Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

четыре дня, чтобы осмотреть и определить, нет ли в нем порока и годится ли он для жертвы. Днем четырнадцатого Нисана кто-нибудь из каждого дома должен умертвить агнца в качестве пасхальной жертвы.

"Царь вселенной, — возразил Моше, — как я могу приказать сынам Израиля убить овцу, когда она служит египтянам идолом!"

"Я клянусь, что евреи не покинут страну, не убив прежде богов Египта и не доказав таким образом беспомощность богов других народов", — ответил Творец.

Принеся в жертву богов Египта, которым поклонялись и они сами, сыны Израиля искупят грехи идолопоклонства в Египте. Более того, вид египетских идолов, привязанных к их кроватям и беспомощно блеющих, и египтян, бессильных принять против них меры, укрепит их веру в Ашема.

Ашем дал Моше и Аарону точные указания о выполнении мицвы пасхальной жертвы. Он приказал: "После того как агнец будет зарезан, вы выпустите его кровь в чашу, обмакнете в нее пучок травы иссопа и смажете кровью косяки и притолоки домов, в которых будут есть жертву Песаха".

Почему Ашем повелел, чтобы евреи обмакнули в кровь именно иссоп? Иссоп — это самая низкая трава, и Всевышний давал понять сынам Израиля: "Хотя египтяне считают вас такими же низкими, как иссоп, в Моих глазах вы драгоценность".

Почему кровью нужно было смазать косяки и притолоки?

Притолока (которая выше косяка) символизировала Авраама, а два косяка — Ицхака и Яакова. Они указывали, что сыны Израиля будут спасены от Казни, поразившей первенцев, благодаря заслугам их патриархов, потому что их собственных заслуг было недостаточно.

120

Косяки символизируют наших патриархов, показывая, что как они неотделимы от двери, так и наши патриархи никогда не отдалялись от Ашема.

Ашем повелел: "Мясо агнца должно быть съедено вечером пятнадцатого Нисана. Его следует зажарить целиком на огне и съесть вместе с мацой и марором (горькими травами). Все мясо должно быть съедено до наступления утра, а если какая-то часть жертвы останется, то ее следует сжечь на утро второго дня (имеется в виду день после Йом Тов). Ты должен съесть его поспешно в завершение твоей трапезы, твои бедра должны быть опоясаны, обувь, надета, а посох должен быть в руке, — все должно быть готово к немедленному уходу из Египта."

Вся пища, съедаемая в ночь Песаха, символически связана с нашими праотцами:

Агнец, зажариваемый на огне, — напоминание о спасении Авраама из горящей печи.

Маца — напоминание о Саре, которая пекла мацу для своих гостей, трех ангелов.

Марор приводит на память Яакова, которого преследовал его брат Эсав и чья жизнь была цепью несчастий.

Кроме того, горький марор символизирует египетское изгнание, во время которого египтяне омрачали жизнь евреев. (Шмотп 1:14)

Почему Ашем повелел, чтобы агнец для Пасхальной жертвы был именно зажарен, а не сварен или испечен, и почему его следовало приготовить целиком? Причины, объясняющие такие указания, просты. Всемогущий хотел показать способом, не оставлявшим сомнений, что для пасхальной жертвы был зарезан агнец, а не какое-либо другое животное. Поэтому Он и приказал, чтобы его не варили и не пекли, потому что все это делается в закрытой посуде, тогда как жарят над открытым огнем, и жареная пища издает

121

значительно более сильный запах, чем вареная. Агнца следовало зажарить целиком, чтобы показать всем присутствующим, что это овца. Кроме того, агнца нужно было зажарить на огне, символизирующем закон Торы, утверждающий, что идолы должны быть сожжены. Съесть агнца следовало только в завершение сытной трапезы, а не на голодный желудок, показывая презрение к египетскому идолу.

Ашем объяснил Моше и Аарону, что это жертвоприношение будет называться пасхальная жертва. Ашем минует (Лесах означает минование) дома сынов Израиля, увидев кровь на их косяках и притолоках. Их первенцев он оставит в живых, когда поразит первенцев египтян.

