Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

г

Но на этом история не кончилась. Родственники казненных ведьм поклялись отомстить р.Шимону. Они наняли лжесвидетелей, показавших, что человека, которого нашли в поле мертвым, убил сын раб-би. Обсудив дело, судьи, среди которых было много врагов рабби, приговорили обвиняемого к смерти.

Когда сына р.Шимона вели к месту казни, он воскликнул, повернувшись к свидетелям: "Пусть моя смерть не будет мне искуплением, если я виновен, но если я невинен, пусть моя смерть послужит мне искуплением, а свидетели будут наказаны за их вину!1' Свидетели побледнели и сознались: "Наше свидетельство было заговором в отместку р.Шимону!"

Р.Шимон бен Шетах хотел спасти своего сына от смерти, но его сын, повернувшись к судьям, сказал: "Исполните приговор, но не нарушайте закон Торы, согласно которому свидетели не могут отказаться от своих показаний!"

Р.Шимон бен Шетах сдержался и приказал казнить своего сына.

Запрещение причинять зло вдове и сироте

Ашем повелел не причинять зла вдове и сироте, и это предостережение относится и к бейт-дину, и к каждому человеку. Ашем говорит: ""Обиженная жена может пожаловаться мужу, угнетаемый сын обычно зовет на помощь отца. Поскольку у вдовы и сироты нет никого, кто мог бы придти к ним на помощь, они жалуются Мне. И Я отомщу за каждый их вопль отчаяния. Мой гнев возгорится, и из-за Моей ярости перестанут выпадать дожди. Вы будете наказаны мечом, мором, изгнанием и дикими зверями. Ваши жены овдовеют и не смогут снова выйти замуж, потому что их мужья будут считаться про-

26

павшими без вести. Их смерть так и не будет подтверждена. По этой же причине их дети никогда не унаследуют надела своих отцов".

Ашем хочет, чтобы мы взращивали в себе доброту и сострадание. Поэтому Он запретил нам плохо обращаться с вдовами и сиротами, так как они слабы.

Иерусалим был уничтожен лишь тогда, когда бейт-дин стал несправедливо судить вдов и сирот.

Запрещение притеснять вдов и сирот, согласно мнению некоторых наших мудрецов, служит примером общего правила, запрещающего извлекать выгоду из беспомощного положения любого человека.

Когда римляне вели на казнь двух великих мудрецов, один из которых был рабан Шимон бен Гам-лиэль, а второй р.Ишмаэль, р.Щимон сказал своему спутнику: "Я в отчаянии, потому что не знаю, за какой грех я заслуживаю смерти!"

"Случалось ли когда-нибудь, — спросил р.Ишмаэль, — чтобы человек пришел к тебе на суд или спросить плаху, а ты заставил его ждать, пока ты допьешь что-нибудь или наденешь обувь или одежду? Если да, то ты нарушил запрет Торы {Шмош 22:21): "Если будешь притеснять их (хоть самую малость), то Мой гнев возгорится и Я поражу тебя мечом".

"Ты утешил меня, ребе", — ответил р.Шимон.

27

Не проклинать судью, если не согласен с его решением

Кроме запрещения проклинать любого еврея, Ашем дал нам особую заповедь, запрещающую проклинать данным (судей) бейт-дина. Этот запрет касается также тех случаев, когда проклятие совершается Именем Ашема (а тем более когда проклинается Само Имя Ашема).

Человек обратился в суд с иском, и судья решил дело в его пользу. Выходя из здания суда, истец, переполненный признательностью к судье, твердил всем и каждому, что судья — чудесный человек.

В другой раз у того же человека снова случилась тяжба, причем при разборе снова председательствовал тот же судья. Но на этот раз истец был признан неправым. "Этот судья — никчемный человек!" — объявил он, выходя из зала суда.

Еврейский закон гласит: запрещается поносить судью, царя или главу Сангедрина.

