Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

нию истины на земле: она учила женщин.

Над шатром Сары пребывало облако Шехины. Свеча которую Сара зажигала перед Шабатом, не гасла до следующего Шабата, а пища в доме была благословенна изобилием.

Ашем и трое ангелов посещают Авраама

Прошло три дня с тех пор, как Авраам сделал себе обрезание. Как известно, на третий день после обрезания человек испытывает наибольшую слабость и сопутствующие ей боли.

Однако Авраам не чувствовал физической боли — он сокрушался совсем по другому поводу. "Почему никто не пришел в мой шатер за эти два дня? — думал он. — Неужели теперь гости не заходят ко мне из-за того, что я обрезан?"

Глубоко обеспокоенный этой мыслью, он послал своего слугу Элиезера на поиски путников. Но Элиезер вернулся один. Тогда Авраам сам сел перед своим шатром в надежде, что он увидит путников, проходящих мимо.

Жара в тот день была нестерпимой. Казалось, Ашем перенес в наш мир часть адского знойного жара — и все это ради Авраама, ибо Он сказал: "Горячий воздух успокоит его рану, а заодно избавит его от хлопот по ухаживанию за гостями, так как жара удержит людей от странствий". Но, увидев, что Авраам терзается из-за того, что не может проявить свое гостеприимство, Ашем объявил ангелам: "Мы сами придем проведать Авраама!"

Цель этого визита была двойной: во-первых, навестить больного, а во-вторых, дать Аврааму возможность проявить свое гостеприимство.

Из того, что Ашем Сам явился к Аврааму навестить

203

его в болезни, мы выводим, что и нам следует навещать больных.

Как только Авраам почувствовал над собой Шехи-ну, он хотел подняться, но Ашем велел ему: "Оставайся сидеть! Как ты сейчас сидишь, а Шехина стоит над тобой, так и потомки твои, еврейский народ, будут входить в синагоги и ешивы и, сидя, читать Шма, а Я буду стоять возле них".

В этот момент Авраам поднял глаза и заметил трех путников, стоявших в отдалении. Аврааму они показались вполне обычными людьми.

Он подумал: "Заговорю-ка я с ними. Если Шехина не оставит меня в то время, пока я беседую с ними, то это наверняка великие люди и Ашем хочет, чтобы я пригласил их".

Трое мужчин, которые на самом деле были ангелами в человеческом обличье, по-прежнему стояли в отдалении и не приближались. Когда они увидели, что Авраам разматывает и снова укрепляет свои повязки, — очевидно, из-за боли после обрезания, — они повернулись, чтобы уйти.

"Прошу тебя, Властелин мой, — стал Авраам умолять Шехину, — не покидай меня, пока я не выполню мицву гостеприимства!"

Тут же он выбежал из шатра и поклонился путникам. "Прошу тебя, господин мой, — обратился он к тому, кто стоял в центре, сочтя его самым важным. {Мидраш рассказывает, что тот, к кому он обратился, был ангел Михаэль, а по бокам его стояли Гавриэль и Рафаэль.) — Прошу тебя, не покидай слугу своего! Ты, должно быть, утомился в дороге. Сейчас неподходящее время продолжать путь. Отдохни, здесь есть вода и приятная тень. Дозволь мне приказать кому-нибудь принести немного воды, чтобы омыть твои ноги!" При этом Авраам подумал: "Если эти бедуины поклоняются дорожной пыли, надо

204

сделать так, чтобы в мой дом не проник предмет их идолопоклонства".

__ Позвольте хотя бы принести вам немного хлеба,

__ попросил он своих гостей. — Подкрепившись, вы

сможете продолжить свой путь.

Праведные люди обещают мало, а делают много, в то время как нечестивцы наоборот: обещают много — но не выполняют ничего. Смотрите, Авраам посулил ангелам "немного" хлеба, а подал им трапезу воистину царскую, заколов трех тельцов и израсходовав огромное количество муки. А перед трапезой в виде закуски он подал масло и молоко.

Кстати, откуда из Торы мы можем выучить, что следует меньше обещать и больше делать? Из слов и действий Самого Ашема. Творец, заверяя Авраама, что покарает египтян в конце первого изгнания, сказал так (Берешит 15:14): "И над племенем, которому они (евреи) будут служить, произведу Я суд!" В словах "произведу суд" всего две буквы, далет и нун, но, когда пришло время, Он обрушил на египтян не больше, не меньше как Десять Казней!

