Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Тем не менее, некоторым из мудрецов было дано мельком увидеть Ган Эден.

Когда Ангел Смерти пришел взять душу р. Йео-шуа бен Леей, тот выхватил у ангела меч и живым вскочил в Ган Эден.

Ангел смерти пришел пожаловаться к р. Гам-лиэлю. "Он правильно поступил, сказал р. Гамлиэль. Пожалуйста, вернись к р. Йеошуа бен Леей и попроси его обследовать Ган Эден и Геином!" С этим поручением ангел полетел обратно к р. Йеошуа бен Леей. Тот исследовал Ган Эден и послал р. Гамлиэлю и мудрецам такое сообщение:

"В Ган Эден я обнаружил семь домов. В первом из них, расположенном у первого входа в

39

сад, помещены неевреи, которые по собственной воле, а не под внешним принуждением перешли в еврейство. У этого дома стеклянные стены и сложен он из кедровых бревен. Его обитатели вверены заботам пророка Овадьи (он перешел в еврейство, будучи эдомитом по происхождению)

Второй дом находится у второго входа в Ган Эден и сделан из серебра и из кедровых бревен. В нем живут люди, вернувшиеся к вере. Возглавляет их Менаше бен Хизкияу.

Третий дом расположен у третьего входа в Ган Эден и сделан из золота и серебра. Обитают в нем Авраам, Ицхак, Яаков и все евреи, ушедшие из Египта, а также цари Давид и Шло-мо и все их сыновья, кроме Авшалома. Помимо этого, находятся там все цари Иудеи (кроме Менаше, сына Хизкияу, сидящего во главе вернувшихся к вере). Возглавляют их Моше и Аарон. В доме драгоценные предметы, дорогое масло.

"Для кого хранятся все эти сокровища?" спросил я царя Давида.

"Для тех, кто придет к нам сюда из вашего мира", ответил он.

"Есть ли среди вас язычники?

"Ни одного. За свои праведные деяния они получают награду при жизни, а за грехи отправляются в Генном".

Я подошел к четвертому дому, предоставленному для абсолютных праведников. Он был построен из оливкового дерева, как символ того, что их жизнь была полна горечи, как плод оливы, и тем не менее, они служили Ашему, несмотря на свои невзгоды и нищету. Поэтому они заслужили особую награду.

Потом я перешел к пятому дому, отведенному для Машиаха и Элияу. Когда я подошел к Машиа-

40

ху, он спросил меня: "Что делают евреи в том мире, из которого ты явился?"

Они каждый день ждут тебя.

Услышав это, он не выдержал и заплакал.

В шестом доме живут те, кто умерли, чтобы освятить Имя Ашема.

Седьмой дом предназначен для тех, кто умер из-за болезней и чьи дела искупают грехи еврейского народа.

Я хотел осмотреть еще и Геином, но этого мне не разрешили, ибо праведникам нельзя видеть Геином".

"И увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день третий"

Четвертый день творения: размещение на небе солнца, луны и созвездий

В четвертый день Ашем разместил на небе солнце, луну и звезды.

Первоначально солнце и луна по размеру были одинаковы. Но луна пожаловалась: "Два царя не могут делить одну корону!" Тогда Ашем решил уменьшить луну в размерах. Впрочем, луна охотно согласилась с этим приговором и перестала жаловаться, так что Он поместил на ночное небо вместе с ней еще и звезды.

Тем самым мидраш как бы говорит нам, что тот, кто, подобно луне, ищет славы, в конечном счете идет к верному поражению. Тогда как тот, кто, подобно солнцу, молча сносит обиды, в конце концов вознаграждается.

Почему Ашем решил освещать мир при помощи этих небесных тел? Ведь Он мог дать свет Вселенной ка-

41

ким-нибудь другим способом. Этот вопрос может прояснить притча.