Некоторые законы, относящиеся к судьям, свидетелям и участникам тяжбы

□ Судье запрещается выслушивать доводы одной стороны, участвующей в судебной деле, в отсутствие другой. Обе стороны должны присутствовать одновременно.

□ Бейт-дин не может выслушивать свидетельство злодея. Наши мудрецы составили список людей, которые не могут выступать в качестве свидетелей; среди них упомянут человек, позволяющий своему скоту пастись на чужом поле, а также профессиональный игрок (подразумеваются азартные игры).

28

□ Окончательный приговор суда выносится

большинством голосов его членов.

Однажды нееврей спросил р.Иеошуа бен Корха: "В вашей Торе ясно и четко заповедано всегда следовать мнению большинства. Теперь смотри: мы, идолопоклонники, значительно превосходим ваш народ по численности. Разве из одного этого евреи не обязаны присоединиться к нам?"

"У тебя есть сыновья? — спросил р.Иеошуа.

"Да, — ответил язычник. — Ты затронул больной вопрос, напомнив мне о моих неприятностях. Сыновья у меня есть, но я не доволен ими".

"Почему?" — спросил р.Иеошуа.

"Ни одну трапезу мы не можем закончить мирно, — ответил язычник. — Как только вся семья садится за стол, один из сыновей заявляет, что нужно благословить его бога, а другой требует, чтобы было отдано должное его божеству. Возникают споры и драки. В конце трапезы все побиты. У кого синяк на лбу, у кого разбит подбородок".

"Почему же ты не водворишь мир между ними? — спросил р.Иеошуа. — Реши однажды, какому богу следует поклоняться, и не будет никаких скандалов".

"Я бессилен в этом вопросе", — признался язычник.

"Вот теперь ты видишь, что вы не в большинстве? Ибо сами спорите между собой, какому господину поклоняться", — заявил р.Иеошуа.

Даже если нечестивцы в большинстве, то идти их путем тем не менее запрещено. Тора велит нам следовать мнению большинства мудрецов, талмидей хахамим, если по какому-то вопросу они не могут прийти к единому мнению. Сказано в книге Сэфер Ахинух (заповедь 8): "Даже если невежды столь же многочисленны, как и вышедшие

29

из Египта, и во много раз превосходят по численности талмидей хахамим, мы тем не менее не должны принимать решения согласно мнению большинства невежд". В сущности, как предположил р.Ицхак Петерсбургер, можно без опаски действовать вразрез с большинством, поскольку :"Болыпинство людей следуют совету ецер ара".

Относительно состава суда и тех способов, по которым принимается постановление суда, отметим следующее:

□  Чтобы голоса в споре не разделились поровну, количество судей в бейт-дине всегда должно быть нечетным.

□ Для вынесения смертного приговора большинства в один голос недостаточно. Необходимо большинство по крайней мере в два голоса.

□  Однако большинства в один голос достаточно для оправдания подсудимого (даже если слушалось дело о смертном приговоре).

П Судья не может основывать свое мнение на мнении более авторитетного судьи или большинства судей, утверждая: "Их решение, несомненно, справедливо". Судья обязан сам разобраться в деле и решить по совести, даже если его решение не совпадает с решением большинства судей. Если большинство не соглашается с его мнением, то он не несет ответственности за последствия.

Предостережение о лжесвидетельстве

"Мидвар шекер тирхак — удаляйся от лжи!" Эта заповедь адресована каждому еврею. Она предписывает ему не участвовать ни в какой лжи или мошенничестве, потому что "Истина — это печать Ашема".

Есть общее предупреждение, предписывающее судье избегать всего, что может исказать правильность его суждения. Вот некоторые вытекающие из него следствия: -

30

1.  Судья, понявший, что он допустил ошибку, не должен стремиться найти доказательства, подтверждающие сделанные им ложные утверждения, с целью избежать признания своей ошибки.

2.  Если судья (или свидетель) уверен, что один из его коллег нечестен, он должен отказаться сотрудничать с ним, даже если дело ведется согласно алахе.