Поскольку Авраам был великим человеком, ангелы, посоветовавшись между собой, решили, что не подобает отвергать его приглашение. Они ответили: "Делай, как сказал".

Итак, Авраам приготовил для гостей царское пиршество. Сначала он побежал к шатру Сары и велел ей: "Поскорее возьми муку, чтобы испечь мацу".

"Какую муку?" — спросила Сара.

"Самую лучшую муку мелкого помола".

Настолько сильно овладело Авраамом желание выполнить мицву гостеприимства, что с момента прихода гостей он ни разу не присел, пока не приготовил пышный стол. В Торе так и написано, что он "бегал". После того, как он сперва выбежал навстре-

205

чу гостям, а потом поспешил в шатер к Саре, он снова побежал к стаду, чтобы привести трех тельцов, так как хотел угостить их языками с горчицей. Один из тельцов, которых Авраам хотел заколоть, убежал, и Авраам погнался за ним. Телец заставил его пробежать всю дорогу до Хеврона и исчез в пещере, куда за ним вошел и Авраам. Здесь он был ошеломлен сказочным ароматом Ган Эдена, пропитавшим воздух, и удивительным сиянием света, исходившего от гробниц похороненных там Адама и Хавы. После этого происшествия Авраам решил во что бы то ни стало приобрести эту пещеру, которая называется Махпе-ла (Двойная), для семейного захоронения.

Этот мидраш учит нас, что, благодаря своему великому гостеприимству и тому старанию, которое он проявил, принимая гостей, то есть, благодаря хеседу (доброте) по отношению к другим людям, Авраам был награжден по принципу "мера за меру". Ашем тоже сотворил ему хесед, открыв место его последнего успокоения, — рядом с праотцом Адамом.

Авраам позвал своего сына Ишмаэля, чтобы обучить и его мицве гостеприимства, приказав приготовить тельцов для гостей. Пока мясо готовилось, Авраам поставил на стол сметану и молоко и позвал своего сына Ишмаэля, а также своих учеников Авне-ра, Эшкола и Мамре, чтобы и они присоединились к трапезе.

После того как дети Израиля согрешили с Золотым Тельцом, ангелы заметили Ашему: "Разве мы не предупреждали Тебя, что не надо даровать им Тору?"

Ашем ответил: "Они соблюдают Тору лучше, чем вы! Даже маленькому ребенку, вернувшемуся домой из школы и поевшему молочного блюда, мать велит вымыть руки, если он хочет еще и мяса. Вы же, когда навещали Авраама и он принес вам мясо и молоко, ели все вместе без разбора".

206

Впрочем, по мнению Раши (18:8), Авраам подавал все блюда отдельно, по мере их готовности. Сначала он подал молочные блюда, а затем мясные.

Где же был сам Авраам во время трапезы? Он стоял и прислуживал гостям.

Однажды р. Элиезер, р. Иеошуа и р. Цадок ели в доме р. Гамлиэля. Прислуживал сам р. Гамлиэль, который стоял и наливал им вино. Р. Элиезер не выдержал и отказался принять кубок из рук наси (патриарха). Когда же р. Гамлиэль подал вино р. Иеошуа, тот его выпил.

—  Что такое, Иеошуа! — воскликнул р. Элиезер. — Разве подобает нам сидеть за столом, когда р. Гамлиэль стоит и ухаживает за нами?

—  Почему нет? — ответил р. Иеошуа. — Даже более великий человек чем он однажды прислуживал за столом. Наш праотец Авраам ухаживал за тремя гостями, о которых он, кстати говоря, думал, что они идолопоклонники. Раз уж Авраам был согласен прислуживать гостям, то, конечно же, р. Гамлиэль может поухаживать за нами!

Р. Цадок присоединился к р. Иеошуа: "А ведь ты еще не упомянул о самом Великом из всех. Создатель этого мира заставляет ветры дуть, дожди — падать, травы и деревья — расти, накрывая тем самым стол и приготовляя пищу для всякой живой твари. Если уж Сам Творец ухаживает за Своими творениями, то почему бы и Гамлиэлю не прислуживать нам?"