Царь отправил своим сыновьям следующее послание: "Завтра Верховный суд проведет заседание, чтобы вынести смертные приговоры всем изменникам Короны. Я знаю, что и вы тоже имели дела с этими предателями. Поэтому я советую вам предстать завтра во время заседания суда и преподнести мне дар. Тогда судьи поймут, что вы на стороне Короны и не посмеют включить вас в список преступников!" Точно так же Ашем повелел сынам Израиля принести пасхальную жертву и смазать кровью косяки и притолоки, когда египтян будут наказывать. Ашему не нужен был этот знак, чтобы отличить дома египтян от домов евреев. Скорее, эта кровь служила свидетельством самих сынов Израиля, показывающим, что они публично отвергают египетское идолопоклонство и принадлежат к последователям Ашема. Сделав это, они доказали, что достойны спасения.

В дополнение к законам пасхальной жертвы, Ашем повелел, чтобы пятнадцатое Нисана праздновалось ежегодно во всех поколениях как Йом Тов Лесах. Евреи должны будут убирать весь хамец (квасное

122

тесто) из своих жилищ четырнадцатого Нисана и держать дома чистыми от хамеца семь дней. Евреям заповедано каждый год в вечер пятнадцатого Нисана съедать пасхальную жертву с мацой и марором в память об их спасении из Египта.

Сыны Израиля делают обрезание и совершают приношение пасхальной жертвы

Моше передал сынам Израиля Б-жественные заповеди, относящиеся к пасхальной жертве. Послание он закончил словами: "Когда вы войдете в Эрец Исра-эль, и ваши дети спросят вас о значении агнца, приносимого в жертву четырнадцатого Нисана, скажите: "Это жертва Песаха Ашему, который обошел наши дома в Египте и спас нас".

Услышав это, сыны Израиля склонили головы и простерлись ниц в знак благодарности Творцу, потому что они поняли смысл послания: "Скоро они будут освобождены, войдут в Эрец Исраэль, и у них будет потомство".

Как и повелел Ашем, десятого Нисана глава каждой еврейской семьи привязал к своей кровати агнца. Когда египтяне увидели, что их богов собираются принести в жертву, они заплакали, потому что унижение, которому подвергались их боги, им было тяжелее перенести, чем все казни. Однако они не посмели протестовать. Все эти события происходили в Шабат. В память об этом великом Шабате, когда сыны Израиля открыто волокли богов египтян в свои дома, чтобы приготовить их к принесению в жертву, а египтяне не протестовали, мы называем Шабат перед Пе-сахом Великий Шабат.

Четырнадцатого Нисана Ашем разъяснил Моше и Аарону условия, которые должны выполнять те, кто хочет попробовать пасхальную жертву:

Ее не может есть тот, кто отдалился от Ашема, будь то еврей, отвергший Тору, или язычник.

123

Ее не может есть нееврей, живущий в Эрец Исра-эль и соблюдающий Семь законов Ноаха, или нееврей, нанятый евреем.

Ее не может есть необрезанный.

Когда царь давал в честь самого себя пир, он наказывал слугам: "Пускайте во дворец только тех, кто носит мой особый знак!" Так же и Моше сказал сынам Израиля: только тот, кто несет на себе печать завета Авраама, брит ми~ лу, может попробовать пасхальную жертву.

Брит мила — это знак, свидетельствующий о том, что мы слуги Ашема.

Был один язычник, который обычно ездил в Иерусалим и ел пасхальную жертву, притворяясь

евреем.

Однажды этот язычник приехал в город Неци-вин в Бавеле и похвастался Р. Иеуде бен Бете-ра: "Ваша Тора утверждает, что ни один чужак или необрезанный не может есть пасхальную жертву, а я каждый год в Иерусалиме получаю самую лучшую часть жертвы"!

Р. Иеуда бен Бетера не имел законной власти, чтобы наказать этого человека в Бавеле, поэтому он ответил: "А тебе давали когда-нибудь жирный хвост ягненка?" "Никогда", — признался язычник. "Вот видишь, тебя лишили самого лучшего куска, — сказал Р. Иеуда. — Эту часть евреи оставляют себе. Когда ты в следующий раз будешь в Иерусалиме, попроси жирный

хвост".

