-га. Когда Бецалель примерно через месяц соорудил постоянный золотой ковчег в Мишкане, я перенес туда и вторые скрижали, и осколки первых".

Моше прервал рассказ о скрижалях и припомнил события, связанные со смертью Аарона. Тем самым он намекал, что хотя кончина праведника искупает грехи общины, она равнозначна потере скрижалей. Тот факт, что вторые скрижали были вручены в Йом Кипур, являлся наглядным свидетельством того, что Ашем простил Свой народ.

Моше рассказывал: "Когда умер Аарон, Облака Славы исчезли. Боясь нападения царя Арада, вы поспешно двинулись обратно в Египет. Левиты догнали вас и заставили вернуться.

Это был не первый случай, когда левиты доказали свою верность Ашему. Они не только не участвовали в грехе золотого тельца, но даже отказались дать золото на его изготовление.

После этого Б-г решил освятить колено Леви для Своей Службы. Он назначил левитов носить сосуды Мишкана и исполнять другие святые обязанности, а также повелел избрать из своей среды коэнов для принесения жертв и благословения общины".

Моше так завершил рассказ о вторых скрижалях: "Ваш траур и ваше раскаяние после греха золотого тельца дошли до Ашема. На сороковой день моего последнего пребывания на Небесах, накануне Йом Кипура, Он полностью простил вас и вручил мне вторые скрижали.

Помня о заслугах праотцев, потомкам которых Он обещал Землю, Ашем приказал мне: "Встань и веди народ! Они унаследуют Землю, несмотря на то, что сотворили золотого тельца!"

153

Моше призывает евреев бояться Всемогущего

Моше продолжал свою речь, полную упреков: "Вы неоднократно гневили Ашема, но Он простит вас, если вы вернетесь к Нему и будете исполнять Его заповеди.

О чем же Б-г просит вас? Только бояться Его. Если вы боитесь Его, то будете искать способы следовать Его добрыми и милосердными путями; вы будете любить Его, служить Ему всем своим сердцем и исполнять Его заповеди".

Почему Моше считает, что страх перед Ашемом легко достижим: "Все, о чем Б-г просит вас, — лишь только бояться Его"?! Разве боязнь Ашема не требует значительных духовных усилий?

Следующий случай доказывает, что на самом деле бояться Ашема не просто:

Рабби Йоханан бен Закай лежал на смертном ложе, когда к нему вошли ученики и попросили благословения.

Он благословил их: "Пусть ваш страх перед Б-гом всегда будет так же велик, как страх перед людьми!"

"Учитель! — возразили ученики. — Разве наш страх перед Б-гом не должен превосходить страх перед людьми?"

Он отвечал: "О, если бы вы только боялись Его в той же мере! Когда человек совершает прегрешение, он беспокоится, не узнает ли кто-нибудь об этом. Но он не боится того, что Б-г является свидетелем его греха".

Тем не менее Моше обрисовал боязнь Ашема как весьма легкое требование, ибо сам достиг такой высокой степени самоконтроля, что страх перед Б-гом был присущ ему всегда без каких-либо усилий.

Моше достиг уровня "Я всегда вижу перед собой Ашема".

Это — высочайшее духовное достижение, ибо в отличие от страха опасности, который порождается естествен-

154

ным инстинктом самосохранения, страх перед Б-гом, — Который неощутим и невидим, — по сути своей чужд человеческой психологии. Заповеди Торы помогают еврею с помощью интеллекта внушить себе страх перед Ашемом. Если ему это удается, он достиг цели жизни.

На самом деле Ашем знает, какие усилия воли и труда требуются для достижения страха перед Ним. Он ничего не ценит так высоко, как страх людей по отношению к Нему.

Иноземный посол отправился в некую восточную страну, чтобы передать одному из министров дружественное послание своего правительства. Он вез в подарок несколько крупных драгоценных камней, которые высоко ценились у него на родине.

