Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

"Если так, то твое место займет Иеошуа", — предупредил Всевышний.

"Ты знаешь, что я гневаюсь на них ради Твоей чести!" — ответил Моше. Тем не менее он вернулся в лагерь из-за угрозы, что вместо него будет назначен Иеошуа, бывший в то время еще не совсем опытным в вопросах управления народом.

Он, однако, попытался отменить решение Ашема о том, что отныне Шехина не будет больше вести сынов Израиля. "Я не согласен с Твоим решением, что нас поведет ангел, — сказал он Ашему. — Если так, то я вообще не двинусь отсюда!"

Моше молился: "Разве Ты не обещал лично вести нас, хотя Ты знал заранее о грехе золотого тельца? Тем не менее Ты сказал: "Я Сам сойду, чтобы спасти их из Египта, и Я приведу их в Страну". Как же теперь Ты говоришь, что пошлешь перед нами Своего посланца? Если Ты так обращаешься с нами, то мы перестанем отличаться от всех остальных народов. У них есть пророки, пророки есть и у нас. Их ведет ангел-хранитель. И нам Ты предлагаешь то же самое?! Как же я могу согласиться с этим?"

Моше утверждал, что Исход из Египта и последующие чудеса создали между еврейским народом и Всевышним особые отношения, подобные отношениям между отцом и сыном. Появление посланца вместо прямого управления Ашема, который поведет сынов Израиля, разрушило бы цель Исхода. Всевышний принял молитву Моше, показав, что праведник обладает величием, дающим возможность отменить Его решение. Он согласился с обоими доводами Моше.

148

Ашем отложил свое решение послать впереди сынов Израиля Своего ангела — до поры, когда евреев возглавит преемник Моше Иеошуа.

В ответ на жалобу Моше, что наделять пророческим даром не только сынов Израиля, но и некоторых людей из среды языческих народов, не стоило бы, ибо тем самым Ашем лишает Общину Израиля ее отличительных особенностей, Б-г сказал: "Приму твою молитву, потому что ты обрел милость в Моих глазах".

В дальнейшем даже величайшему пророку из неевреев, Биламу, не давалось прямое видение Всевышнего. Вместо этого пророчество любого пророка из неевреев осуществлялось через посредника.

Моше стремится понять пути Всевышнего

Когда Ашем принял молитву Моше, тот понял, что настало время Небесных милостей. Поэтому он воспользовался возможностью и обратился к Ашему с дополнительной просьбой.

"Пожалуйста, открой мне план, по которому Ты управляешь делами мира, — молил он. — Почему праведники ведут жизнь, полную страданий? И почему жизнь злодеев протекает спокойно? Покажи мне награду, которая приготовлена для праведников в будущем!"

Ашем не хотел открывать этого Моше и упрекнул его: "Когда Я явился тебе в кусте терновника и хотел открыть тебе Мою Славу, ты отказался. Теперь, когда ты хочешь ее увидеть, Я не хочу ее показывать.

Знай, что человеческий глаз, даже глаз величайшего пророка, не в состоянии увидеть конечную награду Грядущего мира. То, что Я покажу тебе, есть слабый отблеск духовных наслаждений в Ган-Эден. Я также покажу тебе — в той мере, в какой ты сможешь постичь, — наказание злодеев. Когда мимо тебя пройдет Моя Слава, Я защищу тебя Своим Облаком. Ты увидишь

149

часть Моей Славы, но ты не сможешь увидеть всей Моей Славы, пока ты жив".

Моше было даровано видение разных сокровищ, приготовленных для праведников в Ган-Эден. Они проходили перед взором Моше. Указывая на них, Ашем объяснял: "Это сокровище, хранящееся для тех, кто дает пожертвования, а это — для тех, кто воспитывает сирот", и так далее. Наконец, Ашем показал Моше огромное сокровище.

"А это для кого?" — спросил Моше.

"Это сокровище — для тех, у кого мало заслуг, но кто находит милость в Моих глазах, потому что Я милосерден".

Показанное сокровище было воистину необъятным, — потому что большинство людей не заслуживают той награды, которую Ашем дает им.

Ашем объяснил Моше общие правила, определяющие Его поведение в том, что касается мирских дел:

□  Некоторые люди наслаждаются счастливой жизнью в этом мире, потому что они безупречные праведники. Они получают награду в обоих мирах — в нынешнем и в грядущем.