Жил-был царь, которого все считали выдающимся по уму, силе и богатству. Люди говорили, что нет ему равных. Из самых далеких краев приезжали в его страну путешественники, чтобы своими глазами увидеть, истинна ли молва о нем, которая идет по всему свету. Но у царя не хватало времени встречаться с каждым и показывать ему свои великие таланты и свое богатство, поэтому он решил украсить парадный вход в свой дворец таким образом, чтобы каждый, кто посмотрит на него, моментально убедился в исключительных качествах царя. Он приказал взять большой занавес, сделанный из дорогой материи, и повесить его на дворцовые ворота, украсив при этом самыми редкостными и изумительными драгоценностями. Там были красные рубины, бордовые гранаты, блестящие изумруды, аметисты и топазы. "Тот, кто сумеет повторить это произведение искусства, объявил он, может сравнивать себя со мнойГ

Ашем — мудрейший из мудрых. Ему свойственны величие, сила, мудрость и слава. Но люди не могут понять этого. Поэтому Ашем повесил на небо изумительные светила, чьи свет, энергия и животворные свойства не могут не удивлять. Мысль, которую как бы хочет сказать нам Ашем посредством этих светил, такова: "Тот, кто сумеет создать что-либо подобное, может сравнивать себя со Мной!" Поэтому и говорил Йешаяу (40:26): "Поднимите свои глаза кверху и посмотрите: кто сотворил это?"

Ашем не дал планетам указание светить только тем людям, кто этого заслуживает, отказывая в свете нечестивцам. Небесные светила — это подарок Ашема всему миру. Они дают свет всем: и праведникам, и

42

грешникам.

"И увидел Б-г, что это хорошо.

Был вечер, и было утро, день четвертый".

Пятый день Творения: появление рыб, птиц и Левиатана

Птицы

На пятый день Ашем создал птиц, вылепив их из глины, вернее, из смеси земли с водой. Когда кто-то возводит дом, он селит в нем жильцов на верхних и нижних этажах, но сможет ли он разместить их в воздухе над домом? О таком пока еще не слыхали. А вот Ашем во время Шести Дней Творения создал птиц, населяющих небо.

Рыбы

Ашем велел произвести все виды водоплавающих, начиная от самых мелких тварей, что ползают по дну океанов и озер, и кончая самыми крупными рыбами, населяющими моря.

"Как многочисленны творения твои, о Ашем, всех их сделал Ты с мудростью!" {Теилим 104:24). Есть твари, которые погибают на суше, но наделены способностью жить в воде. Другие животные могут жить на земле, но гибнут в океане.

Левиатан

Самое большое из всех гигантских морских чудовищ, созданных Ашемом, — это Левиатан. Он живет в океанских глубинах и держит главный столп

43

земли меж своих плавников. Когда Левиатан хочет есть, он бьет по волнам своим огромным хвостом. Косяки рыб, думая, что еда близко, плывут к нему. Тогда Левиатан открывает свою страшную пасть и пожирает всех рыб, которым суждено в этот день послужить ему пищей.

Наши мудрецы утверждают, что в будущем Ашем приготовит для праведников блюдо из мяса Левиата-на.

Что за пищу будут есть праведники в грядущем? Конечно, наши мудрецы не имеют в виду блюдо из настоящей рыбы. Как не имеют они в виду, что она держит столп земли. Все это не больше, чем аллегория. "Левиатан", "Вино, уготованное с Шести Дней Творения" и Шор Абор" — хотя три эти вещи упоминаются мудрецами как будущая пища для праведников в мире грядущем, на самом деле это только символы потаенных понятий Торы, которые будут открыты праведникам Ашемом. Прожившие жизнь в святости насладятся новыми познаниями в Торе и будут смаковать тайны, которые никому не были открыты со времен Шести Дней Творения. Их пищей и питьем будет радость от вновь обретенного понимания и от близости к Шехине.

На пятый день Ашем благословил всех тварей, сказав: "Плодитесь и размножайтесь. Рыбы да наполнят воды в морях, а птицы да размножатся на земле".