Но вручая подарок, он, к своему удивлению, заметил, что драгоценности не произвели никакого впечатления! Вскоре посол понял свою ошибку. В этой стране такие камни не были редкостью: их можно было купить почти за бесценок.

Тогда посол, серьезно обдумав, какой подарок будет оценен по достоинству, решил преподнести вельможе шарф с ручной вышивкой: великолепная, тонкая работа и затейливый рисунок требовали высочайшего мастерства, тайны которого были известны лишь немногим умельцам в его стране. Получив подарок, министр был восхищен: он понял, что стал обладателем по-настоящему редкостного украшения, и заверил посла в своем искреннем расположении.

Так и Всевышний. Среди всех вещей, которые человек приобретает в своей жизни, Он хранит в Своей сокровищнице только одно — страх перед Ним.

Почему Ашем не впечатляется материальными достижениями человека, например, успешной карьерой или приобретением богатства?

Ответ прост: в действительности эти "достижения" полностью зависят от воли Б-га. Именно Он решает, добьется че-

155

ловек успеха или нет, и только Б-г дает человеку возможность обрести материальные блага.

Человек имеет свободу выбора лишь в одном: бояться или не бояться Б-га. Поэтому Б-г хранит каждое праведное решение, которое принимает человек.

Тот, кто изучает Тору, но не имеет страха перед Небесами, подобен казначею, который владеет ключами от подземного хранилища, но потерял главный ключ — от наружных дверей.

Моше пояснял: "Чего бы ни просил Б-г, знайте, что Он делает это не ради Себя, а только ради вашей собственной пользы.

Он создал небеса и землю и семьдесят народов на ней. Из всех творений Он полюбил только ваших праотцев и избрал вас, их семя, следующее их путями. Но хотя вы святы, в вас также есть побуждение ко злу, которое нужно направить в правильное русло, дабы наиболее полно служить Ему.

Но знайте, что Б-г — Господин над всеми судьями и царями. Тем не менее Его смирение идет рука об руку с Его величием. Он обеспечивает всем необходимым сирот и вдов и любит герим (о чем будет рассказано в следующем параграфе).

Восхваляйте Его и только Его. Вы ему обязаны многим, — хотя бы тем, что из семидесяти душ, пришедших в Египет, чудом выросла большая нация".

В стихе (10:12) "Что требует от тебя Ашем, ваш Б-г" вместо слова ма (что) можно прочитать меа (сто). Тогда он будет значить: "Б-г требует от тебя сотню благословений".

Кроме того, в этом стихе 100 букв (если заменить ма на меа). Более того, численное значение слова мимха (от тебя) также составляет 100 {Баал атурим).

156

Этот стих намекает на раввинское предписание каждому еврею ежедневно произносить сто благословений. Это правило было установлено в результате следующих событий:

Во времена царя Давида Б-г наслал мор, который ежедневно уносил сто еврейских жизней.

Давид попытался выяснить причины небесной кары и с помощью духа святости понял, что евреи не благословляли и не восхваляли Ашема в должной мере за Его ежедневную доброту к ним. Поэтому Давид постановил, что каждый день еврей должен произносить сотню благословений. И мор прекратился.

Этой традицией после смерти Давида стали пренебрегать, пока она не была восстановлена мужами Великого Собрания.

Заповедь любить гера цэдэка

(нееврея, который обратился в иудаизм

во имя Неба)

Тора приказывает нам любить гера цэдэка и обязывает нас щадить его чувства.

Пастух по утрам выводил свое стадо в поля, а вечером загонял его в стойло. Однажды из леса явился олень, присоединился к стаду, а вечером вошел в стойло.

Пастух полюбил оленя, отводил для него лучшие участки пастбищ и просил всех, кто ухаживал за животными, относиться к оленю особенно внимательно. По вечерам он всегда проверял, получал ли олень воду.