Если у судьи складывается впечатление, что свидетели лгут, но он не может этого доказать, ему надо покинуть судебное заседание, но не утверждать приговор. Пусть он не говорит; "Я за это не отвечаю, вина падает на свидетелей".

3. Если человек, представляющий одну сторону в судебном процессе, одет элегантно, а другой — в лохмотьях, следует приказать обоим одеться на суд одинаково, чтобы это не повлияло на объективность судьи.

Бейт-дин не должен убивать невинного

Бейт-дин предостерегают: "Венаки вецадик аль таарог не убивай невинного и правого!" На практике это означает:

1.  Если бейт-дин вынес смертный приговор, а потом кто-то представил новые доводы в пользу осужденного, или если он сам представил новые доводы в свою защиту, то дело возобновляется, даже если приговоренного уже привели на место казни. Дело будет пересматриваться столько раз, сколько раз будут появляться существенные доводы.

Но если человек оправдан в суде, то его дело не возобновляется, даже если найдены новые доказательства его вины.

2. Запрещается приводить в исполнение смертный приговор, основанный на косвенных свидетельствах, даже

31

если они очевидны и вне всяких сомнений. Решение, согласно закону Торы, может быть вынесено лишь на основе показаний двух свидетелей, видевших преступление собственными глазами.

Р.Шимон бен Шетах поведал такую историю: Однажды я видел человека, который гнался за другим человеком. Я последовал за ними и вошел в развалины через мгновение после них. Войдя, я увидел, что один из них лежит на земле мертвый. Другой стоял рядом с ним, держа в руке окровавленный нож, с которого еще капала кровь.

"Злодей!" — закричал я на него. — Я знаю, что ты убил лежащего здесь человека. Но я не могу осудить тебя, потому что нет двоих свидетелей, которые бы видели само убийство. Пусть Тот, перед Которым открыты все скрытые дела, отомстит за жертву!"

Не успел р.Шимон бен Шетах уйти из развалин, как убийца погиб. Из норы выползла змея и смертельно ужалила его.

Ашем заверяет судей: не следует опасаться, что виновный избегнет правосудия, если приговор не был вынесен из-за недостатка свидетельских показаний или по другим причинам, которые вне их власти. "Ибо Я не оправдаю виновного, — говорит Ашем. — У меня много посланцев, которые могут наказать человека, если он того заслуживает".

Четыре вида смертной казни

Хотя в наши дни нет бейт-дина, тем не менее нечестивцы получают наказание свыше. Тот, кто заслуживает побиения камнями, падает с высоты или стано-

32

вится жертвой зверей. Тот, кто заслуживает сожжения, умирает в огне или от укуса змеи; того же, кто заслуживает смерти от меча, казнит правительство или убивают бандиты. Того, кто заслуживает удушения, топят или душат. Тора предусматривает четыре вида смертной казни:

□  Скила, побиение камнями. Свидетели, на основании показаний которых был вынесен приговор, сталкивают приговоренного с высоты. Если тот остается в живых после падения, они бросают в него обломок скалы. Если он еще жив (что свидетельствует о том, что ему уготованы дополнительные страдания), то вся Община Израиля забрасывает его камнями.

П Срефа, сожжение. Этот вид смертной казни, как и все виды смертной казни, которые предписаны Торой, приводился в исполнение наименее мучительным способом: преступнику вливали в горло тонкой струей расплавленный свинец, и он быстро умирал.

П Эрег, смерть от меча. Виновного обезглавливали мечом, и он умирал мгновенно.

□ Хэнек, удушение по приговору бейт-дина. Наказания перечислены здесь в порядке убывания их

строгости. Скила считается самой суровой казнью.

Запрещение взяточничества в любой форме

Тора предостерегает судью: "Вешохад аль тиках — не принимай мзды!"

Судье запрещается принимать дары от любой из тяжущихся сторон. Он обязан отказаться, даже если дар был преподнесен с сознанием того, что он будет судить по справедливости, и даже если у него есть твердое намерение судить правильно, несмотря на подарок. Взяточничество, кроме осязаемого подарка, включает в

33

себя любые услуги или льстивые слова, которые судья может получить или услышать от одной из сторон.