Когда язычник в следующий Песах отправился в Иерусалим, и ему, как обычно, дали кусок пасхальной жертвы, он воскликнул: "Я не хочу этот кусок, я хочу хвост!" "Это невозможно! — ответил один из тех, кто делил мясо, — как мы можем сделать такое?" "Р. Иеуда бен Бетера

124

сказал мне, что вы прячете от меня самую лучшую часть. Я плачу столько же, сколько и вы!"

Евреи, слышавшие эту просьбу, были ошеломлены; все, кто изучает Тору, знают, что хвост нельзя есть и что он приносится в жертву Всемогущему на алтаре (Ваикра 3:9). Поскольку это странное требование вызвало подозрение, евреи стали узнавать, кто этот человек и вскоре выяснили, что он язычник. После этого Бейт дин казнил его.

Вот так, благодаря хитроумному совету Р. Иеуды бен Бетеры, преступник был осужден. Бейт дин отправил Р. Иеуде послание, в котором говорилось: "Мир тебе, Р. Иеуда бен Бетера, живущий в Нецивине, твои сети расставлены до самого Иерусалима!"

Римский император Антоний спросил своего друга Р. Иеуду Анаси: "Получу ли я долю Ле-виатана в мире грядущем?" Его вопрос означал: "Получат ли праведники из других народов свою долю в будущем мире?"

Р. Иеуда Анаси ответил утвердительно. "Как же это может быть? — удивился Антоний. — Я знаю, что мне не разрешается пробовать вашу ежегодную пасхальную жертву. А если так, то почему мне будет позволено попробовать мяса Левиатана, которое, конечно, еще более свято?'* "Что касается пасхальной жертвы, я ничем не могу тебе помочь, — ответил Р. Иеуда Анаси. — Даже самый великий праведник не может ее попробовать, если он не обрезан, потому что в Торе ясно сказано, что ее может есть только тот, у кого сделана брит милаГ

Когда Антонию стало известно о величии миц-вы милы, он сделал себе обрезание и принял еврейство (стал гером). Он будет во главе

125

всех праведных герое, которые получат награду в будущем.

Ашем объяснил Моше и Аарону, что те, кто будут вместе есть пасхальную жертву, должны собраться еще до того, как будет принесена жертва. Постороннему не разрешается присоединяться к этой группе, когда агнец уже умертвлен.

Ни одну кость пасхальной жертвы не разрешается ломать. После трапезы евреи должны разбросать невредимые кости по рыночным площадям на виду у всех египтян.

Когда Моше приказал сынам Израиля совершить обрезание, чтобы иметь возможность попробовать пасхальную жертву, многие колебались. Поэтому Ашем повелел Моше немедленно зажарить свою пасхальную жертву. Всемогущий собрал ветры райского сада, чтобы они овеяли эту жертву и рассеяли ее аромат по всему Египту. Дразнящий запах был таким всепроникающим, что сыны Израиля устремились к Моше, прося его: "Позволь нам попробовать твою пасхальную жертву!" Но Ашем повелел Моше и Аарону разрешить есть только обрезанным. И все сыны Израиля, без исключения, сразу же согласились на брит ми-лу. Их обрезали Моше и Иеошуа. Многие египтяне (известные под именем эрев рае) тоже совершили брит милу и приняли еврейство, чтобы есть пасхальную жертву.

Теперь у сынов Израиля было две мицвот, благодаря которым они стали достойны избавления — кровь пасхальной жертвы и кровь брит милы, — каждая из которых свидетельствовала об их преданности Ашему.

В полночь пятнадцатого Нисана Ашем навестил все еврейские дома. Он целовал каждого сына Израиля, благословляя за принесение пасхальной жертвы и совершение брит милы.

Слова о том, что Всемогущий целовал сынов

126

Израиля не следует понимать буквально.

Благодаря брит миле евреи достигли более высокого уровня святости и близости к Шехине.

Десятая Казнь: поражение первенцев

Когда первенцы в Египте услышали предостережения Моше о казни, в которой они должны были погибнуть, они стали умолять своих отцов: "Пожалуйста, отпустите евреев! Раньше случалось все, что предсказывал Моше, и мы не хотим умирать!" Отцы отвечали: "У каждого мужчины есть десять сыновей. Лучше пожертвовать одним сыном, чем отпустить евреев!"

