Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Аврам решил в пользу наказания изгнанием.

Так Ашем заключил завет с Аврамом, известный под названием Завет "между частями", по которому Авраму обещано, что его потомки изгонят из земли Канаанской десять живущих там народов (семь во времена Иеошуа и еще три во времена Машиаха) и получат во владение Эрец Исраэль.

Аврам женится на Агари и она рожает Ишмаэля

Вот уже десять лет прожили в Эрец Исраэль Аврам и Сара, но у них по-прежнему не было детей.

Рассказывают, жила в городе Сидоне одна супружеская чета. Их браку тоже исполнилось десять лет, и у них тоже не было детей. Пришли они к р. Шимону бар Иохаю, чтобы спросить у него, не следует ли им развестись.

Он посоветовал им так: "Устройте празднество по случаю развода. Пусть этот день будет таким же веселым как день вашей свадьбы. Не жалейте ни угощений, ни вина". Супруги послушались совета, и жена устроила торжественный обед. Пока все ели и пили, захмелевший муж объявил ей: "Оставляя мой дом, ты можешь взять с собой самую ценную для тебя вещь, чем бы она ни являлась". Услышав такие слова, жена стала не только подавать мужу восхитительные кушанья, но и подливать ему все больше, так что в конце концов он опьянел и заснул. Тогда она приказала слугам: "Осторожно подымите его и отнесите в дом моего отца".

Посреди ночи муж проснулся и обнаружил себя в незнакомой постели в чужом доме. "Где я7" закричал он.

Разве ты не сказал, ответила жена, что я могу взять с собой самое дорогое, что у

192

меня есть? Теперь подумай, что у меня есть дороже тебя?

Об этой истории рассказали р. Шимону бар Иохаю. Он помолился от их имени Ашему. Всевышний, Который прислушивается к молитвам праведников и дарует бездетным потомство, принял его тфилу и благословил ту пару детьми.

Сарай сказала Авраму. "Я знаю, почему я бездетна. Люди говорят, что в таких случаях надо носить амулеты или принимать определенные лекарства. Но мне все это не поможет. Истина в том, что Ашем не захотел, чтобы я вынашивала ребенка. Поэтому остается одно — приобрести такие заслуги, которые сделали бы меня достойной стать матерью твоего сына".

И в самом деле, у Ашема было много причин не давать Сарай детей. Одна из них заключалась в том, что Он хотел, чтобы Сарай молила Его о детях. Кроме того, Ашем хотел, чтобы ребенок, рожденный от Аврама и Сарай, был свободен от всех дурных качеств, которые Сарай могла унаследовать от своих предков-идолопоклонников. Поэтому Он ждал, пока она не состарится. Рожденный в преклонные годы матери ребенок, зачатый к тому же сверхъестественным образом, не мог унаследовать ни одного из скверных свойств прародителей Сарай.

Авраму Сарай сказала так: "Женись на моей служанке, египетской принцессе Агари: может, из-за того, что я приведу в дом соперницу, Ашем смилостивится надо мной".

Воистину, Сарай обладала сильным характером. Она не только предложила Авраму взять другую жену, но и ласковыми словами убедила служанку, что, несмотря на то что Аврам старик, быть его женой почетно.

Когда Агарь стала второй женой Аврама, Сарай отнеслась к ней с величайшим уважением. Принимая

193

гостей, она всегда предлагала им приветствовать также и Агарь, говоря примерно так: "Прошу вас, войдите в шатер Агари и поздоровайтесь с ней". Но Агарь не ответила своей бывшей госпоже добром за добро. Более того, едва она поняла, что ждет ребенка, как сразу же принялась говорить почтенным женщинам, которых Сарай посылала проведать ее: "Моя госпожа Сарай отнюдь не такая, за какую себя выдает. Вы думаете, она праведница, но это далеко не так, уж я-то знаю. И если вы сомневаетесь в моих словах, то скажите, почему Всевышний до сих пор не даровал ей детей? А я — глядите — уже беременна!"

На это Сарай сказала: "Зачем мне спорить с ней? Лучше я поговорю с Аврамом". После чего пошла и пожаловалась мужу: "Храня молчание и не укоряя Агарь за то, что она оскорбляет меня, ты лишаешь меня защиты, которую обязан оказывать. Да рассудит нас Ашем!"

Поскольку Сарай сказала: "Да рассудит нас Ашем", она не дожила до возраста ста семидесяти пяти лет, как Аврам, а умерла сорока восемью годами раньше. Всякого, кто, подобно Сарай, требует от Ашема суровой справедливости по отношению к другим людям, на Небесах ожидает точно такой же строгий и скрупулезный суд.