Если в дом приходят гости, то хозяину следует принять их с самыми добрыми чувствами. Даже если в его распоряжении имеются сотни слуг и служанок, тем не менее, надо, чтоб он сам постарался ради своих гостей.

Хоть ангелы и не нуждаются в пище, в честь Авраама они действительно ели. Такова награда за хесед.

207

Авраам по-доброму, что называется "по-человечески", обошелся с ангелами, которые не нуждались в его гостеприимстве. За это Ашем вознаградил его полной мерой. Всевышний даровал его потомкам ман, колодец Мириам, перепелов и Облака Славы. Насколько же больше будет награда тому, кто проявляет доброту в случае когда она действительно необходима другим людям!

"Поев", ангелы спросили у Авраама: "Где Сара, твоя жена?"

Конечно, ангелы знали, где была Сара, однако задали этот вопрос. Зачем? Чтобы лишний раз обратить внимание Авраама на скромность его жены, которая осталась в своем шатре, а не вышла из любопытства посмотреть на гостей. Тем самым она становилась еще дороже для своего мужа.

— Сара в шатре, — ответил Авраам.

—  Знай же, — сказал ангел Михаэль, — что в награду за скромность она удостоится потомков, которые будут служить в Святом Храме в качестве священников.

—  Потомков? Но у нее нет детей!

—   Когда луч солнца коснется этой отметки на стене (то есть в определенный день), Сара забеременеет. А ровно через год, считая с сегодняшнего дня, она родит.

В это время Сара стояла у стены своего шатра и слушала весь разговор, который вовсе не предназначался для ее ушей. Более того, она не поверила словам ангела и даже рассмеялась, настолько неправдоподобной показалась ей его речь. Она подумала: "Возможно ли, чтобы мое чрево выносило ребенка, а эти высохшие груди дали молоко? К тому же мой господин, Авраам, стар".

Ашем спросил у Авраама: "Почему Сара рассмеялась и сказала: "Неужели я в самом деле могу родить ре-

208

бенка в столь преклонные лета?"

На самом деле Ашем переиначил Сарины слова, когда передавал их Аврааму. В действительности Сара четко произнесла про себя (18:12): "Господин мой стар"- Однако Ашем сообщил Аврааму, будто она сказала (18:13): "Я состарилась".

Отсюда мы видим, насколько важен мир и согласие в доме между мужем и женой, а также между друзьями. Для того чтобы поддержать добрые отношения и избежать ссоры, иногда позволительно передавать

не все сказанное.

В ответ на недоверие Сары Ашем заявил: "Разве есть что-либо слишком трудное для Меня? В назначенный срок у Сары будет сын!"

Один человек пришел к часовщику и достал из кармана сломанные часы.

сомневаюсь, что ты способен починить их, заметил он. Весь механизм износился и его

надо заменить".

Часовщик рассмеялся: "Эти часы изготовил я. Неужели ты полагаешь, будто я неспособен произвести простую починку?"

Так и Ашем сказал Аврааму: "Я сотворил человека. Омолодить его — отнюдь не выше Моих сил!"

А теперь вопрос: почему сын был дарован Саре лишь в старости, после того как она почти отчаялась иметь детей?

Это должно было стать уроком на будущее, глубоким символом для всех грядущих поколений. Если кто-либо потеряет надежду на то, что Ашем восстановит Иерушалаим, то ему скажут: "Посмотри на Авраама, нашего отца, и на Сару, его жену, нашу мать. Как Ашем омолодил Сару, в преклонные годы дав ей сына, так Он поступит и с Иерушалаимом. Он устроит так, что сверьестественным образом Иерушалаим вернется к Нему!"

209

После этих слов Всевышнего Авраам упрекнул Сару за ее смех. Она же, испугавшись, стала отрицать, что смеялась. Кстати сказать, одна из причин того, что по еврейскому закону женщины не допускаются свидетелями в суд, состоит в том, что даже самая праведная из них, испугавшись, отрицала правду.

Когда ангелы уходили, Авраам, по своему обычаю, проводил их.