□ Бывают праведники, которые страдают в этом мире. Они не совершенны и получают наказание за все свои грехи в олам азэ, чтобы получить возможность сполна насладиться своей наградой в олам аба, в который они входят как полные праведники.

□ Бывают злодеи, чья жизнь благополучна, потому что они не совсем нечестивы. Их сполна вознаграждают в этом мире за все хорошее, сделанное ими здесь, и не наказывают за грехи — чтобы лишить их доли в грядущем мире.

□   Иногда злодей страдает и в этом мире. Такой человек — полный нечестивец. Он наказывается в обоих мирах.

150

Тринадцать Б-жественных Атрибутов Милосердия

Когда Моше попросил Ашема открыть ему Б-жествен-ную Славу, Ашем научил его, как должен еврейский народ молиться, чтобы получить прощение за свои грехи. Ашем сказал Моше: "Если бы ты после греха тельца не упомянул заслуги патриархов, Я бы уничтожил евреев. Поэтому Я покажу тебе Мои тринадцать Атрибутов Милосердия. Всякий раз, когда сыны Израиля обратятся ко Мне, упоминая эти Атрибуты, их молитвы не останутся неуслышанными".

Ашем, как и подобает, облачился в талит и, как кантор, прочел Моше Свои тринадцать Атрибутов

Милосердия.

□   Ашем — Б-г Милосердный (пока человек не

согрешит).

П Ашем — Б-г Милосердный (даже после того как человек согрешил). Б-г равно сострадает человеку — до того как человек совершил грех, и после того как он согрешил и совершил тшуву (раскаяние).

□   Кель — Б-г Милосердный. Имя Кель -— один из Атрибутов Б-га Милосердного.

□  Рахум — Сострадающий. О Веханун — Милующий.

О Эрех апаим — Долготерпеливый; Ашем откладывает наказание не только праведникам, но и злодеям. Он надеется и ждет, что даже злодей раскается.

□  Рае хэсед — Исполненный благоволения,

□  Веэмет — Он есть истина.

1.   Вышеприведенные атрибуты означают, что даже если грехи человека перевешивают его заслуги, Ашем, тем не менее, щадит его из-за Своего Милосердия.

2.   Когда Ашем судит человека, Он соединяет со Справедливостью присущее Ему Милосердие, чтобы отодвинуть или смягчить наказание.

151

Это Б-жественное качество иллюстрируется следующей притчей. Один человек был должен царю тысячу золотых. Царь послал гонца, чтобы потребовать уплаты долга. Однако у должника требуемой суммы не оказалось. Царь послал второго и третьего посланца и потребовал: "Заплати царю немедленно!" Но у человека не было средств для уплаты. Царь понял, что положение должника ужасно. Он отправил тайного гонца, чтобы тот ночью тихонько подбросил должнику в окно кошелек с тысячей золотых. Человек обнаружил его наутро и был вне себя от радости. Как только прибыл царский гонец, он вернул деньги, которые с него причитались.

Точно так же, если смотреть с точки зрения Б-жественной Справедливости, человек может иногда заслуживать Небесной кары смертью. Но Ашем соединяет Справедливость с Милосердием. Напимер, Он воздерживается от наказания, пока человек не женится и не родит сыновей. Тогда Ашем забирает душу одного из дарованных человеку сыновей, дав ему таким образом возможность вернуть свой долг Ашему.

□  Ноцэр хэсед лаалафим — Сохраняющий благоволение для тысяч.

Если кто-то выполняет заповедь Всевышнего из любви к Нему, то заслуга такого выполнения будет защищать его потомков на протяжении по крайней мере двух тысяч поколений после него.

□  Носэй авон — Терпящий преднамеренные грехи, П Вафэша — и бунт,

□  Вехатаа — и непреднамеренные грехи.

Ашем прощает пэша — грехи, совершенные, когда дух человека бунтовал против Б-га; авон — преднамеренные грехи; вехатаа — непреднамеренные грехи.

Каким образом Ашем прощает человеческие грехи?

Если дела человека разделяются между добром и злом поровну, Ашем уменьшает вес его грехов, чтобы чаша заслуг перевесила, и тогда человек прощен.

