Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Важное замечание. Текст мидраша всего лишь внешнее обличье, под которым скрывается истинная суть и истинный дух мудрости Торы. Поэтому не всегда надо понимать мидраш буквально!

МИШПАТИМ

Мишпатим — Б-жественные установления, определяющие взаимоотношения между евреями

В разделе Мишпатим (на это указывает само название — Прае опор ядки) содержатся законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Многие захоны, изложенные в этом разделе, технически сложны, и анализ их выходит за рамки этой работы. Ограничимся лишь попыткой дать краткое описание основных заповедей, содержащихся в данном разделе, которое поможет читателю понять, что Мишпатей Ашем эмэт цадку яхдав, "Законы Ашема истинны и верны в единстве". Следующие заповеди (упомянутые как в Мишпатим, так и в других разделах Торы) мы пока оставим без разъяснений. Они будут рассмотрены в другом месте:

П Не угнетать пришельца (гера).

□ Давать в долг нуждающемуся (см. Беар).

□ Помогать разгрузить животное, принадлежащее другому человеку (см. Ки теце).

□ Соблюдать законы шмиты, седьмого года (см. Беар). О Соблюдать праздники Песах, Шавуот и Суккот (см.

Эмор). П Приносить первинки от урожая в Храм (см. Ки таво).

□ Не вступать в союз ни с одним из семи народов, населявших Эрец Исраэль (см. Ваэтханан).

Некоторые установления были разъяснены сынам Израиля, когда они остановились в Маре. Другие право-порядки были даны им после дарования Торы, когда они еще оставались у подножия горы Синай.

Рассказывают о королеве, которая никогда не выходила из дворца без вооруженного телохранителя, шедшего впереди нее. Другой вооруженный воин должен был следовать сзади. Только тогда она чувствовала себя в безопасности, уверенная, что теперь ни один злоумышленник не сможет к ней приблизиться.

Точно так же и правопорядки: они предшествовали Декалогу (Десяти Речениям) и следовали за ним, ибо они необходимы для сохранения человеческой цивилизации. Наши мудрецы утверждают {Аеот 1:18): "На трех вещах держится мир (вселенная): на истине, на правосудии и на мире".

Ашем дал народам семь основных законов, известных как законы сыновей Ноаха. Но Общине Израиля Он открыл тысячи и тысячи установлений, которые подробно разъясняют все вопросы, связанные с исками, ущербом и тяжбами. Почему Община Израиля выделена и должна изучать и выполнять все многочисленные детали право-порядков, а другим народам они не были открыты?

Врач в сопровождении ассистента совершал ежедневный обход больницы. Осмотрев одного пациента, он распорядился: "Питание этого больного не следует ограничивать. Давайте ему все, что попросит!" Продолжая обход, он осмотрел другого пациента и занес в его историю болезни длинный список продуктов. "Ничего из перечисленного здесь пациенту

8

нельзя давать ни при каких обстоятельствах, — сказал он. — Ему можно лишь ограниченное число продуктов!" Ассистент пришел в замешательство. "Пациент, которому вы установили строгую диету, кажется гораздо здоровее того, кому вы не прописали никаких ограничений", — заметил он. — "Именно так, — ответил врач. — Первый человек, к сожалению, болен неизлечимо. Он не выздоровеет, какую бы диету ему ни назначили. Так зачем же ее устанавливать? А этот еще может выжить. Поэтому я сделаю все, что в моих силах, чтобы поставить его на ноги".

Так и народу Израиля, обладающему способностью достичь духовных вершин, даются подробнейшие указания, обусловливающие каждый шаг в его жизни. Но другим народам Ашем их не дает.

Ашем повелел Моше: "Учи народ Израиля законам по системе — как человек, составляющий таблицу. Расположи законы так, чтобы все было ясно и понятно!"

