Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

не поел вдоволь в полном одиночестве.

Жители Сдома по очереди пасли весь сдомскии скот, учредив такое правило: "Всякий, у кого есть бык, должен смотреть за скотом один день. Тот, у кого нет ни одного быка, должен охранять скот два дня".

Если житель Сдома устанавливал межевой знак из кирпичей, то он вскоре обнаруживал, что все они исчезли, ибо все горожане брали себе по одному кирпичу. Подобным же образом, если кто-либо вывешивал лук или чеснок на просушку, то вскоре от овощей ничего не оставалось, ибо каждый горожанин утаскивал "только" одну головку.

Один человек из Элама отправился в путешествие, взяв с собой осла и привязав ему на спину дорогой цветной ковер.

Когда село солнце, он, будучи к своему несчастью в районе Сдома, был вынужден искать себе пристанище на ночь. Понятно, что никто не спешил его пригласить.

Наконец, один хитрый и злой содомит по имени Эдор подошел к нему и спросил, кто он такой.

—   Я пришел из Хеврона и иду к себе в Элам. Солнце село, и я должен остаться в вашем городе на ночь. Но никто не пускает меня в свой дом. У меня достаточно пищи и для себя, и для осла. Все что мне нужно это ночлег.

—  Идем ко мне, сказал Эдор. Я приглашаю тебя и на трапезу.

Когда гость вошел в дом, он отдал дорогой ковер Эдору на хранение, после чего поел сам и накормил своего осла.

Утром гость хотел уйти, но Эдор настаивал, чтобы тот остался еще на один день. Гость согласился, поел еще несколько раз и снова устроился на ночлег.

213

Когда следующим утром он собрался было уйти, Эдор опять убедил его остаться.

На третий день гость был непреклонен в своем желании продолжить путешествие.

—   Дай мне мой ковер и веревку, чтобы погрузить его на осла, и позволь мне уйти, сказал он Эдору.

—  Что ты имеешь в виду? спросил Эдор.

—   Я говорю о цветном ковре, который дал тебе на хранение, когда пришел.

—   Тогда вот тебе растолкование твоего странного сна, ответил Эдор. Веревка, о которой ты грезил, означает, что ты проживешь на свете жизнь, долгую как веревка. Многоцветный ковер символизирует богатый фруктовый сад, владельцем которого ты станешь и где ты насадишь всевозможные породы деревьев.

—    Я не грезил, когда передал тебе на хранение ковер и веревку, вскричал гость. Я бодрствовал!

—  Почему ты жалуешься? кротко спросил Эдор в ответ. Разве я не дал тебе благоприятное толкование? Хотя на самом деле ты должен мне за это великолепное толкование четыре золотые монеты, я прошу у тебя только три!

Разгневанный гость затопал ногами и закричал: "Пойдем к судьеГ

Они предстали перед сдомским судьей, и Эдор сказал, что его гость грезил, в то время как тот продолжал утверждать, что он бодрствовал.

—    Эдор знаменит на весь город своей великолепной способностью благоприятно растолковывать самые невероятные сны, заметил судья.

—    Но я на самом деле, наяву, средь белого дня дал ему веревку и ковер! настаивал гость.

214

Неправда, отрицал Эдор. Ты должен мне четыре золотых монеты за толкование сна и еще полную стоимость всех трапез, которыми угощался в моем доме.

Когда гость запротестовал, судья приказал вытолкать его. Тут собрались все жители Сдома и с криками выгнали того плачущего человека прочь из города.

Мидраш рассказывает, что одна из дочерей Лота, Плотис, была замужем за видным содомитом. Однажды она заметила на улице голодного нищего и пожалела его. Положив немного хлеба в кувшин, с которым она обычно ходила к колодцу, она, проходя мимо, тайно отдала его нищему. Так она делала несколько дней. Жители Сдома удивлялись: "Как этот нищий до сих пор жив? Ему бы давно пора умереть. Нашел место, где попрошайничать! Должно быть, кто-то подкармливает его". Они стали следить за нищим и обнаружили, что дочь Лота потихоньку его подкармливает. По закону, того, кто кормил нищего, сжигали. Так погибла дочь Лота.

В Талмуде ее смерть описана несколько иначе, чем в мидраше. Ее повесили голую, намазав ее тело медом, так что погибла она от укусов пчел.