Видя, что их отцы безжалостны, первенцы решили обратиться к фараону. Они рассуждали так: "Фараон поймет нас, потому что он сам первенец". Они умоляли фараона: "Дай евреям свободу! Почему все мы должны погибнуть, да и ты тоже?"

"Выгоните этих людей из дворца! — гневно приказал фараон слугам. — Мы все должны быть готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы не дать евреям уйти!"

Первенцы вернулись домой, но еще до полуночи они учинили в стране дикое опустошение, убивая своих отцов и всех, кто попадался им на пути. Чтобы спастись от Казни, они предпринимали всяческие предосторожности. Некоторые родители скрывали их в храмах идолов, в которых, как им казалось, они будут в безопасности. Многие первенцы бежали в землю Го-шен, чтобы уснуть в тех же кроватях, что и сыны Израиля.

Когда наступила полночь, слова Ашема сбылись. Всемогущий сошел на Египет в сопровождении множества Ангелов Уничтожения. Сам Ашем убивал первенцев, а Ангелы Уничтожения поражали первенцев, находившихся в чреве матерей.

127

Погибли все первенцы мужского и женского пола: благородные дети фараона и дети египетских узников, обращенных в рабство, которые злобно говорили: "Мы лучше останемся узниками на всю жизнь, чем будем свидетелями освобождения евреев". Ашем поразил также первенцев всех животных, потому что египтяне поклонялись им.

Египетские первенцы, скрывавшиеся в храмах идолов, были поражены вместе с их богами: деревянные идолы сгнили, каменные — рассыпались, а золотые и серебряные изображения расплавились. Ни один идол не сохранился, кроме идола Баал Цефона, который остался, чтобы египтяне смогли приписать ему силу и могущество.

В семьях, где не было первенцев, был поражен старший в доме, а если первенцы умерли до Казни, собаки вытаскивали их трупы из земли, терзали их и разрушали памятники, поставленные в их честь.

Старуха, которая насмехалась над пророчеством Моше, была поражена первой. Собаки выкопали и разрушили статую ее первенца, которой она дорожила больше жизни, и она была безутешна. Разрушение статуй произвело на египтян еще большее впечатление, чем смерть их первенцев, а вид опрокидываемых идолов, которые разваливались у них на глазах, поверг их в глубочайшую печаль.

Дворец фараона стал местом катастрофы. Почти все его сыновья погибли, как и сыновья его слуг. Фараон, чей рассудок помутился от ярости, схватил меч и казнил всех, кто советовал ему ослушаться Моше. Это была третья резня грешников в эту ночь возмездия:

Первенцы убивали своих отцов и всех, кто попадался им под руку.

Ашем в полночь поразил первенцев.

Фараон перебил всех своих советников.

128

После этой Казни толпа египтян ворвалась во дворец, чтобы отомстить фараону и убить его, и ему пришлось скрываться. Фараону удалось спастись, потому что Ашем сохранил ему жизнь, чтобы он остался свидетелем всех Его чудес.

Почему Казнь первенцев произошла ночью, а не днем? Ашем наказывал египтян мера за меру за то, что они изменили естественный ход вещей. Они приказали сынам Израиля выполнять днем работу, которую обычно делают ночью, и, наоборот, а также евреям-мужчинам выполнять работу, которую обычно делают женщины, а женщинам была поручена работа, обычно выполняемая мужчинами. Поэтому Ашем тоже изменил естественный порядок вещей и наказал египтян среди ночи.

Египтяне заслужили, чтобы их первенцы были убиты в наказание за их попытки уничтожить сынов Израиля, которых называют "Перворожденные сыны Ашема" (Шмот 4:2). Ашем, тем не менее, ждал до самого конца, прежде чем Он навел эту ужасную казнь на египтян. Он надеялся, что они раскаются, как только их заставят страдать и будет поражено их имущество и скот, и поэтому казнь, которая угрожала их жизни, не понадобится.

Порядок, который установил Ашем для наведения Казней, напоминал тактику царя, который хочет начать войну, чтобы покорить врага.

Кровь: При покорении вражеской страны первое, что делают наступающие, — перекрывают источники воды. Поэтому Ашем превратил воду египтян в жидкость, не пригодную для питья.