Существует и дополнительное объяснение. К человеку, который не обращает внимания на душевную боль или оскорбления, причиненные ему другими людьми (и прощает их), соответственно отнесутся на Небесах. Вместо того чтобы подойти к нему с присущей Всевышнему мерой Справедливости, Он не обратит внимания на его недостатки.

Р.Хуна бен р.Иеошуа заболел, и р.Папа пришел навестить его. Он заметил, что состояние у р.Хуны крайне тяжелое. Казалось, он был уже в объятиях смерти. "Приготовьте ему тахрихим (саван)!" — приказал р.Папа. Но р.Хуна выздоровел, и р.Папа постеснялся посетить его снова. Р.Папу спрашивали, как же случилось, что р.Хуне был уже приготовлен саван, а он выздоровел.

"На самом деле ему был вынесен смертный приговор, — объяснил р.Папа. — Но Всевышний изменил приговор из-за его прекрасного характера. Хуна никогда не обижался, когда кто-либо причинял ему зло или оскорблял его".

П Венакэ ло инакэ — Несчитающий нечестивца безвинным. Кажущееся противоречие между венакэ (считает невинным) и ло инакэ (не считает невинным) подразумевает, что Ашем наказывает нераскаявшихся грешников и снимает вину с тех, кто совершает тшуву.

□ Возлагает вину отцов на детей и на детей их детей до третьего и четвертого поколения.

Всевышний карает детей за зло, совершенное их отцами, если дети упорствуют в нечестивых путях их отцов (но не в том случае, если дети совершают тшуву).

152

153

т

(Комментаторы стремятся понять, почему эта черта является признаком Милосердия. Сфорно объясняет, что Всевышний милосердно откладывает наказание злодея. Он проявляет терпение, пока грехи не достигнут стадии, лежащей за пределами раскаяния. Это обычно случается, когда несколько поколений потомков придерживаются нечестивых путей своих предков.)

Из Торы очевидно, что у Всевышнего награда неизмеримо превосходит меру Его кары. Как мы видим, Он возлагает грехи отцов на детей не далее, чем на четыре последующих поколения. Однако если человек выполняет заповеди, то, согласно Торе, его потомки вознаграждаются, как минимум, до двухтысячного поколения. Таким образом, награда, которую дает Всевышний, по крайней мере в пятьсот раз превосходит кару.

После того как Ашем научил Моше тринадцати Атрибутам Милосердия, Моше повторил их и воззвал ко Всевышнему: "Прости народ Израиля за грех тельца!"

Вторые Скрижали

Ашем повелел Моше сделать Вторые Скрижали: "Поскольку ты разбил первые Скрижали, то обязан сделать вторые".

Ашем открыл Моше, что в земле под его шатром находятся залежи сапфира. Из него надо сделать Вторые Скрижали. "Оставшийся материал будет принадлежать тебе", — сказал Ашем Моше.

Так Моше стал богатым человеком. До этого у него ничего не было. Во время Исхода он не вынес с собой египетского добра, поскольку занимался в последнюю ночь поисками гроба Иосефа и его подготовкой к странствию по пустыне. Теперь Ашем щедро одарил его за это.

То, что Моше нашел богатство в своем собственном шатре, служит Б-жественным уроком всем поколениям евреев. Человек, целиком посвятивший себя изучению Торы, найдет источник существования, не сходя с места. Ему не нужно будет искать себе пропитание вдали от дома.

Именно это обещал Ашем Иеошуа, сказав: "И будешь размышлять о ней (Торе) днем и ночью, и тогда добьешься успеха во всех своих делах" (Иеошуа 1:8).

Ашем повелел Моше подняться рано утром на вершину горы Синай. "Первые Скрижали были даны на глазах у всех, в присутствии народа. Они были разбиты, — сказал Ашем. — Эти, вторые, будут даны в тишине, без публичных церемоний".

Моше взошел на Синай в рош-ходеш элуль и оставался в Небесном Стане сорок дней. То было его третье пребывание на Небесах (что в совокупности составляло 120 дней). Он не ел и не пил в течение всех сорока дней. Его поддерживало великолепие Шехины и изучение Торы. Питался он духовной пищей. Как ангел.