Перед смертью она жалобно закричала: "Властелин Вселенной! Узри, что жители Сдома собираются сделать со мной, и покарай их!"

Крики несчастной женщины достигли Небесного Престола.

Ашем сказал: "Я спущусь, чтобы судить их дела. За одно злодеяние, учиненное над этой невинной душой, они заслуживают гибели". Ашем и Его суд из семидесяти ангелов спустились принять решение и вынесли приговор. В результате город был приговорен к разрушению.

Конец Сдому пришел не вдруг, без предварительно-

215

го предостережения его жителей. За двадцать пять лет до его окончательного уничтожения Ашем наслал на тот край землетрясение, чтобы побудить жителей к исправлению, но они не обратили тогда никакого внимания на Б-жественное предупреждение.

Молитва Авраама за жителей Сдома

Итак, мы оставили Авраама прислуживающим гостям. После того как они ушли, с ним заговорил Ашем, открыв ему весть о надвигающемся разрушении Сдома.

"Нельзя утаить от Авраама, что Я собираюсь сделать, — подумал Ашем. — Я должен сообщить ему о каре, которая обрушится на Сдом. Ведь именно Аврааму Я дал эту землю, и у Меня нет права уничтожить пять местных крупных городов без его ведома. Кроме того, его племянник Лот, живущий в Сдоме, может быть спасен только если Авраам помолится за него".

Была еще одна причина, почему Ашем хотел рассказать Аврааму о предстоящем наказании Сдома. Ашем знал, что в свое время Авраам был обеспокоен гибелью людей всего мира от Потопа, причем Авраам рассуждал так: "Возможно ли, что среди них совсем не было праведников?" Теперь Ашем хотел поговорить с ним об уничтожении Сдома, чтобы убедить его в справедливости Своей кары.

Как только Авраам услышал эту весть, он стал молиться.

"Властелин Вселенной, — обратился он к Б-гу, — среди этих людей наверняка есть несколько праведников. Почему Ты не пощадишь города ради них? Разве это справедливо — вместе с нечестивцами уничтожать и праведников? Почему Лот должен погибнуть заодно со злодеями? В результате огульного наказания произойдет осквернение Твоего Имени! Люди будут говорить: "Конечно, для Творца это обычное

216

дело — стирать с лица земли праведников вместе с грешниками. Так Он поступил с Поколением Рассеяния, так поступил с Поколением Потопа". Почему Ты судишь мир, следуя только Справедливости? Если Ты не будешь милостив, мир пропадет!.. Разве нет пятидесяти праведников в этих пяти городах? И неужели не стоит сохранить жизнь всем жителям ради этих пятидесяти?"

Ашем ответил: "Хорошо, если Я найду в пяти городах пятьдесят праведников, ради них все эти города будут спасены".

Но Авраам продолжал молиться: "Я всего лишь пыль и прах перед Тобой, и все же осмеливаюсь продолжать". Действительно, Авраам мог сказать про себя: "Если бы Амрафель убил меня на войне, я стал бы пылью; если б Нимрод сжег меня в своей печи, я стал бы прахом. Только благодаря Твоему великому милосердию я все еще жив".

"Дозволь спросить Тебя: если в этих городах окажется на пять праведников меньше, то есть только сорок пять, разве не спасешь из-за них всех жителей? Ведь если в каждом из них окажется девять достойных людей, Ты, Ашем, можешь присоединиться к ним, так что получится десять праведников в каждом городе".

На это Ашем ответил: "Если Я найду сорок пять праведников, ради них прощу все города".

Но Авраам не успокоился: "Может быть, там найдется только сорок праведников. Спаси из-за них хотя бы четыре города!"

Ашем согласился.

Однако Авраам продолжал умолять о том, чтобы, если там окажется тридцать праведников, три города были бы пощажены в их заслугу, а если двадцать, то хотя бы два. Наконец Авраам попросил: "Если там найдутся десять праведников, то пусть из-за этих

217

Ш;:\

десяти хотя бы один город будет спасен".

Когда же он узнал от Ашема, что среди всего населения этих пяти городов не было даже десяти праведников, он перестал молиться.