Жабы: Нападающий старается внести панику в ряды врага, используя барабанщиков, трубачей, топот лошадей и грохот повозок. Точно так же Ашем навел жаб, чье кваканье приводило египтян в ужас.

129

Насекомые: Наступающие вводят в бой лучников, которые выпускают тучи стрел. Точно так же Ашем навел насекомых, которые атаковали египтян как стрелы.

Дикие звери: Нападающий призывает присоединиться к нему своих иностранных союзников. Так же и Ашем собрал всевозможных хищных зверей из пустыни, чтобы напустить их на египтян.

Мор: Когда нападающий приближается к вражескому лагерю, он посылает впереди себя всадников, чтобы уничтожить боевых животных противника.

Язвы: Приближаясь к лагерю противника, завоеватель стремится уничтожить армию врага, поэтому Ашем поразил тела египтян язвами.

Град: Завоеватель начинает обстреливать города, чтобы их разрушить.

стены

Саранча: Наступающий собирает свое войско, чтобы захватить город. Поэтому саранча уничтожила то, что уцелело после града.

Тьма: Когда победитель овладевает городом, он берет врагов в плен и отправляет их в темницу.

Поражение первенцев: Завоеватель казнит командиров и генералов побежденной армии.

Ашем навел на египтян Десять Казней, чтобы наказать фараона, отрицавшего существование Творца вселенной, которая была создана Десятью Речениями. Кроме того, сыны Израиля были достойны того, чтобы на их врагов навели десять Казней, потому что их

130

праотец Авраам успешно выдержал Десять Испытаний. Казни исходили из разных источников: из воды, из земли, с неба, чтобы показать, что Ашем — Владыка вселенной.

Фараон умоляет Моше немедленно увести сынов Израиля

Фараон подумал: "Моше еще ни разу мне не солгал, а он сказал, что никогда ко мне не вернется. Поэтому я должен пойти к нему."

Темной ночью фараон покинул дворец и отправился в землю Гошен. Прибыв туда, он спросил: "Где дом Моше и Аарона?" Еврейские мальчики узнали египетского фараона и насмешливо закричали: "Дом Моше здесь!"

"Нет, на следующей улице", — закричали другие. Фараон сбился с дороги и бродил по улицам, пока, наконец, не нашел нужный дом. Он постучал.

"Кто здесь?" — спросил Моше.

"Несчастный, униженный фараон," — ответил дрожащий голос.

"Зачем ты пришел сюда? Фараоны обычно не стучат в двери среди ночи!"

"Мне нужно поговорить с тобой. Выйди, пожалуйста!"

Моше и Аарон, как и все евреи, ели пасхальную жертву и возносили хвалу Всемогущему.

"Я не могу выйти, — ответил Моше, — Ащем запретил нам выходить из домов до утра!"

"Моше, мой дорогой друг, ну тогда хоть выслушай меня через окно!" — попросил фараон.

Моше выглянул в окно, а фараон упал перед ним на колени и стал умолять: "Я прошу тебя, немедленно уходи из страны и возьми с собой всех!"

"Ашем повелел нам оставаться в своих домах до

131

утра, — повторил Моше. — Разве мы грабители, которые скрываются под покровом ночи?"

"Мне бы хотелось, чтобы вы ушли немедленно. Я дам вам столько своего скота и слуг, сколько вам будет угодно, — настаивал фараон.

"Почему вдруг такая поспешность?" — спросил Моше.

"Я сам первенец, — признался фараон, — и я боюсь, что меня настигнет смерть, если вы будете оставаться здесь".

"Не бойся! Ашем сохранит тебе жизнь, чтобы ты был свидетелем всех Его кар!"

Батья, дочь фараона, сопровождала отца в его поисках Моше. Она упрекнула Моше: "Так вот твоя благодарность за то, что я тебя вырастила? Почему ты принес столько несчастий дому моего отца?"

"Но разве хоть одна из Казней причинила тебе вред? — спросил ее Моше.

"Нет, — признала Батья, — ни одна из них меня не коснулась".

"Раз ты перворожденная дочь, то ты тоже должна была умереть во время Казни Первенцев, — сказал Моше, — но ты была спасена благодаря моей молитве."