Греховность пяти городов — Сдома, Аморы и других

Выполнив поручение доставить Саре весть о будущем рождении Ицхака, ангел Михаэль вернулся на Небо, в то время как его товарищи Рафаэль и Гав-риэль продолжили свою миссию на земле. Гавриэлю велено было уничтожить Сдом и соседние города, а задачей Рафаэля было спасти Лота. По какой причине решил Ашем разрушить Сдом? В Торе говорится: "Люди Сдома были злы и весьма преступны перед Ашемом" (Берешит 13:13). Так же обстояло дело и с четырьмя соседними городами — Аморой, Адмой, Цваимом и Цоаром, которые входили в своеобразную коалицию, столицей которой был Сдом.

Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом.

Что было причиной развращения жителей Сдома? Дело в том, что по тем временам они считались самыми богатыми людьми в мире, так как почва в том краю славилась необычным плодородием. Кроме того, там были природные запасы золота, серебра и драгоценных камней. Когда содомит посылал слугу в огород выдернуть какой-нибудь овощ, тот обычно находил под этим овощем золото. Однако следствием избытка,

210

которым наслаждались жители Сдома, была не возросшая благодарность Ашему, а совсем противоположное: они стали уповать исключительно на свое богатство, отрекшись от правления Творца.

Будучи необыкновенно жадными, они не допускали к себе в страну никаких чужеземцев. Причем столь ревностно охраняли свое имущество, что преступали все границы разумного. Так, на всех общественных деревьях были срезаны все ветки, чтобы птицы не клевали плодов.

В свод сдомских законов входили такие положения:

1.    Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешается грабить, а также издеваться над ним.

2.   Обязанность сдомского судьи — добиться того, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане.

3.   Всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предается смерти.

4.   Со всякого, кто пригласит чужеземца на свадьбу, в наказание будет снята вся одежда.

Однажды Элиэзеру, слуге Авраама, случилось проходить через Сдом. Когда он шел по улице, содомиты напали на него и избили до крови.

Элиэзер отправился к местному судье, чтобы потребовать у него справедливости.

—  Что произошло? спросил судья.

—   Этот человек нанес мне рану! пожаловался Элиэзер.

—    Совершенно ясное дело. Немедленно заплати этому человеку за то, что он отворил тебе кровь в медицинских целях! вынес приговор судья.

Элиэзер не стал раздумывать. Он взял палку и стал бить судью, пока у того не пошла кровь. После чего он сказал: "Теперь ты должен мне деньги, ибо я отворил тебе кровь. Впрочем,

211

вместо того чтобы платить их мне, можешь отдать их прямо тому человеку". Увидев смелость и решительность чужестранца, содомиты не стали его трогать.

Когда спустилась ночь, они предложили Эли-эзеру отдохнуть в одной из "гостиниц". Для гостей у содомитов были особые постели. Посреди ночи, когда гость спал, они входили к нему и проделывали следующую операцию: если рост гостя превышал длину кровати, они отрезали ему ноги; если гость был короче кровати, они вытягивали ему конечности.

—   Пожалуйста, ложись на кровать и отдыхай, сказали они Элиэзеру, но Элиэзер отказался.

—    Сожалею, но не могу принять ваше приглашение. Со дня смерти моей бедной матери, которая умерла на кровати, я поклялся никогда больше не ложиться на кровать.

Элиэзер ничего не ел весь день, ибо нигде не мог получить еду даже за деньги. К счастью, в тот день в Сдоме была свадьба, и Элиэзер, последовав за толпой, уселся в конце стола. Он не знал, что, по закону, всякого, кто приглашал чужеземца на свадьбу, наказывали публичным раздеванием. Люди заметили незнакомца и спросили его: "Кто пригласил тебя на свадьбу?''

"Вот этот человек", ответил Элиэзер, указывая на своего соседа. Тот поспешно ушел, испугавшись, что, поверив Элиэзеру, его лишат одежды. Элиэзер пересел на другое место и, когда его снова спросили, от кого он получил приглашение, опять указал на своего ближайшего соседа. Так он повторял свою хитрость до тех пор, пока все сидевшие на его конце стола не ушли со свадьбы, и он, усевшись поудобней,

212

не поел вдоволь в полном одиночестве.

 

 

previous                                                                                                                                            next 

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map