Наши мудрецы очень остерегались судить в суде те дела, в которых, по их мнению, они могли быть хоть сколько-нибудь необъективны. Об этом говорят многочисленные примеры.

Когда мудрец Шмуэль переходил реку по мосту, направляясь на судебное заседание, один прохожий протянул ему руку, чтобы помочь. Шмуэль спросил, как у него идут дела, и тот ответил, что торопится в бейт-дин на судебный процесс. "Я не могу быть твоим судьей, ведь ты мне помог", — тут же решил Шмуэль.

Другая история. У р.Ишмаэля бен Йосе работал на поле арендатор, который по пятницам приносил ему корзину фруктов из его (р.Ишмаэля) сада. Однажды арендатор принес ему корзину в четверг.

"Почему ты принес мне фрукты сегодня?" — спросил р.Ишмаэль.

"Завтра я занят, у меня суд", — объяснил арендатор.

Р.Ишмаэль не принял от него корзину с фруктами, но тем не менее отказался быть в его деле судьей, сказав: "Я не могу быть твоим судьей, ибо испытываю благодарность к тебе, хотя и отказываюсь принят фрукты раньше срока". Он назначил вести это дело другого мудреца. На следующий день во время слушания дела р.Ишмаэлю пришлось проходить мимо бейт-дина. Случайно он услышал аргументы, представленные его арендатором, и подумал про себя: "Чтобы выиграть дело, ему следовало бы мотивировать все иначе!" И тут он понял, что подсознательно принял сторону арендатора и хочет, чтобы дело выиграл он, а не другая сторона. "Будь прокляты те, кто принимает взятки! — воскликнул он. —-Я

34

не взял у арендатора корзину с фруктами. Если бы даже я их взял, это были бы фрукты, которые принадлежат мне. Однако предложенная взятка повлияла на мои мысли. Если кто-то действительно берет взятки, а потом отправляет правосудие, то как же будут искажены его решения!"

Природа взяточничества такова, что она побуждает судью отождествлять себя с дающим.

(Р.Десслер в книге Михтав ми-Элияу приводит это утверждение в доказательство необходимости советоваться со знатоком Торы, когда надо решить какую-то жизненную проблему. Ум человека неизбежно ослеплен его желаниями. Поэтому он не может судить объективно о каких-то вопросах, если они касаются его самого.)

Мздоимец понесет одно из следующих наказаний: он либо утратит ясность знания Торы и будет нечистое объявлять чистым и наоборот, либо станет настолько беден, что ему придется просить подаяние, либо потеряет зрение.

Запрещение смешивать мясное и молочное

Ашем повелел Израилю: "Не вари козленка в молоке его матери" (Шмот 23:19). Эти слова повторяются в Торе три раза, что говорит о существовании трех запретов:

□ Запрещается есть вареную смесь молока и мяса.

□ Нельзя извлекать из такой смеси никакой выгоды. П То и другое нельзя варить вместе.

Моше сказал Ашему: "Я поражен! Ты повелел мне записать в Торе: "Не вари козленка в молоке его матери", однако устно Ты объяснил мне, что запрещено также есть то и другое вместе! Позволь мне записать в Торе: "Не

35

ешь смеси мяса и молока!" Ашем ответил: "Напиши, как Я сказал тебе, не изменяй Моих слов!"

Моше возразил: "Но разве не может случиться, что за время их долгого изгнания сыны Израиля забудут устное объяснение Торы?"

Ашем ответил: "Я установил с ними завет, и он гарантирует, что Устная Тора никогда не будет забыта их потомками!"

Ашем не позволил Моше включить устные объяснения в текст Письменной Торы, потому что Он предвидел в будущем притязания некоторых народов, которые назовут себя избранными народами Б-га, на исключительное право обладания Торой. Но Устный Закон ускользнет от них, поэтому их претензии будут отвергнуты. Поскольку со времен Моше Устный Закон передавался из уст в уста, из поколения в поколение, но не был записан, он остался в исключительном владении Общины Израиля.