Моше ни разу не лег спать. Он рассуждал так: "Как могу я позволить себе упускать эту единственную в своем роде возможность изучения Торы?"

Царь сказал своему любимому министру: "Сегодня вечером я открою перед тобой дверь своей сокровищницы. Любые драгоценности, любые деньги, которые ты сможешь вынести с собой до восхода солнца, будут твоими!"

Как вы считаете, министр отказался от такой возможности? Пошел спокойно спать домой?

Так же рассуждал и Моше: "Если я засну, то сколько жемчужин мудрости Торы я потеряю!" Он работал все сорок дней, не теряя ни минуты и

154

155

используя даже ночные часы, чтобы повторять ту часть Торы, которой Ашем учил его днем.

В течение этих сорока дней, проведенных на Небесах, Ашем продиктовал ему всю Тору, книги Пророков и Писания и обучил его их устным объяснениям. В награду за то, что он лишил себя физической пищи и сна из любви к Торе, Моше получил новые откровения и знания Торы, какие не были даны ему во время предыдущих восхождений.

В прошлый раз Моше не испытывал голода и не страдал от недосыпания, поскольку тогда он вышел за пределы своей физической оболочки и стал подобен ангелам. Однако в последние сорок дней он должен был получать Тору, оставаясь в своей физической оболочке. Моще лишил себя пищи и сна, приобретая таким образом Тору своими собственными усилиями.

Десятого числа месяца тишри Ашем простил Общину Израиля за грех тельца. Он дал Моше Вторые Скрижали и назначил этот день Днем Искупления (Йом-Кипур) для всех будущих поколений.

Лучезарное лицо Моше

Когда Моше спустился с горы со Вторыми Скрижалями, его лицо светилось отражением Б-жественных Лучей Славы. Но сам Моше об этом не знал. Свет, исходивший от его лица, был таким ярким, что сыны Израиля боялись к нему приблизиться. Их страх объяснялся грехом тельца. До совершения греха они могли смотреть на Огонь Славы Ашема на горе Синай без страха. Однако после греха они стали трепетать даже при виде Лучей, исходящих от лица Моше.

Ашем дал Моше эти сияющие Лучи после происшествия с тельцом, чтобы показать сынам Из-

156

раиля, что нет никого, кто был бы подобен Моше, и что они ошибались, ища ему замену.

Моше пришлось прикрыть свое сияющее лицо покровом. Он поднимал покров только когда обращался к Ашему или когда учил народ словам Ашема.

Когда сыны Израиля занимались изучением Торы, они оказывались в состоянии выдержать сияние Лучей Славы. Это свидетельствует о величии, которое придает человеку изучение Торы.

157

ВАЯКЭЛЬ

Законы Шабата

Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.

В день, последовавший за Йом-Кипуром, Моше собрал всю Общину Израиля и предупредил: "Работать можно в течение шести дней недели. В седьмой день вы должны воздерживаться от всякой работы".

Моше научил сынов Израиля подробным законам, касающимся тридцати девяти основных видов работ {авот млахот), которые запрещены в Шабат. Моше закончил предостережением: "Тот, кто нарушает Шабат, несмотря на то что был предупрежден, и делает это в присутствии как минимум двух свидетелей, подлежит смерти. Даже если Бейт-Дин не сможет казнить его из-за отсутствия одного из вышеупомянутых условий, он, тем не менее, не избегнет небесной кары".

Почему Всевышний повелел Моше говорить народу о соблюдении Шабата перед тем, как сообщить о строительстве Мишкана!

Царь намеревался построить новый дворец. Он собрал лучших архитекторов и долго совещался с

158

ними. Он дал им подробные указания, как построить великолепное здание, которое рисовалось ему в воображении: порталы, входные двери и роскошное внутреннее убранство. Царица с неудовольствием заметила, что ее венценосный супруг днем и ночью думает о своем новом дворце. Во время одного из совещаний с архитекторами она проскользнула в комнату царя и пожаловалась ему: "Ты так поглощен своими планами, что совсем забыл обо мне!"

Царь признал справедливость ее замечания. Он немедленно приказал, чтобы на следующий день был устроен прием в честь царицы.

Так же пожаловался Ашему Шабат: "Ты освятил меня во время шести дней Творения. Теперь евреи, по-видимому, осквернят меня из великой любви к Мишкану, который они возводят для Тебя!"