В ответ Аврам сказал Сарай: "Поступай с Агарью, как считаешь нужным".

Сначала Сарай решила наказывать Агарь лишь тогда, когда они были наедине, чтобы не срамить ее при людях. Но заметив, что Агарь не исправляется, а продолжает вести себя высокомерно, она выставила ее на всеобщий позор, дав ей унизительное поручение носить воду в купальню. В результате та потеряла ребенка, которого носила. Сарай наказала Агарь, как учитель наказывает уче-

194

ника для его же пользы, чтобы тот исправился. Наказание было очень тяжелым, но и поведение ученика было непростительным.

В конце концов, не выдержав, Агарь бежала из дома Аврама в пустыню, но Ашем через ангелов сообщил ей, что она должна немедленно вернуться к госпоже и покориться ей.

Четыре ангела явились к Агари. Причем Агарь, увидев их, не выказала никакого страха, ибо привыкла к их виду еще в доме Аврама. Кстати сказать, Маноах, отец богатыря Шимшона, живший во времена Судей, когда ему явился ангел, в ужасе упал лицом на землю и заявил своей жене: "Мы наверняка умрем, ибо лицезрели Б-жественное существо!" (Шофтим 13:25). Отсюда мы видим, что древние поколения превосходят более поздние своим духовным уровнем.

Один из ангелов успокоил Агарь таким известием: "Вот, ты вскоре снова станешь беременной и зачнешь сына. Дай ему имя Ишмаэль, ибо Ашем узрел твою скорбь". (Буквально: Всевышний слышит). Четырем людям дал Ашем имя до их рождения.

0    Ицхаку, ибо сказано (Берешит 17:19): "Сара, твоя жена, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иц-

хак".

□  Шломо, ибо сказал Ашем Давиду (Диврей Лямим

1   22:9): "Вот у тебя родится сын, имя ему будет Шломо".

□    Иошияу, ибо сказано (Мелахим I 13:2): "Вот, родится ребенок дому Давида по имени Иошияу".

□   Ишмаэлю, ибо сказано было Агари (16:11): "Родишь сына и наречешь ему имя Ишмаэль".

Получение имени еще до рождения предвещает величие. И действительно:

п Ицхак дал начало еврейскому народу. Он был первым ребенком, оба родителя которого были праведниками.

195

I

□  Шломо построил Храм в Иерусалиме.

□  Во времена Иошеяу Десять колен были возвращены в Эрец Исраэль.

а Что касается Ишмаэля, то он для того получил свое имя до рождения, чтобы показать, какой в нем был заложен потенциал величия. Если бы его потомки преодолели в себе порочные наклонности, они могли бы удостоиться дарования Торы.

Второй ангел предсказал Агари: "Твой сын будет дикарем, который проведет жизнь в пустыне, охотясь на зверей. На всех он станет подымать руку, и все будут нападать на него в ответ".

Конечно, Ишмаэль мог бы употребить свою страсть к охоте для служения Ашему, для отмщения Его врагам, но он выбрал судьбу разбойника.

Еще один ангел предсказал Агари, что могущественный вавилонский император Навуходнецар будет одним из потомков ее сына Ишмаэля.

И, наконец, четвертый ангел приказал ей вернуться в дом Аврама.

Агарь утешилась. "За мои страдания мне обещан сын, который породит владык", — сказала она и вернулась в дом Аврама. Немного спустя, когда Авраму исполнилось восемьдесят шесть лет, она родила обещанного сына. Благодаря пророческому озарению Ав-рам назвал его Ишмаэлем. Он знал о словах, сказанных ангелом Агари, хотя и не присутствовал при их встрече.

Восьмое испытание Аврама обрезание

Когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, он получил повеление сделать себе обрезание. Еще не родился Ицхак. Более того — он еще не был зачат. Но именно потому Ашем и захотел, чтобы Аврам

196

сделал себе обрезание, чтобы Ицхак был свят с самого рождения.

Ашем так объяснил Авраму свой приказ: Пока ты не обрезан — ты несовершенен. Совершив брит-ми-лу (обрезание), ты достигнешь новой ступени святости и встанешь над законами природы. Двадцать поколений я "ждал", когда ты придешь и совершишь обрезание. Но учти: если ты откажешься выполнить эту мицву, Я возвращу мир в небытие".

—   Если эта мицва так важна, — спросил Аврам, — то почему Ты не заповедал ее первому человеку,

Адаму?

__ Не задавай вопросов, — сказал Ашем. — Именно

ты — тот человек, который сочтен достойным этой мицвы.