Почему он не продолжал мольбы? Почему не попросил за один город, если бы в нем нашлось меньше десяти праведных людей?

1.  Авраам сказал себе: "В Поколении Потопа было восемь праведных людей — Ноах, его жена, трое их сыновей с женами. Тем не менее, заслуг оказалось недостаточно для того, чтобы спасти все поколение. Очевидно, числа праведников меньше десяти не хватает для спасения других людей".

Авраам предположил, что в Сдоме должно было быть по меньшей мере десять праведников, а именно: Лот, его жена и четверо их дочерей с мужьями, — но Ашем сказал ему, что десяти праведников там не набралось, ибо зятья Лота оказались недостойными людьми.

2.   Была и другая причина, почему Авраам не просил пощадить город, если в нем меньше десяти праведников. Он знал, что десять — это минимальное число людей в собрании, на котором покоится Ше-хина (Б-жественное Присутствие).

Как только у заступника Авраама иссякли аргументы, его диалог с Ашемом закончился. Оба ангела, которые до сих пор стояли поодаль и не спешили идти в Сдом, в ожидании чем кончится спор, — а вдруг Авраам найдет средство спасти обреченные города, — теперь отправились туда, чтобы их уничтожить.

А теперь принципиальный вопрос: почему Авраам молился за растленных жителей Сдома? Дело в том, что праведники молятся вообще не только за весь мир или за еврейский народ, но и за нечестивцев. Для чего? Они надеются, что злодеи исправятся и возвратятся к Ашему.

218

Вот что произошло с р.Меиром. Округу, где он жил, с некоторых пор начали беспокоить разбойники. Это так разгневало его, что он принялся молиться, чтобы все они умерли. Однако его жена Брурия возразила: "Сказано: "Да исчезнут грехи с земли" (Теилим 104:35), но не сказано: "Да исчезнут грешники с земли". Стоит молиться о том, чтобы они раскаялись, тогда вовсе не будет злодеев".

Так р.Меир и сделал в результате они возвратились к Ашему.

Наш отец Авраам старался привести доводы в защиту Сдома, поскольку он надеялся, что содомиты совершат тшуву, самоисправление, раскаяние.

Эта молитва проявила величие Авраама. Стиль жизни содомитов был диаметрально противоположен образу жизни и учению Авраама, который учил людей доброте и гостеприимству. Как ни противны были Аврааму дела жителей Сдома, он все же молился за них, не поддавшись влиянию своих чувств.

В Торе приведены три случая, когда люди, узнав о решениях, пагубных для своих ближних,реагировали по-разному: а Ноах не стал просить за свое поколение.

□   Авраам взмолился: "Почему праведники должны погибать вместе с нечестивцами?"

□  Наивысшей ступени достиг Моше. После происшествия с Золотым Тельцом он умолял Ашема: "Разве Ты не простишь их грех? Если не простишь, вычеркни меня из Твоей Книги, которую Ты писал" (Шмот 32:32).

Ашем уничтожает Сдом, спасая при этом Лота

Вечером того же дня два ангела прибыли в Сдом, и

219

первым их встретил Лот, который в это время ходил по улицам.

Вы спросите, почему Лот ночью бродил по улицам города? Он, как и Авраам, хотел пригласить гостей, но из-за сдомских законов боялся ввести кого-либо к себе домой открыто, поэтому искал путников во тьме и приглашал их тайно.

Заметив на улице двух незнакомцев, Лот подбежал к ним, поклонился и сказал: "Прошу вас, господа мои, войдите в мой дом и останьтесь у меня на ночлег".

Очевидно, что он подражал Аврааму. Долгое время пробыв в доме брата своего отца, он хотя и не перенял его образа жизни, но научился от него прилагать усилия для того, чтобы делать ближним добро.

Ангелы ответили: "Нет, мы будем спать на улице".

—   Прошу вас, войдите ко мне, — настаивал Лот. Видя их упорное нежелание следовать за ним, он взял их за руки. Лишь тогда они согласились.

Почему ангелы первоначально отказались принять приглашение Лота?

1. Они не хотели подвергать Лота опасности.

2.  Это было частью Небесного замысла. Ашем хотел, чтобы Лот проявил настойчивость, благодаря чему у него появились бы определенные заслуги, за которые его следовало бы спасти.