Евреи не понимали причины запрета на смешение мясного и молочного (это хок), но приняли его полной верой, не задавая вопросов. Ашем предпочел дать свои заповеди поколению пустыни, потому что это было самое праведное поколение.

Ашем предупреждает Моше, что евреев

поведет ангел

Ашем открыл Моше, что сыны Израиля согрешат. (Он имел в виду будущее происшествие с золотым тельцом.) Поэтому Его Шехина (Б-жественное Присутствие) не будет дальше вести Израиль. Вместо этого Он пошлет перед еврейским станом ангела.

"Если бы вы были достойны, Я бы повел вас Сам, но из-за вашего (будущего) греха Я пошлю с вами Моего посланца, ангела Метатрона, который носит Мое Имя.'Ос-

36

терегайтесь выступать против него, потому что он лишь посланец и не наделен способностью прощать ваши грехи, как Я!"

После греха с золотым тельцом Ашем хотел привести в исполнение свои слова и послать ангела возглавить сынов Израиля. Моше, однако, возразил, сказав: "Если ты не поведешь нас лично, мы не уйдем отсюда!" Ашем согласился, уступая величию Моше. Пока Моше был жив, стан Израиля вел Сам Ашем.

Позднее Ашем послал того же ангела, которого отказался принять Моше, в помощь Иеошуа при завоевании Эрец Исраэль. Иеошуа принял его с радостью. Духовный уровень Иеошуа был значительно ниже, чем у Моше, и поэтому он с благодарностью согласился, чтобы его вел ангел.

Ашем предсказал также Моше, что когда сыны Израиля войдут в Страну, жители Ханаана будут так напуганы, что не посмеют выступить им навстречу. Он обещал Моше помогать ему в борьбе с эмореискими царями Сихоном и Огом, послав перед евреями шершней, которые ослепят глаза их врагов и введут в их тела смертельный яд. Оставаясь на восточной стороне Иордана, шершни будут также разбрызгивать яд на народы Ханаана.

События, происшедшие перед дарованием Торы

В конце раздела Мишпатим Тора рассказывает о событиях, которые происходили в дни, предшествовавшие дарованию Торы.

На четвертый день недели перед дарованием Торы Ашем повелел Моше, Аарону, двум сыновьям Аарона — Надаву и Авиу, а также семидесяти старейшинам взойти на гору, чтобы приблизиться к Шехине. (Ашем не

37

включил в число тех, кто должен подняться, сыновей Аарона Элазара и Итамара, потому что Он предвидел, что восходящие на гору заслужат в будущем смерти, а Он не хотел, чтобы погибли все сыновья Аарона.) Ашем предупредил Моше, что каждому будет позволено подняться не дальше установленной для него границы.

Когда старейшины услышали повеление Всевышнего, они возроптали. Они возмущались тем, что им, в отличие от Моше, отказано в праве войти в самый сокровенный предел Ашема. Но Ашем ответил им: "Когда Я сказал в Египте: "Иди и говори с фараоном", лишь Моше и Аарон послушались и вошли в царский дворец. Вы же не вошли. Поскольку они вошли во дворец земного царя, они будут удостоены чести войти и к Царю Царей". Однако из уважения к старейшинам Аарону не было позволено достичь вершины горы.

В тот день Моше вернулся к народу и передал повеление Ашема, объяснив, что они должны оставаться в установленных для них границах и отделиться от своих жен. Он также объяснил им заповеди, которые были даны в Маре: законы Шабата, закон почитания родителей и мишпатим (гражданские установления, данные Б-гом).

Услышав его учение, народ воскликнул: "Наасэ! (Все, что сказал Б-г, выполним!)"

В тот же день Моше записал текст Торы, начиная с Берешит и кончая моментом дарования Торы.