"Но как же мне вынести страдания семьи моего отца, свидетелем которых я стала?" — спросила она.

"Они наказаны за то, что не послушались Ашема",

— ответил Моше.

"Что же мне делать, чтобы прекратить эту Казнь?"

— спросил фараон.

"Просто объяви, как можно громче, что сыны Израиля свободны", —- сказал Моше.

И фараон, возвысив голос, объявил: "Слушай меня, еврейский народ! Вы все можете уйти. До сих пор вы были слугами фараона, отныне вы слуги Ашема!"

Произошло чудо, и голос фараона так усилился, что объявление об освобождении евреев прозвучало по всему Египту.

132

Но фараон все еще был неудовлетворен. Он ходил из дома в дом, говоря каждому еврею: до свидания, иди с миром!

Исход

Было утро пятнадцатого Нисана 2448 года. Земля египетская была полна мертвых и умирающих. Не все перворожденные умерли сразу. Каждого перворожденного Всемогущий судил в отдельности. Одни погибли сразу, другие продолжали угасать в агонии до утра, а некоторые мучились три дня и только потом скончались. В каждом доме в Египте было по пять-десять больных, потому что, кроме перворожденных, Ашем поразил всех нечестивых египтян, противившихся освобождению сынов Израиля. Однако египтяне не остались со своими мертвецами. Они все устремились в Гошен со скотом и повозками, умоляя евреев уйти, так как думали: "Мы все вскоре погибнем."

Перед уходом евреи попросили у своих египетских соседей золото, серебро и одежду, потому что помнили наставление Моше. Моше передал им то, что сказал ему Ашем: "Будь добр, скажи народу, что каждый еврей должен попросить у своего египетского соседа золото, серебро и сосуды. Таким образом будет выполнено обещание, которое Я дал их праотцу Аврааму, что они выйдут из Египта с огромными богатствами".

Почему Ашем выразил свое повеление Моше в форме такой просьбы?

Ответ на этот вопрос становится более ясным из притчи:

Человек провел много лет в ужасных условиях в трудовом лагере. Наконец ему сказали: "Завтра ты будешь освобожден! При освобождении ты получишь целое состояние!" "Вы думаете, что

133

мне нужны деньги? — спросил человек. — Дайте мне лишь возможность ощутить тот момент, когда меня освободят из этого места, я буду счастлив и уйду без копейки".

Вот так и Ашем опасался, что сыны Израиля, получив свободу, поспешат уйти и забудут потребовать у египтян деньги. Поэтому перед тем, как освободить их, Он специально попросил, чтобы его повеление было выполнено.

Сначала египтяне пытались отрицать, что у них есть какое-либо ценное имущество. Однако евреи указали им точное расположение, вид и количество ценностей, ведь они внимательно обыскали дома египтян в дни Тьмы. Тогда египтяне отдали им не только то, что они просили, но сказали: "Возьмите вдвое больше, только уходите!"

Сыны Израиля лишили египтян их богатств. Все деньги, полученные евреями, принадлежали им по праву, потому что они оставили свое имущество в Египте. Кроме того, двести десять лет они были рабами и работали бесплатно. То, что египтяне вынуждены были отдать свои богатства евреям, было частью наказания, выпавшего на их долю.

Главный повар царского дворца получил значительную сумму денег, чтобы купить рыбу для царского обеда. Он вернулся с дурно пахнущей рыбой, на которую истратил все деньги. Когда царь услышал об этом, он сказал: "Ты будешь наказан за свою нерасторопность, Выбирай, ты можешь съесть эту рыбу, заплатить за нее, или ты получишь сто ударов кнута!" "Дайте мне съесть эту рыбу", — ответил повар. Он начал жевать ее, но вскоре почувствовал такое отвращение, что не смог продолжать. "Лучше пусть меня побьют", — сказал он. Царские солдаты начали его пороть. Когда повар почувст-

134

вовал, как на его тело обрушиваются удары кнута, он закричал от боли. "Прекратите! Я лучше заплачу!" Вот так он оплатил всю стоимость рыбы, после того как попробовал ее, а также испытал на себе удары кнута. Точно так же фараон и египтяне дорого заплатили за свои преступления против сынов Израиля. Сначала они были наказаны страшными казнями, а потом вынуждены были отдать евреям все свое богатство.