—  Ступайте к моему дому кружным путем и входите незаметно, — предостерег он своих гостей. Когда же они благополучно прибыли в его дом, он дал такое наставление: "До завтрашнего дня не смывайте пыль со своих ног. Если люди Сдома придут ко мне, я хочу, чтобы они заметили эту пыль и подумали, будто вы только что вошли в город. Извините, но я вынужден принимать такие меры предосторожности, поскольку, узнай они правду, меня приговорят к смерти!

220

Подобно тому что он видел у Авраама, Лот приготовил для гостей хорошую трапезу. Прежде всего он угостил их мацой, поскольку был Песах. Жена Лота, Ээрис, уроженка Сдома, не разделявшая взглядов своего мужа на гостеприимство, сказала ему так: "Если люди Сдома прослышат про гостей, они тебя убьют. Ты подвергаешь опасности не только себя, но и всю семью. Но раз ты настаиваешь на том, чтобы принять гостей, то давай разделим дом между собой. Гости останутся на твоей части, а я останусь не при чем".

У жены Лота был обычай подавать гостям мужа несоленую пищу, чтобы сэкономить хотя бы на этом. На этот раз Лот велел ей: "Подай гостям немного соли".

— Ты хочешь ввести здесь этот дурной иностранный обычай? — крикнула она. — Пусть так, я согласна, но у нас в доме нет соли! Так что придется идти к соседям.

Ээрис пошла по соседским домам, объявляя в каждом: "У нас гости. Не можете ли вы дать немного соли?"

Вскоре весь город знал о том, что Лот пригласил к себе чужеземцев.

Ангелы спросили у Лота: "Что за люди живут в этом городе?"

Лот ответил: "Нечестивцы".

И как бы в доказательство его правоты с улицы раздались крики толпы. Оказывается, к дому Лота сбежалось почти все мужское население города — молодые и старики. Они принялись громко стучать в двери дома с требованием выдать им гостей. Во всем городе не нашлось ни единого человека, который бы возражал против этого.

Лоту пришлось выйти на улицу, чтобы успокоить толпу. Тем самым он ради гостей подверг свою жизнь опасности, поскольку толпа легко могла его убить.

221

— Прошу вас, братья, — кротко обратился он к соотечественникам. — Вспомните, что Поколение Потопа было сметено с лица земли за грехи того же свойства, что вы собираетесь совершить сейчас.

Чтобы защитить своих гостей, Лот пошел на еще большую жертву. "Послушайте, — воззвал он. — У меня есть две незамужние дочери. Я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Только прошу вас об одолжении, оставьте моих гостей в покое, ибо они пришли в мой дом!"

Ашем сказал: "Человек может предать себя на смерть ради жены и дочерей. Но Лот готов выдать на поругание своих дочерей ради чужих людей. Клянусь, они достанутся тебе. Рано или поздно люди станут смеяться над тобой, читая в Торе: "И зачали обе дочери Лота от своего отца" (19:36).

— Убирайся! — закричала толпа Лоту. — Разве для этого поставили мы тебя судьей, чтобы ты вводил новые законы? С древних времен наша традиция гласит, что над каждым чужеземцем необходимо учинять издевательства и грабеж!

Действительно, Лот после своего приезда в Сдом поставлен был главой суда, но местные жители соглашались с его мнением только в том случае, если оно соответствовало их образу жизни.

Они закричали: "Раз ты вмешался, мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними!" И они стали ломать дверь, но ангелы защитили Лота и его семью в награду за гостеприимство. Они отвели Лота обратно внутрь дома и поразили слепотой всех, кто стоял у входа в дом, молодых и стариков. Поскольку преступное дело начали молодые, то наказание постигло

прежде всего их.

Несмотря на поразившую их слепоту, люди пытались ощупью найти дверь, но у них ничего не получилось.

Как только Лот понял, что ангелы намерены унич-

222

тожить жителей Сдома за их нечестивость, он стал молиться, упрашивая пощадить их. Тогда ангелы сказали Лоту: "Перестань молить о милосердии. Они требовали от тебя выдать нас, чтобы сотворить над нами злое дело, а для этого преступления нет оправдания. Мы уничтожим этот город. Спасай себя и свою семью!"

 

 

previous                                                                                                                                                        next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map