Поэтому Ашем повелел Моше вновь напомнить народу, что законами Шабата нельзя пренебрегать, даже строя Мишкан.

Помимо многих других правил Моше научил сынов Израиля и тому, что в Шабат запрещено зажигать огонь. (Священнослужителям разрешалось зажигать огонь в Храме для принесения жертв в Шабат. Однако им запрещалось выполнять эту работу для личных целей.)

Нечестивый император Адриан бросил вызов р.Иеошуа бен Ханания, сказав: "Я более велик, чем ваш учитель Моше!"

"Как так?" — удивился р.Иеошуа.

"Очень просто. Я жив, а он умер. Разве в ваших книгах не сказано: "Живая собака лучше мертвого льва" (Коэлет 9:4)?"

Р.Иеошуа сказал ему: "Я соглашусь с тобой, если ты сможешь выполнить одно условие. Издай закон,

159

запрещающий твоим подданным зажигать огонь три дня подряд".

"Нет ничего проще!" — согласился Адриан. И издал такой закон.

Вечером оба они поднялись на террасу дворцовой крыши.

Р.Иеошуа взглянул на город и заметил вдалеке дым, поднимающийся из трубы одного дома. "Разве ты не запретил зажигать огонь?" — спросил он императора.

В дом был отправлен гонец. Он вернулся с известием, что там живет знатный человек, которому врач предписал пить горячие напитки, чтобы вылечить простуду. Для этого он и зажег огонь.

"Вот видишь, — обратился к Адриану р.Иеошуа бен Ханания. — Твои подданные не выполняют твоих приказов даже при твоей жизни. Этот человек без труда мог подождать еще день и не зажигать огня. Наш учитель Моше предостерег нас две тысячи лет тому назад: "Не зажигайте огня в Шабат", — и по сей день ни в одном еврейском доме в Шабат не зажигают огня!"

В местах, где люди пренебрегают законами Шабата, часто возникают пожары: если евреи не обращают внимания на запрещение Всемогущего зажигать огонь в Шабат, Он наказывает их тем, что вспыхивают их собственные дома.

Повторные описания устройства Мишкана

В пяти местах в Торе приводится описание переносного Святилища и его принадлежностей:

□   Ашем дал Моше подробные указания в разделе Трума.

□   Эти указания повторены в более общем виде в разделе Ки тиса (см. Шмот 31:1-11).

□  Моше передал основные принципы строительства Мишкана Общине Израиля в разделе Ваякэль, сказав, что каждый сведущий в деле человек должен участвовать в строительстве.

□  В четвертый раз Тора сообщает о том, как были исполнены приказы Ашема, упомянув отдельно каждую принадлежность (см. 36:8-39:2).

□   В пятый раз Тора вновь перечисляет сосуды Мишкана уже после того, как их изготовление было закончено и они были принесены к Моше (см. 39:33-43).

Почему Ашем посвятил столько разделов Торы вопросу о МишканеЧ — Эти повторы должны показать нам, сколь важен и велик Мишкан в глазах Всевышнего.

В Торе есть и другие примеры повторов. Ашем пять раз повторяет слова Клаль-Исраэль (Община Израиля) в одном стихе (см. Бемидбар 8:19). Таким образом Он выражает Свою великую любовь к Своему народу.

Наследный принц впервые пошел в школу. Его отец не мог скрыть своего беспокойства за принца, который никогда раньше не выходил за пределы дворца. Царь все время спрашивал придворных: "Мой сын уже вернулся из школы? Когда он вернулся? Час назад? Он уже пообедал? А чем он занят сейчас? Ему надо отдохнуть".

Повторное описание в Торе является выражением озабоченности Ашема и той важности, которую Он придает событию. Так, описание встречи Элиэзера, слуги

160

161

г

Авраама, с Ривкой, будущей женой Ицхака, приведено в разделе Хаей Сара дважды. И это свидетельствует о том, что не только сами наши патриархи, но даже разговоры их слуг дороги Ашему.

Хотя заповеди, относящиеся к Храму, не имеют к нам сегодня практического отношения, за изучение разделов Торы, посвященных Мишкану, нам обещана великая награда. Мы получаем награду за изучение расположения Мишкана и его принадлежностей и, конечно же, за то, что вникаем в их внутреннее символическое значение.