Почему рыбы и птицы получили Б-жественное благословение? Потому, что и те и другие служат пищей человеку. Ашем благословил их на обильное размножение, чтобы человек не страдал от их недостатка.

увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день пятый."

44

Шестой день Творения: появление животных, создание человека

Животные

Все животные были сотворены уже в первый день. Они были скрыты внутри земли до тех пор, пока на шестой день Ашем не повелел: "Да произведет земля живых существ: скот, ползучих гадов и земных зве-реи .

И тогда появились все твари земные, от ничтожно малого микроба до гигантского Рейма. Все они явились на свет полностью развившимися, а не как новорожденные детеныши.

Почему Ашем не благословил животных, подобно тому как Он благословил рыб и птиц, идущих в пищу человеку? Ведь кажется, что у животных та же судьба, что и у рыб с птицами, почему же они не удостоились благословения?

Ашем не даровал им благословения, потому что Он предвидел, что змей принесет в мир смерть и навлечет Его гнев. Если бы Он благословил животных, то среди них был бы змей и будущее проклятие Ашема на него не действовало бы. Поэтому все животные пострадали из-за змея. Таким образом, именно к змею относится стих {Коэлет 9:18) "Один согрешивший губит много доброго".

Совещание с ангелами перед сотворением человека

Наконец, после того как были созданы небо, земля, растения и животные, Ашем сотворил человека.

Но почему Он откладывал создание Адама до самого конца?

1. Ашем поступил как хозяин, накрывающий стол

45

для гостя. Ведь хозяин вводит гостя только после того, как стол накрыт и все готово. Ашем хотел, чтобы Адам встретил прекрасно устроенный для него мир.

2.   Человек был создан последним для того, чтобы, помня об этом, он не переоценил своего значения. Если кто-то становится высокомерным, ему говорят: "Даже комар и тот был создан раньше тебя!"

3.  Ашем не дал Адаму возможности присутствовать при Сотворении, дабы никакой атеист не смог в будущем ехидно заявить: "У Б-га был сотоварищ при Творении!"

Прежде, чем создать Адама, Ашем сказал: "Сотворим человека!" Подобно тому как глава государства советуется со своими министрами перед тем, как издать закон, так и Ашем начал действовать только после совещания с ангелами. Когда Ашем сказал: "Сотворим человека!", — Он обращался к Ангелам, чтобы выяснить, что они об этом думают.

Ангелы разделились на разные фракции. Некоторые из них были за сотворение человека, другие, против.

Доброта провозглашала: "Пусть он будет создан, ибо станет творить добро". Правда протестовала: "Его вовсе не следует создавать, ибо он будет полон лжи". Праведность настаивала: "Следует его создать, ибо он будет заниматься праведными делами". Мир возражал: "Не создавай его, ибо не будет в нем согласия!" Тора высказалась против: "Властелин Вселенной! Зачем Ты хочешь сотворить этого человека? Его век короток и полон страданий. Он обязательно станет грешить. Давай признаем, не обладай Ты снисходительностью, для него гораздо лучше вовсе не появляться на свет!"

Но Ашем отверг возражения всех, кто был против, и решил в пользу сотворения человека. Его окончательное слово звучало так: "Я добр и долготерпе-

46

лив. Я готов создать человека, невзирая на все его недостатки!"

Моше записывал Тору под диктовку Ашема. Когда Ашем велел ему записать стих (1:26) "Сотворим человека", Моше запротестовал: "Властелин Вселенной, спросил он, почему Ты даешь отвергателям веры возможность впасть в ошибку и заключить из этой множественной формы, что человека создавал не один, а несколько богов?4

Пиши так, как Я тебе велел, ответил ему Ашем. Если кто-то захочет ошибаться, пусть ошибается. Я поставил эту фразу во множественном числе, чтобы преподать людям урок. Важные персоны обычно считают излишним советоваться с нижестоящими. Поэтому пусть они обдумают этот стих и увидят, что даже Создатель, давший жизнь верхним и нижним мирам, совещался с ангелами, прежде чем сотворить человека.