Пятый день недели, предшествовавшей дарованию Торы, был насыщен событиями. Моше встал рано, чтобы построить жертвенник у подножия горы и возвести двенадцать обелисков — по числу колен Израиля. Он приказал народу совершить омовение в михве. На воздвигнутом им жертвеннике перворожденные принесли жертвы Ашему. Ангел разделил жертвенную кровь на две совершенно равные части. Моше окропил народ той половиной, которая была предназначена для этого, сказав: "Этим войдете в завет с Ашемом. Если будете

38

соблюдать этот завет, то будете в безопасности". Второй половиной крови был окроплен жертвенник во искупление грехов сынов Израиля.

После этого Моше прочитал народу текст Торы от Берешит до дарования Торы, т.е. то, что он записал со слов Ашема.

Народ выслушал и единодушно воскликнул: "Наасэ вэнишма! — Сделаем и будем внимать. (Будем повиноваться всем заповедям Торы и исполнять их, хотя мы еще не слышали ни предписывающих, ни запрещающих заповедей.)"

Раздался Голос с Неба и спросил: "Кто открыл Моим детям секрет произнесения наасэ перед нишма (выражения из языка ангелов)?"

Тогда шестьсот тысяч ангелов спустились с Небес и украсили каждого еврея двумя коронами: одной за наасэ, а другой за нишма. То были духовные "короны славы", излученные Шехиной. Сыны Израиля были отличены ими. Готовность принять Тору подняла их до высочайшего духовного уровня, доступного человеческому существу — уровня Адама до того, как он согрешил.

Затем Ашем приказал Ангелу Смерти: "Хотя тебе дана власть над всеми народами, этот народ не трогай! Это Мой удел". Сыны Израиля жили бы вечно, если б не последовавший за этим грех золотого тельца. И, если бы не он, евреи не были бы рассеяны среди других народов.

Хотя сыны Израиля и объявили о своей готовности принять Тору, Всемогущий не был удовлетворен.

"Кто поручится за вас, что вы сдержите свое обязательство?" — спросил Он у них.

"Небо и земля поручатся за нас", — ответила Община Израиля.

"Они не могут поручиться, потому что в будущем они станут пустынны, и Я сотворю новые небеса", — сказал Ашем.

39

"Если так, то пусть нашими поручителями будут наши праотцы", — настаивал Израиль.

"Вашим праотцам самим нужны поручители, — ответил Ашем. — Они совершали ошибки. Авраам согрешил, спросив {Берешит 15:8): "Как узнаю я, что унаследую ее (страну)?"; Ицхак — тем, что любил Эсава, а Яаков — поставив под сомнение Мои пути, когда пропал Иосеф".

"Тогда пусть за нас поручатся наши пророки!" — предложили сыны Израиля.

"Ваши пророки (вожди поколения) в критических ситуациях не всегда защищали вас, а иногда бежали", — ответил Ашем. (Например, судья Элимелех ушел в Моав во время голода в Эрец Исраэль, как записано в книге Рут.)

Наконец народ предложил: "Пусть наши дети послужат порукой тому, что мы будем соблюдать Тору".

Ашем был удовлетворен. "Это хорошие поручители, — сказал Он. — Я дам вам Тору при условии, что ваши дети станут гарантами вашего исполнения Торы!"

Если евреи не будут соблюдать Тору, то их поручители, их дети, будут наказаны. Поэтому, если человек хочет, чтобы его дети оставались в живых, он должен обучить их Торе.

(Евреи предложили своих праотцев и пророков в качестве поручителей, веря, что, благодаря их величию, те смогут искупить грехи сынов Израиля, нарушивших законы Торы. Ашем, однако, ответил, что их праотцы тоже ошибались (поскольку они находились на очень высоком уровне, то даже незначительные их ошибки вызвали недовольство Всевышнего), и не смогут искупить своих потомков. Ашем предпочел взять в качестве поручителей маленьких детей, зная, что страх за жизнь своих детей помешает родителям грешить.)