Наши мудрецы утверждают, что на того, кто изучает законы, относящиеся к жертвоприношениям, на Небесах смотрят как если бы он на самом деле принес жертву. Точно так же того, кто изучает главы, относящиеся к Мишкану, приравнивают к тому, кто действительно помогал его строить. Изучением этих законов мы приближаем возвращение Шехины в Цион.

Строительство Мишкана начинается

Моше созвал собрание и передал сынам Израиля повеление Всевышнего построить Мишкан. Это собрание Общины Израиля, созванное во имя Неба, искупило предыдущее нечестивое сборище, потребовавшее установить золотого тельца.

Когда народ узнал, что Шехина Ашема будет пребывать в Мишкане в знак прощения греха золотого тельца, радость его не знала границ. Сразу же стали поступать пожертвования. Люди жертвовали не только заимствованные у египтян золото и серебро, но и личные драгоценности. Этим они исправили свой дурной поступок, когда жертвовали украшения для тельца. Женщины, которые отказались пожертвовать что-либо из своих украшений для золотого тельца, стали теперь первыми, кто вызвался принести все свои драгоценности для Мишкана.

В течение всего лишь двух дней было собрано более чем достаточное количество материалов. Однако пожертвования продолжали поступать. Сборщики ходили по лагерю и призывали народ прекратить жертвовать.

В этих активных пожертвованиях на Мишкан проявилась природная щедрость сынов Израиля.

(По сей день евреи известны своей щедростью в делах благотворительности. Но щедрость, как и все остальные качества, будет направлена неверно, если ею не руководит Тора. Поэтому простой еврей должен советоваться со знатоком Торы, чтобы определить, какие цели достойны внимания, какие являются самыми неотложными и сколько денег выделить на каждую.)

Еврейский народ характеризуют три качества

□  Он сострадателен. П Он скромен.

□  Он совершает хэсед (творит добрые дела).

Эти качества настолько присущи нашему народу, что, встретив еврея, лишенного их, можно предположить, что у него нет предков, стоявших у горы Синай.

Моше объявил, что все Б-гобоязненные мужчины и женщины приглашаются прясть и ткать полотнища и изготовлять детали стен Мишкана своими собственными руками.

На этот призыв откликнулись и мужчины, и женщины. Они приносили Моше изготовленные ими образцы. Специальностью сведущих женщин было прядение козьей шерсти для полотнищ. Шерсть была тонкой и жесткой, и прясть ее было очень нелегко.

Всякого, кто вызвался строить Мишкан, Ашем наделил особой мудростью. Рассматривая принесенные ему образцы, Моше увидел, что все они соответствуют описаниям, данным ему Ашемом. Он был счастлив.

162

163

Б-жественная мудрость вдохновляла не только тех, кто помогал строить Мишкан. Даже животные, работавшие на строительстве, были наделены особым чутьем: домашние животные, которые перевозили брусья, сами знали, по какой дороге им идти, а дикие животные, чьи шкуры использовались при строительстве, сами приходили в стан Израиля.

И Бецалель, и Аолиав были наделены Б-жественным Пониманием, что дало им возможность сделать сосуды Мишкана именно так, как повелел Ашем, и вырезать даже самые сложные формы.

Кажется странным, что ни Аолиаву, ни кому-либо другому из числа Б-гобоязненных людей, помогавших построить Мишкан, в Торе не воздается должное. Все заслуги приписываются одному Бецалелю. Тора каждый раз говорит: "И он сделал это", что является ясным указанием на одного Бецалеля.

Дело в том, что Бецалель занимался строительством не только в физическом смысле. Он трудился также в духовной сфере. Он прилагал невероятные умственные усилия, чтобы понять глубокое значение каждого предмета. За эти высокие духовные усилия Ашем наградил его, наделив Духом Святости в высшей степени, так что Бецалель смог проникнуть в самую сущность каждого предмета. Тора приписывает все строительство Мишкана одному Бецалелю, поскольку, одухотворяя каждый предмет своими святыми мыслями, он стал его духовным творцом, нанося на каждую принадлежность Мишкана завершающие штрихи.