Каждый еврей, вышедший из Египта, взял с собой девяносто ослов, нагруженных золотом, серебром и жемчугом. Этого количества ценностей было достаточно, чтобы каждый мог построить Мишкан.

Пока сыны Израиля исполняли мицву вывоза из Египта богатств, Моше был занят выполнением другой мицвы. Он должен был вывезти из Египта гроб Йосе-фа, чтобы захоронить его в Эрец Исраэлъ (как обещали сделать сыновья Йосефа). Моше искал гроб Йосе-фа, но поиски были напрасны. Наконец, Моше нашел Серах бат Ашер, старуху, которая помнила времена смерти Иосефа. Она привела Моше на берег Нила и, указав на реку, сказала: "Маги фараона поместили тело Йосефа в металлический гроб и утопили его в Ниле!"

Маги фараона похоронили Йосефа в Ниле, потому что хотели навсегда удержать евреев в Египте. Они сказали фараону: "Евреи обещали Йосефу похоронить его в Эрец Исраэль. Если его гроб будет спрятан, и они не смогут его найти, евреи никогда не уйдут". Кроме того, астрологи верили, что воды Нила будут благословенны, пока в них покоятся останки Йосефа.

Моше, стоя у берега Нила, воззвал: "Йосеф, Йосеф! Настало время Ашему выполнить Его клятву — освободить сынов Израиля, и поэтому настало время выполнить нашу клятву, данную тебе. Если ты поднимешься, мы возьмем твой гроб, если же нет, мы свободны от нашей клятвы!"

135

Моше бросил в Нил металлическую пластину, на которой было выгравировано Б-жественное Имя. И тут же гроб всплыл.

Существуют различные версии. Согласно одной, Моше разрезал серебряный кубок Йосефа на четыре части, выгравировав на каждой части изображения льва, вола, орла и человека. Сначала Моше бросил в Нил часть кубка с изображением вола и воскликнул: "Иосеф, поднимись", но гроб не появился. То же самое произошло и с изображениями льва и орла. Только когда Моше бросил часть кубка с изображением человека и воскликнул: "Йосеф, Шехина ждет тебя", — гроб всплыл.

Согласно другой версии, изображение вола осталось у Моше в руках, и он отдал его женщине, которая позднее передала его для изготовления золотого тельца в пустыне. Когда часть кубка с изображением вола была брошена в огонь, появился телец.

Ясно, что эти версии нельзя интерпретировать поверхностно, они имеют глубокий духовный смысл.

То, что Моше заставил металлический гроб всплыть на поверхность реки, не должно удивлять нас. Спустя несколько поколений подобное смог сделать человек, уступавший Моше во всех отношениях, — пророк Элиша.

Ученики пророка Элиши пошли к Иордану, чтобы нарезать брусьев (построить новый Храм). Топор одного из учеников упал в реку. "Увы, учитель, — воскликнул он, обращаясь к Элише, — мой топор упал!"

Элиша спросил его: "Где он упал?" Ученик показал место в реке. Элиша срезал палку, бросил ее в Иордан, и железный топор всплыл. Ученик протянул руку и взял его.

Эта история рассказана в Танахе, чтобы мы осознали величие пророков. Элиша мог изменить

136

законы природы. По его приказу дерево тонуло в воде, как камень, а железо всплывало, как

дерево.

Моше подготовил гроб Йосефа для путешествия в Эрец Исраэль, были подготовлены также останки всех остальных сыновей Яакова, которые несли главы колен. Гробу Йосефа была оказана особая честь, его везли по пустыне рядом с ковчегом, где находились скрижали. Когда прохожие спрашивали: "Что это за ковчег, который сопровождает ковчег ШехиньГ, — им отвечали: "В дни своей жизни тот, кто лежит там, выполнил все заповеди, написанные на скрижалях".

Как мы можем установить из Торы, что Йосеф выполнил все Десять Заповедей?

Он продемонстрировал веру в слова Творца: "Я Ашем, твой Б-г", сказав братьям: "Разве на месте Б-га Я?" (Берешит 50:19).

У него не было других богов, потому что он сказал: "Б-га я боюсь" (Берешит 42:18).