"Почему ты заботишься только о нем? — спрашивали крестьяне. — Почему не следишь так за овцами?"

"Между ними большая разница, — отвечал пастух. — Овцы привыкли следовать за мной. Олени же обычно избегают людей и пасутся по безлюдным

157

местам: лесам и полям. Я дорожу тем, что он по своей воле выбрал наше стадо".

Ашем дал подобный ответ: "Разве не должны мы ценить гера, который бросил семью, народ и выбрал Истину, отвергнув ложь? Он пришел, чтобы найти укрытие под крыльями Шехиньг, разве он не заслуживает нашего особого уважения и внимания?!"

Праведный гер Акила был огорчен стихом: "Б-г любит гера, чтобы дать ему одежду и хлеб" (Дварим 10:16).

Он вошел в дом учения рабби Элиэзера и спросил: "Одежда и хлеб — это все, что обещает геруБ-г?"

Рабби Элиэзер разгневался. (Он заподозрил, что гер обратился в иудаизм с нечистыми намерениями, ожидая земных наград.) Он упрекал его: "Ты думаешь, что наш праотец Яаков просил бы у Б-га "хлеб для еды и одежду", если бы считал это незначительным делом? (Все, о чем праведник просит Б-га, — это снабдить его самым необходимым, чтобы он мог быть свободен и изучать Тору.)"

На самом же деле гер не понял стиха, ибо искал в Торе упоминания о духовной награде за свое самопожертвование. Почему стих утверждал, что Б-г обеспечит только его физические нужды?

Когда впоследствии Акила с тем же вопросом обратился к рабби Иеошуа, мудрец успокоил его и разъяснил глубинный смысл стиха:

"Когда Яаков просил "хлеба и одежды", он имел в виду не только материальные блага, но просил Ашема о помощи в достижении совершенства. "Хлеб" — это метафора "Торы", а "одежда" подразумевает особое одеяние знатоков Торы. Подобно этому, Б-г заверяет гера в том, что тот получит свою долю в "хлебе Торы" и достигнет высот в изучении Торы. Более того, "хлеб" относится к лехем апаним (Хлебам Предложения), а "одежда" — к одеяниям ко-

158

энов. Б-г уверяет гера, что его дочери выйдут замуж за коэнов и его потомки будут носить одеяния ко-энов и предлагать лехем апаним.

Акила был удовлетворен. Говорят, что если бы не терпение рабби Иеошуа, Акила вернулся бы к язычеству.

И действительно, многие знаменитые толкователи Торы были герами или их потомками:

о Онкелос, племянник римского императора Адриана, стал великим мудрецом Торы, чей перевод Пятикнижия на арамейский язык был принят и одобрен нашим народом (мудрецы требуют, чтобы его читали еженедельно).

о Шемая и Автальон (учителя Гилеля и Шамая) были герами, потомками ассирийского царя Санхерива.

о Рабби Меир, рабби Акива, рабби Йосе и рабби Шмуэль бар Шилот происходили частично от злодея Амана и частично от ханаанского полководца Сисры.

о Пророки Ирмеяу и Ехезкель были потомками обратившейся в иудаизм Рахав.

Заповедь любить гера относится к тому, кто обратился в иудаизм во имя Неба, но Ашем защищает честь даже тех геров, которые присоединились к еврейскому народу с нечистыми намерениями. Об этом говорят такие события:

Во времена царя Давида Эрец Исраэль три года подряд поражал голод. Давид приказал выяснить, какие грехи могли стать его причиной.

Следует отметить, что Давид и евреи не считали несчастье случайностью или результатом природных явлений. Они отдавали себе отчет в том, что голод ниспослан Ашемом в качестве наказания за некий грех.

"Нас учили, — объявил он, — что Б-г посылает засуху из-за пяти прегрешений: идолопоклонства, разврата, кровопролития, невыполненных публичных

159

 

previous                                                                                                                                               next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map