Затем Моше, Аарон, Надав, Авиу и семьдесят старейшин взошли на гору Синай, каждый на уготованное ему место, как повелел Ашем. Им открылось видение Престола

40

Славы, и они увидели, как Ашем ликовал вместе с Израилем при спасении евреев из Египта.

Старейшины, Надав и Авиу упивались видением Шехины. Они получали от этого духовное наслаждение, сравнимое с наслаждением от пищи и питья. Они не смогли приблизиться к Шехине с должным благоговением и уважением. Поэтому они заслуживали смерти. Но Ашем не хотел омрачать радость дарования Торы и отложил наказание до бо леепоз днего времени. Семьдесятстарейшин были наказаны, когда народ возроптал в Тавере (раздел Беаалотха, см. Бемидбар 11). Надав и Авиу были наказаны в первый день после освящения Мишкана, первого числа месяца нисан (раздел Шмини, см. Ваикра 10).

Моше никогда не тешил свой взор лучами Шехины. Когда Ашем явился ему в кусте терновника, он закрыл лицо. Поэтому позднее он был вознагражден тем, что лучи Шехины исходили от его лица.

Моше поднимается на Небеса, чтобы получить скрижали

После того как народ Израиля услышал все Десять Речений, Ашем повелел Моше взойти на гору, чтобы получить Скрижали, на которых были начертаны Десять Речений (суть всех 613-ти заповедей Торы). Моше приказал, чтобы в его отсутствие народ слушался Аарона, старейшин и Хура, сына Мирьям, которых он оставил вместо себя. Он сказал сынам Израиля, что вернется через сорок дней, и попросил их: "Пожалуйста, молитесь за меня и поститесь! Я собираюсь войти в стан ангелов и взойти в обитель небесных огненных существ Ашема. Просите Ашема о милосердии, чтобы я вернулся с миром!"

Все тело Моше дрожало и содрогалось.

41

г

Седьмого сивана Моше в сопровождении своего ученика Иеошуа двинулся к горе. Иеошуа поставил свой шатер у подножия горы и не покидал его сорок дней, ожидая возвращения своего учителя. Произошло особое чудо: чтобы обеспечить ему пропитание, для него выпадал ман.

Моше взошел на вершину горы и скрылся в облаке, в котором он пребывал шесть дней. То был подготовительный период — очищение его тела для уподобления ангелам. После этого ему было позволено взойти на Небеса и приблизиться к Шехине.

Восхождение Моше на Небеса нельзя понимать в физическом плане. Наши Мудрецы учили (Сука 5): "Моше ни разу не поднялся выше, чем на десять тефахим". Но в духовном плане он поднялся на самый высокий уровень и поэтому смог общаться с ангелами.

Моше проник через тьму облака и был принят в Небесный стан. Опасаясь за свою жизнь, Моше произносил вслух псалом, который защищает человека от враждебных сил {Теплим 91): "Живущий под покровом Всевышнего, обитает в тени Всевышнего... Не устрашишься ночного ужаса, стрелы, летящей днем".

Когда Моше взошел на Небеса, ангелы недовольно спросили Ашема: "Царь Вселенной, что это земное существо делает среди нас?"

"Он пришел получить Тору", — ответил Всевышний.

"Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?"

"Ответь им", — повелел Ашем Моше.

"Боюсь, что они обожгут меня своим дыханием", — сказал Моше.

"Прижмись к Престолу Моей Славы и ответь им!" — велел Ашем.

Моше повернулся к ангелам и произнес: "В Торе сказано: "Я, Ашем, твой Б-г, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства" (Шмот 20). Вы были в Египте? Вы были рабами фараона? В ней сказано: "У тебя не будет других богов!" Разве вы живете среди народов-идолопоклонников? Тора велит: "Помни день Шабата, чтобы освящать его!" Разве вы работаете, что вам нужен отдых в Шабат? В Торе сказано: "Не произноси Имени Б-га попусту!" Разве вы ведете какие-либо дела, что вам приходится клясться? "Чти отца своего и мать свою!" Разве у вас есть родители? Тора запрещает убийство. Разве на Небесах есть кровопролитие? В ней сказано: "Не совершай прелюбодеяний!" Разве вы женаты и вам нужны предостережения? В Торе сказано: "Не укради!" Разве на Небесах есть серебро, которое можно украсть? В Торе сказано, что нельзя домогаться имущества другого. Разве у вас есть дома, поля или виноградники, что вы нуждаетесь в таком предостережении? В вас нет дурного начала, как в людях. Как же приложимы к вам запреты Торы?"