Моше приложил все усилия, чтобы представить алахот (законы) в виде понятной системы. В награду Тора связывает его имя с правопорядками: "И вот мишпатим, которые ты (Моше) предложишь им" (Шмот 21:1).

Ашем повелел Моше предостеречь сынов Израиля: любой спор между ними и любой иск, который один еврей предъявляет другому, должны быть решены по закону Торы в еврейском суде {бейт-дин).

Еврею запрещается обращаться в нееврейский суд, даже если законы, применяемые нееврейским судом в рассматриваемом случае, не отличаются от законов Торы. Еврей, обращающийся в нееврейский суд, тем самым отвергает Ашема и теряет свою долю в будущем мире, потому что подрывает авторитет Торы.

9

г

Законы о рабе-еврее, проданном по решению суда

Заповедь, относящаяся к еврею-рабу, выбрана в качестве первой в разделе Мишпатим. Народ Израиля был освобожден из египетского рабства, чтобы стать слугой Ашема. Еврей, сам являющийся рабом Ашема, обязан поэтому обращаться со своим рабом с должным уважением. Любому хозяину-еврею предписано освободить своего раба-еврея не позже, чем через шесть лет после начала рабства.

Если вор не может возместить украденное, его продают в рабство через бейт-дин, а деньги, вырученные от его продажи, отдаются в качестве компенсации жертве преступления (законы о рабе, который продал себя сам, расс-матриваются в книге Ваикра 25:39). Бейт-дину разрешается продать вора только еврею или гер-цедеку (человеку, принявшему иудаизм). Запрещено продавать еврея с аукциона, где продаются рабы. Продажу следует обставить так, чтобы она не оскорбляла его достоинства.

Хотя в Торе вор называется "рабом", его хозяину не разрешается использовать слово "раб" с целью унизить его. Он должен считать его своим братом. Вообще по закону Торы хозяину предписывается создать своему рабу-еврею такие условия, что может показаться, будто он приобрел себе не раба, а господина!

Очевидно, что положение "раба" более терпимо, если предполагается, что в конце шести лет службы он может заявить: "Я люблю моего хозяина... и не хочу выходить на свободу (21:5)".

Вот некоторые из законов Торы, относящиеся к рабу-еврею:

□ Запрещается заставлять раба выполнять унизительную работу, например, мыть ноги своему хозяину или надевать хозяину обувь, даже если эти же виды работ добровольно выполняет сын для своего отца или ученик для своего учителя.

10

□ Хозяин должен делить со своим рабом всякую пищу, какая есть в доме. Если хозяин ест белый хлеб, он не может кормить своего раба черным хлебом. Если он пьет вино, то не должен давать своему рабу воду. Если он спит на удобной кровати, то не может допустить, чтобы его раб спал на соломе.

П Если у раба, до того как он попал на службу к хозяину, была какая-то профессия, запрещается требовать от него, чтобы он выполнял другую работу, а не ту, к которой привык.

П Служба раба-еврея никогда не продолжается дольше шести лет со дня продажи. Через шесть лет он автоматически становится свободным. Если за время своей службы раб заболел и его хозяин вошел из-за него в большие расходы, он, тем не менее, не должен хозяину

ничего, когда уходит.

□  Если он поступает на службу, будучи женатым, то хозя-ин обязан содержать его жену и детей.

□  Если раб холост, хозяин не имеет права дать ему наложницу из хананеев, чтобы он с ней жил, а хозяин получил новых рабов в результате их связи.

□  Если человек становится рабом, будучи женатым, хозяин вправе дать ему еще и хананейскую наложницу, чтобы она родила для хозяина новых рабов.