Но Аврам продолжал возражать:

—  До сегодняшнего дня мне удавалось влиять на людей. Они верили мне и шли за мной. Но теперь они будут меня остерегаться. Кто захочет подвергаться этой кровавой операции?

—  Об этом не беспокойся. Пусть не тревожит тебя твоя популярность среди смертных, Я остаюсь с тобой, так что удача тебя не оставит. Но, выполнив мицву обрезания, ты поможешь миру выстоять. И еще: ради этой мицвы Я заключу с тобой завет: если твои дети будут ее соблюдать, они унаследуют Эрец Исраэль. Кроме того, Я изменю твое имя. До сих пор ты был Аврам — отец, то есть уважаемый человек страны Арам. После обрезания ты станешь Авраам — отец многих народов.

Сумма цифровых значений букв имени Авраам составляет 248. В этом заключен намек на то, что после брит-милы Аврам достиг совершенства во владении всеми 248 членами своего тела.

Вновь заключенный брит (договор, завет) значил: "Отныне твои потомки обязаны соблюдать миц-

197

ву об обрезании. Пусть каждый новорожденный младенец мужского пола будет обрезан на восьмой день после своего рождения".

Очевидно, Ашем хотел выделить особым признаком Свой избранный народ. Конечно, Он с самого начала мог наделить человеческий род совершенством. Но в замыслы Всевышнего входило показать нам, что, подобно тому как мы должны физически улучшить себя посредством брит-милы, мы обязаны выполнить основную задачу своей жизни — совершенствоваться духовно.

Затем Ашем сказал Аврааму о Сарай: "До сегодняшнего дня твою жену звали Сарай, "моя принцесса", что означало, что она была принцессой в твоем доме. Отныне ее имя будет Сара — принцесса для всего мира".

Как только Ашем убрал букву йод, стоявшую в конце имени Сарай, эта буква взлетела к Престо— лу Ашема, чтобы пожаловаться: "Справедливо ли убрать меня из имени праведницы Сарай? Если я самая маленькая из букв, то значит меня можно обижать?"

Ашем утешил ее: "Раньше тобой заканчивалось женское имя, в будущем Я поставлю тебя в начало имени мужского. Это произойдет, когда Моше даст своему ученику Ошеа новое имя Йеошуа" {Бемидбар 13:16). \ В этом мидраше выражена основополагающая мысль о том, что наши мудрецы были как бы теми корнями, из которых выросло древо еврейского народа. Даже самый незначительный компонент, содержащийся в корне, позже определенным образом проявляется в конечном продукте дерева — его плоде. Какой бы привкус, сладкий или горький, ни сопутствовал корню, в итоге он обязательно обнаружится в своем воздействии на будущие поколения. Последняя буква из имени Сарай, самая маленькая буква алфавита йод,

198

__стала первой для Йеошуа, потомка Сарай.

В заключение Ашем пообещал Аврааму, что Сара вновь обретет молодость и родит ему сына. Услышав это, Авраам пал ниц и радостно засмеялся — настолько он обрадовался, что в преклонные годы чудесным образом заимеет сына.

__ Я не достоин такой награды, — сказал он Аше-

Му. — Мне достаточно уже того, чтобы Ишмаэль жил в страхе перед Тобой.

Но Ашем вновь подтвердил Свое обещание и велел Аврааму назвать будущего сына Ицхаком.

После этого Ашем оставил Авраама, который отправился посоветоваться со своими учениками Ане-ром, Эшколом и Мамре относительно заповеди брит-милы.

Конечно же, эти слова наших мудрецов не означают, что Авраам спрашивал у своих учеников, выполнять ему мицву или нет. Дело в том, что Авраам колебался, как ему совершить брит-милу — тайно от людей или открыто. Почему? Да потому, что если бы его враги услышали, что он со всеми своими домашними лежит ослабевший после брит-милы, они могли бы напасть на него.

Авнер ответил: "Ты должен совершить обрезание тайно, иначе родственники тех царей, которых ты убил, придут напасть на тебя". Эшкол посоветовал: "Не делай обрезания вообще. Для человека преклонных лет такая операция опасна. Ты можешь потерять так много крови, что это окажется смертельным". Не удовлетворившись этими советами, Авраам спросил у Мамре, что думает тот. "Ашем посредством чуда спас тебя из пылающей печи, — ответил Мамре. — Сверхъестественным образом Он спас тебя и от царей. Почему бы тебе не совершить брит-милу открыто?"

За эти мудрые слова Ашем вознаградил Мамре тем, что впоследствии явился в видении Аврааму не где-

199

нибудь в другом месте, а именно на принадлежащей Мамре земле, Элоней Мамре.