164

Строительство Мишкана раскрывает присущую Общине Израиля духовную красоту

Община Израиля говорит о себе: "Шхора ани венава. Я черна, но прекрасна" (Шир Аширим 1:5).

Но разве чернота и красота не исключают одна другую?

Каждое из этих свойств относится к определенному этапу в истории народа Израиля. Сказано этим следующее:

О Я черен, когда дело касается моих собственных поступков, но прекрасен, если принять во внимание дела моих праотцев.

Принцесса совершила проступок и была изгнана из царского дворца. Она была вынуждена зарабатывать себе на жизнь, собирая урожай на полях вместе с простыми крестьянами.

Но царский суд еще раз расследовал ее дурной поступок, и вдруг выяснилось, что ее нельзя винить в случившемся. Злополучное событие произошло из-за одной из дворцовых служанок.

Принцессе предложили вернуться в царский дворец. Но она уже больше не была той прелестной девушкой, какой ее знали раньше. Ее нежная кожа огрубела от солнца и ветра. Она загорела и казалась черной и безобразной. Знатные люди, являясь во дворец с визитом, усмехались при виде смуглой принцессы. (В те времена цвет загара не был в моде и почете, как ныне.)

"Почему вы смотрите на меня свысока? — спрашивала их принцесса. — Мне нужны лишь время, хорошая мазь для притираний и несколько хвойных ванн, чтобы снова стать прежней. Это сделает меня такой же прекрасной и белой, какой я была раньше. А вы родились темнокожими! И

165

Ошибка предводителей колен

Как только вожди колен услышали, что Ашем хочет, чтобы был возведен Мишкан, они предложили Моше: "Мы одни дадим все необходимые материалы для переносного Храма. Общине не нужно ничего жертвовать".

Главы колен считали, что Шехина предпочла бы пребывать в Мишкане, построенном на их пожертвования, а не в Мишкане, построенном на приношения всего народа. Во-первых, они не были причастны к греху тельца. Кроме того, их пожертвования — это пожертвования от чистого сердца, потому что по своей мудрости и свойствам характера они были выдающимися людьми. Они верили, что построенный ими Мишкан будет обладать большей духовной ценностью.

Однако Моше ответил: "Ашем сказал мне, чтобы я принимал приношения от всякого, кто захочет пожертвовать!" Тогда вожди решили не жертвовать вместе с Общиной, а восполнить в конце то, чего будет недоставать.

Они думали, что, если строительство Мишкана будет завершено благодаря их пожертвованиям, Ашем станет смотреть на них так, как если бы они построили все сооружение.

Но они недооценивали щедрость сынов Израиля, жертвовавших охотно и с любовью. Евреи приходили к Моше толпами — и мужчины, и женщины, горя желанием выполнить мицву.

За два дня евреи принесли все необходимые материалы. Так что отпала необходимость в участии вождей.

"Вожди" по-еврейски — несиим. В тексте Торы (см. Шмот 35:27) в этом слове отсутствует буква юд. Это показывает, что они потерпели неудачу. Хотя у них были добрые намерения, они были неправы, откладывая выполнение мщвы.

166

Когда несиим увидели, что материалов больше не нужно, они пожертвовали драгоценные камни для эфода и хошена.

Слово "наси" (во множ.числе несиим) в данном стихе указывает на чудо (нес): облака каждое утро приносили на землю драгоценные камни вместе с маном.

Позднее вожди поспешили первыми принести жертвы Освящения (корбанот милуим), чтобы исправить свою ошибку.

Умывальник из медных зеркал

Среди множества других даров праведницы приносили для строительства Мишкана свои медные зеркала. Увидев это, Моше подумал: "Как могу я принять их дар? Это ведь орудия ецер ара".

"Не отказывайся от зеркал, — поправил его Ашем. — Благодаря этим зеркалам сыны Израиля умножились в Египте. Еврейские женщины пользовались ими во имя Неба, чтобы нравиться мужьям и продолжать рожать детей в египетском рабстве".

Ашем повелел Моше: "Возьми эти зеркала для строительства умывальника. Еврейские женщины использовали эти зеркала лишь ради святых целей. Поэтому в будущем жен, подозреваемых в неверности, будут проверять водой из сосуда для омовений. Они подвергнутся испытанию, чтобы определить, так же ли они чисты и святы, как их матери".

167

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map