Тора обеспечивает вору, который не может дать компенсации, условия, лучшие из возможных. Вместо того, чтобы запирать его в тюрьму и обрекать его семью на позор и голод, Ашем помещает раба в круг еврейской семьи. Его хозяин заботится не только о нуждах раба, но также и о нуждах его жены и детей. Чтобы показать вору, как низко он пал, хозяину разрешается дать ему хананейскую наложницу, дети которой остаются в собственности хозяина, Это тот вид брака, который евреям запрещен, и он должен дать вору понять всю глубину его падения и побудить его подняться, чтобы на седьмой год он освобо-

11

г

дился не только от физических оков, но и духовно стал свободным, готовым к возвращению в общество полноценным евреем.

Раб добровольный

Если после шести лет службы раб заявляет: "Я люблю моего хозяина, мою жену и моих детей и не хочу выходить на свободу" (21:5), то хозяин приводит его в бейт-дин. Если раб в присутствии судей настаивает на своем отказе выйти на свободу, хозяин подводит его к двери своего дома (или дома другого человека) и прокалывает его правое ухо шилом или другим инструментом в знак того, что он остается рабом до начала следующего юбилейного года (до повеял, так называется каждый пятидесятый год). Только в йовель раб станет свободным, если доживет до него.

Каков смысл церемонии у двери?

Ашем говорит: "Во время десятой казни — поражения первенцев — сыны Израиля пометили кровью свои косяки и притолоки. За выполнение этой заповеди Я пощадил их, чтобы они остались в живых и стали Моими слугами. Еврей, который после этого соглашается стать рабом человека, должен быть отмечен в качестве такового у дверного косяка!" Кроме того, дверь, ведущая на улицу, была выбрана местом совершения этого акта, чтобы прохожие могли упрекнуть добровольного раба, сказав: "Ты хочешь быть рабом, когда Закон Торы дарует тебе свободу?"

Почему из всех его органов прокалывают именно ухо? Ашем сказал: "Пусть будет проколото ухо, потому что оно слышало у горы Синай: "Ты не должен воровать", однако его хозяин ослушался заповеди и совершил кражу!"

Все слова Торы содержат не только буквальный, но и более глубокий смысл. Ашем, говоря о еврейском народе, взятом Им себе в слуги, сказал:

ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ, — активная жизнь человека в мире в среднем составляет шестьдесят

лет.

А НА СЕДЬМОЙ ГОД ОСВОБОДИТСЯ, — через семьдесят лет он покидает этот мир. Тогда он освобождается от обязанности выполнять заповеди.

ЕСЛИ ОН ПРИШЕЛ САМ, — если он прожил жизнь без Торы и заповедей.

ТО И УЙДЕТ САМ, — он покинет этот мир без заслуг, которые приобретаются выполнением заповедей.

ЕСЛИ ОН ЖЕНАТ, — если, однако, он занимался Торой (которая называется супругой человека), " то его жена уйдет с ним" — Тора будет сопровождать его даже после смерти. Сказано, что, после того как человек умирает, его не сопровождают ни золото, ни серебро, ни жемчуг, а только Тора и выполненные им заповеди.

ЕСЛИ ЕГО ХОЗЯИН ДАЛ ЕМУ ЖЕНУ И ОНА РОДИЛА ЕМУ ДЕТЕЙ, — если он стал великим и у него появились ученики (которые считаются его детьми), но мотивы, побуждавшие его изучать и преподавать Тору, были низкими.

ТО ЖЕНА И ДЕТИ БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЕГО ХОЗЯИНУ, А ОН ОСТАНЕТСЯ ОДИН, — он покинет этот мир, не имея заслуг.

НО ЕСЛИ РАБ СКАЖЕТ: "ЛЮБЛЮ МОЕГО ХОЗЯИНА, МОЮ ЖЕНУ И МОИХ ДЕТЕЙ", - я занимаюсь То-рой из любви к Ашему и учу учеников во имя Небес.

"И НЕ УЙДУ НА СВОБОДУ", — он никогда не утратит Тору, которую обрел. Даже после смерти его сила будет возрастать в будущем мире {олам аба).

ТО ПУСТЬ ХОЗЯИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ (написано слово Элоким), — т.е. он удостоится понимания Шехины.