—  Кто сделает мне обрезание? — спросил Авраам у Ашема.

— Ты сам, — последовал ответ.

Авраам взял меч и... испугался. Он был стар и руки его тряслись. Тогда Ашем как бы взялся за меч вместе с Авраамом и держался за него, пока обрезание не было завершено.

Обрезание было совершено открыто. В тот же день, так же открыто, были обрезаны все его домочадцы, числом в триста восемнадцать человек, не считая рабов. Среди обрезанных были его ученики Анер, Эшкол и Мамре. Сыну Авраама Ишмаэлю исполнилось в это время тринадцать лет, но и он беспрекословно дал отцу сделать ему брит-милу.

Все, что человек делает или говорит, имеет далеко идущие последствия. Никогда не надо недооценивать даже ничтожнейшее из своих слов или действий. □ Из-за того, что Ишмаэль, хоть ему и было тринадцать лет, дал сделать себе обрезание, его потомки заняли со временем господствующее положение в мире.

а Из-за нескольких сказанных Авраамом слов его потомки были изгнаны в Египет. Что это за слова? Когда Ашем пообещал Аврааму в наследство Эрец Ис-раэль, тот потребовал знамения, спросив при этом {Берешит 15:8): "Откуда я узнаю, что унаследую ее?"

Именно на эти слова Ашем ответил (15:13): "Знай же, что пришельцами будет твое потомство в чужой земле".

200

ВАЕРА Гостеприимство Авраама и Сары

У Авраама была цель в жизни: он хотел достичь совершенства в любви к Ашему, а также привлечь других к служению Создателю. Ицхак и Яаков пошли по его стопам. Поэтому неудивительно, что Ашем захотел, чтобы Его называли Элокей Авраам, Элокей Ицхак, Элокей Яаков — Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова. Мысли наших праотцов были постоянно сосредоточены на Ашеме, а центром их жизни была Его воля. Даже занимаясь повседневными делами, они постоянно думали о Всевышнем. Известно, что Авраам, которого Ашем благословил великим богатством, употребил все свое состояние на то, чтобы возвеличить Б-жье Имя.

Однажды Авраам спросил у Шема, сына Ноаха: "Скажи, пожалуйста, почему Ашем спас вас в ковчеге?"

— Мы выжили благодаря благотворительности, — ответил Шем.

—  Что это значит? Ведь в ковчеге не было никаких бедняков, —- сказал Авраам.

—  Я имею ввиду нашу благотворительность по отношению к животным, пояснил Шем. — Ночи напролет не смыкали мы глаз, кормя их и ухаживая за ними.

—  Если так, — рассудил Авраам, — то какова награда за выполнение заповеди помогать людям!

Авраам разбил в Беер Шеве прекрасный фруктовый

201

сад. В собственном шатре он устроил четыре входа, которые все время держались открытыми, чтобы утомленный путник, куда бы он ни шел, всегда мог войти внутрь и отдохнуть после дороги, получив кров и обильное угощение.

Вскоре разнеслась молва о том, что один удивительный человек устроил открытый для всех бесплатный постоялый двор в пустыне. Из ближних и дальних мест устремлялись туда гости, чтобы насладиться едой. После трапезы они благодарили радушного хозяина и вставали, чтобы уйти. Но Авраам вдруг говорил:

—   А теперь вы должны прочесть благословение. Произносите за мной: "Будь благословен Властелин Вселенной, от щедрости Которого мы вкушали!"

—   Мы не хотим читать никакое благословение, — жаловались гости. — Кто такой этот Властелин Вселенной?

—   Поступайте как хотите, но в таком случае следует заплатить мне за съеденное, — говорил Авраам.

— И сколько это стоит?

На это следовал такой ответ: "Бутыль вина — десять золотых монет, кусок мяса — десять золотых, буханка хлеба — десять золотых".

— Это слишком дорого. Таких цен не бывает!

—   Возможно. Но какова должна быть цена хлеба, который можно купить посреди пустыни? Где в этом невозделанном краю можно достать дешевое вино и мясо?

—  Пожалуй, ты прав, — уступали гости. — Так кто же этот Властелин, которого ты просил нас поблагодарить? Давай благославим Его!

Таким образом Авраам, проявляя гостеприимство и уча ему других, привлек к служению Ашему десятки тысяч человек.

Его жена Сара тоже посвятила себя распростране-

202

нию истины на земле: она учила женщин.

Над шатром Сары пребывало облако Шехины. Свеча которую Сара зажигала перед Шабатом, не гасла до следующего Шабата, а пища в доме была благословенна изобилием.

Ашем и трое ангелов посещают Авраама

 

 

previous                                                                                                                                             next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map