Ангелы согласились с его доводами и стали его друзьями. Перед тем, как Моше покинул Небеса, каждый ангел открыл ему свою особую тайну, спасительную формулу, которая была выведена из Святых Имен Б-га. Тогда же Ангел Смерти открыл Моше тайну, что чуму можно остановить, если сжечь кторэт, воскурения.

Сорок дней Моше пребывал на Небесах и изучал Тору. В конце этих сорока дней Моше получил две сапфировые

скрижали.

Пока Моше отсутствовал, народ сделал золотого тельца. И ангелы на Небесах обрадовались: "Теперь, когда люди согрешили, Тора вернется к нам!"

Вернувшись семнадцатого тамуза в стан, Моше увидел, что народ сотворил тельца. Подробности этого события описаны в разделе Ки тиса.

42

43

ТРУМА

Тора — лучший товар

Ашем хотел, чтобы Община Израиля построила Мишкан (Переносной Храм), где, постоянно находясь среди еврейского народа, пребывала бы Его Шехина. Однако Мишкан, построенный из дерева, — лишь символ истинного местонахождения Шехины. А где ее истинное местонахождение? — В сердце каждого еврея. Тогда спросим: каким образом можно сделать сердце человека обиталищем Шехины? — Только посвятив свое сердце Торе и служению Б-гу.

Заметим, что, предлагая нам Свою Тору, Всевышний всячески расхваливает ее: "Тора — вещь непревзойденная. Она обладает свойствами, которых не найти ни у одного другого товара".

□ Человек, берущийся за новое дело, не может быть совершенно уверен в успехе. Всегда существует опасность лишиться вложенного капитала. Но тот, кто изучает Тору, может лишь выиграть. Он никогда не проигрывает.

(Это верно в том смысле, что материальные успехи оцениваются по конечному результату, а при изучении Торы человек получает награду за каждое изученное им слово. Само усилие, затраченное на изучение, является достижением.)

44

П Если два коммерсанта обмениваются товарами, то каждый из них остается лишь с одним видом товара, отдав то, что раньше ему принадлежало. Но Тора не такова. Два мудреца, которые встретились для обмена знаниями, расстаются, удвоив знания. Каждый из них передал свои знания и приобрел знания другого, не понеся потерь.

□ Торговец, который носит с собой дорогой товар, живет в постоянном страхе перед грабителями. Но не такова Тора. Никто не может украсть знания Торы у другого.

Несколько купцов плыли на корабле, на борту которого среди прочих пассажиров находился человек, изучавший Тору.

"Что за товар везешь? — спросили у него купцы.

"Я не могу показать его вам", — ответил мудрец.

Пассажиры презрительно усмехнулись. В течение всего путешествия они развлекались насмешками над талмид хахамом, который не мог показать им столь же ценных товаров, как у них.

Когда корабль прибыл к месту назначения, портовые власти, выполняя приказ правителя, который своими способами решил бороться с засильем импортеров, конфисковали все товары, находившиеся на борту. Все, кто сошел на берег, оказались совершенно нищими. Прибывшие со всеми евреи первым делом разузнали, где находится еврейская община, и направили свои стопы в ближайшую синагогу. Войдя, они увидели группу местных евреев, занятых учением. Бородатые мужчины обсуждали трудное место в Гемаре и задавали сами себе множество вопросов, ответы на которые они не знали. Плывший на корабле мудрец присоединился к ним. Он сумел разъяснить все трудные места, и община почтительно признала его глубокие познания. Ему была оказана честь, дана пища и питье и предложена должность.

45

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map