Он не произносил Имя Всевышнего попусту, потому что когда он давал ложную клятву, он клялся жизнью фараона, а не Именем Ашема. (Берешит 42:15).

Он соблюдал Шабат, приказав, чтобы трапезы Шаба-та приготовлялись заранее (Берешит 43:16).

Он чтил своего отца, выполнив его желание посетить своих братьев в Шхеме, несмотря на риск, которому подвергался (Берешит 37:13).

Он соблюдал запрещение убийства, не подчинившись требованию жены Потифара убить своего хозяина.

Он не совершил прелюбодеяния с женой Потифара.

Он избегал воровства и не украл ничего из того, что накопил в годы голода, а честно отдал все фараону.

Он не открыл своему отцу, что братья его продали. Если он не рассказал даже о том, что действительно произошло, потому что он считал, что об

137

г

этом рассказывать не следует, то, конечно, он не лгал и не нарушал заповедь: не свидетельствовать ложно.

Он выполнял заповедь: "Не возжелай", — потому что он не возжелал жену Потифара.

В Торе мы находим, что Йосеф не нарушил запрещения ненавидеть своего брата (Ваикра 19:17), а также запрещения мстить и таить зависть (там же 19:18). Когда он открылся братьям, он не проявил к ним ненависти, а нашел для них слова любви и утешения. После смерти Яакова, когда братья заподозрили, что он им мстит, Йосеф заплакал из-за этого ложного подозрения и объяснил им, что не питал к ним враждебности и считал продажу его ,в Египет деянием Ашема. Он выполнял также мицву поддерживать своих обедневших братьев (там же 25:35) и содержал свою семью в Египте. В ночь исхода из Египта Моше собрал брусья, которые Яаков принес в Египет, а также лес, который его сыновья посадили там для строительства Мишка-на.

600 тысяч (минус один) евреев-мужчин от двадцати до шестидесяти лет покинули Египет средь бела дня в день пятнадцатого Нисана. Творец сказал: "Я включу Себя в это число, чтобы оно составило ровно 600 тысяч!"

К Сынам Израиля присоединились ерев рае, лучшие из египтян. Хотя Ашем советовал Моше не принимать их, Моше настаивал. Он спорил с Ашемом: "Эти люди были свидетелями Твоего величия в Египте. Если они будут сопровождать нас, то станут свидетелями и других чудес, и тогда они будут убеждены, что нет силы, кроме Тебя!"

Батья, дочь фараона, была среди тех, кто участвовал в исходе. Она вошла в Эрец Исраэль (как и

138

все женщины того поколения, потому что только мужчины согрешили в пустыне и 124 из них умерли там) и, кроме того, была одной из десяти праведников, взятых живыми в райский сад.

Награда Батьи была столь же огромна, сколь огромно было ее самопожертвование в спасении жизни Моше вопреки закону ее отца. Она знала, что его указ был мотивирован глубокой ненавистью к сынам Израиля. Когда она спасала Моше и воспитывала его, она рисковала своей жизнью.

Как только наступило время избавления, сыны Израиля не задержались в Египте ни одной лишней минуты. Они ушли с величайшей поспешностью. Подгоняемые египтянами, они не успели приготовить пищу для путешествия и взяли с собой незаквасившееся тесто. Потом они сделали из этого теста мацу. Произошло чудо, потому что этой мацы хватило на тридцать дней, пока шестнадцатого Ияра не начал выпадать ман. Евреи тщательно завернули остатки своей пасхальной трапезы, состоявшей из мацы и марора, и возложили себе на плечи, потому что они так бережно относились к мицве Ашема, что не погрузили остатки трапезы на своих ослов.

Хотя сыны Израиля не знали, как они выживут в пустыне, все они, мужчины, женщины и дети, следовали за Моше с величайшей верой в то, что Ашем позаботится о них. Всемогущий в своей доброте сделал так, что исход произошел не в дождливое или холодное время, а в месяце Нисане, когда погода мягкая и приятная.

Сыны Израиля дошли до места своей стоянки, города Рамсес, очень быстро. Оттуда они, как на крыльях орла, перенеслись в город Сукот, затем отправились в город Эсам, который находился на краю пустыни.

139

 


previous                                                                                                                                            next                

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map