Ашем указал, что неправильное понимание Торы происходит не от заблуждений ума: отрицание человеком Высшей Силы коренится в порочном характере. Ашем заявил: "Если кто-то захочет ошибаться, пусть ошибается, ибо тот, кто стремится и жаждет неправильно истолковывать Тору, всегда найдет для этого предлог, — если не слова "Сотворим человека", то какую-нибудь другую фразу.

Ашем описал человека иными словами, чем всех прежних тварей. Он сказал: "Человек будет сотворен по Нашему образу и подобию, он будет обладать умственной потребностью постигать Творение и служить Властелину Вселенной, как если бы он был одним из ангелов. Разум — вот что будет выделять его как человека". И еще Ашем сказал: "Если он станет выполнять Мою волю, он будет нести в себе Б-жествен-

47

ный образ и царить над животными. Если же нет, то он лишится Б-жественного образа и уже не он будет господствовать над зверьми, а звери над ним".

После этого Ашем сотворил Адама. О подробностях создания Адама рассказывается в главе "Как был создан Адам и помещен в Ган Эден".

Десять вещей, созданные перед наступлением Шабата

В конце шестого дня, прежде чем завершить Творение, Ашем создал средства для десяти будущих чудес. Их надо было успеть включить в Творение в соответствии с принципом "Нет ничего нового под солнцем" (Коэлет 1:9). Таким образом, в чудесах, как и во всех прочих вещах, нет ничего нового, ибо их потенциальная возможность была заложена во времена Творения.

(Наши мудрецы утверждают, что все чудесные события в истории были замыслены заранее: создавая море, Ашем договорился с ним, что оно расступится, когда для евреев, выходящих из Египта, настанет пора перейти его; создавая луну, Он заранее приказал ей остановиться в нужный момент для Иеошуа и т.д.)

Вот эти десять чудес:

о Расщелина в земле

а Устье колодца

а Рот ослицы

а Радуга

а Небесная манна

о Жезл Моше

Шамир

о Шрифт

а Гравировальный резец

о Лухот, скрижали

48

Теперь объясним предназначение этих чудесных

предметов.

Расщелина в земле: Ашем придал земле способность расступаться, чтобы поглотить непокорного Кораха с его людьми, когда настанет время их покарать.

Устье колодца: Ашем подготовил чудо с колодцем Мириам, блуждавшим по пустыне вместе с еврейским народом и снабжавшим его водой.

Рот ослицы: Ашем наделил ослицу, которой предстояло везти на себе пророка Билама, способностью разговаривать на человеческом языке, чтобы осудить его за намеренье поехать и проклясть еврейский народ.

Радуга: Ашем предназначил радуге стать знаком завета между Ним и человечеством о том, что второй потоп не затопит землю.

Манна (по-еврейски ман): Ашем приготовил чудо с маном (небесной пищей), который сорок лет будет поддерживать сынов Израиля в пустыне.

Жезл: Ашем придумал для Моше чудодейственный жезл, при помощи которого тот сможет впоследствии совершать чудеса.

Шамир: так называлось червообразное существо, обладавшее поразительной способностью расщеплять самые твердые скалы. С его помощью царь Шломо, как резцом, тесал камни для Бейт Амикдаша, построенного без применения железа. Ашем наделил шами-ра такой способностью при Сотворении, в Зрев

Шабат.

Шрифт: буквы алфавита, алеф-бейт, который сам по себе обладает святостью, — неотъемлемый элемент Творения мира.

Гравировальный резец: Ашем придумал также первый инструмент для гравирования букв на камне.

Лухот: Ашем заранее припас скрижали, обладав-

49

шие чудесными свойствами, которые будут впоследствии дарованы еврейскому народу.

День седьмой: Шабат

"И на седьмой день завершил Б-г работу, которую Он сделал" (Берешит 2:2).

 

 

previous                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map