12

13

И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ, — войдет в ворота праведных.

ИЛИ К ДВЕРНОМУ КОСЯКУ, — даже в Ган Эден он будет ходить от дверей одной ешивы к другой.

И БУДЕТ ВЕЧНО СЛУЖИТЬ Ашему, — во времена воскрешения мертвых.

Законы о еврейской служанке

Если человек беднел и продавал свое имущество, поля и дом, но все равно не мог выполнить своих денежных обязательств, ему разрешалось продать в рабство свою дочь, не достигшую двенадцати лет. Девочка становилась служанкой в еврейском доме. (Что касается рабства, то женщину бейт-дин за воровство не продает.) Тора указывает, что для хозяина дома или его сына взять в жены такую девушку — особая мицва. Так Тора заботится и об обедневшем отце, и о дочери. Если хозяин дома на ней женится, то деньги, которые он за нее заплатил, становятся деньгами кидушин (бракосочетания).

Если ни хозяин, ни его сын не хотят на ней жениться, то они должны принять меры, чтобы добиться ее скорейшего освобождения, согласившись вычесть из стоимости ее освобождения то, что она уже отслужила. Если продавший ее отец снова становится состоятельным, то он должен ее выкупить.

Все законы об отношении хозяина к рабу-еврею распространяются и на еврейскую служанку. Более того, хозяин не должен отправлять ее с поручениями на рынок, как мужчину, а может вместо этого позволить ей стать по-мощницей хозяйки в доме.

Она освобождается, если происходит одно из четырех событий: у нее появляются признаки половой зрелости; умирает ее хозяин; проходят шесть лет службы; насту-

14

Г

пает год йовель. Законы о возможном продлении службы прокалыванием уха к девочке не применимы.

Наказание за убийство

Непреднамеренное убийство

Если человек убил кого-то нечаянно, без намерения, он должен бежать в один из городов-убежищ (арей миклат). Существуют специальные города-убежища, выделенные для этой цели (как это будет объяснено в разделе Масей).

Когда Моше попросил Ашема: "Открой мне Твои пути управления мирскими делами", Ашем велел ему подняться на вершину горы.

Моше увидел внизу, в долине, человека, склонившегося над колодцем, чтобы испить воды. Пока он пил, из его кармана выпал кошелек, и он ушел от колодца, не зная о своей потере.

Спустя немного времени к колодцу подошел другой человек. Он увидел на земле кошелек, поднял его и ушел. Вскоре после этого владелец кошелька вернулся за пропажей. Заметив другого незнакомца, который подошел к колодцу, он заподозрил в нем вора и закричал: "Верни мне мой кошелек!" Ложно обвиненный незнакомец ответил искренне: "Я ничего не знаю ни о каком кошельке!" Владелец кошелька, решив, что его обманывают, достал свой нож и в порыве гнева убил незнакомца.

Наблюдавший эту сцену с вершины холма Моше воскликнул: "Объясни мне Твои пути, о Г-споди! Как Ты допускаешь, чтобы был убит невинный человек?"

"Я открою тебе Мой небесный План, — ответил ему Ашем. — На самом деле, владелец украл

15

г

кошелек у другого человека. Когда он выронил его у колодца, его поднял настоящий хозяин и взял назад. Третий человек, пришедший к колодцу, был убийцей. Он убил отца человека, который украл кошелек (а потом искал его). Я свел этих двоих вместе у колодца, чтобы сын смог отомстить за кровь убитого отца".

(Убийца не имел, конечно, никакого права убивать пред-полагаемого вора. У него была свобода выбора: он мог отказаться от преступления и не быть наказанным за него. Но Ашем предвидел, что он совершит убийство, и столкнул его с жертвой, которая заслуживала смертной казни.)

Так Ашем позволил Моше взглянуть на абсолютную Справедливость Его путей.

Преднамеренное убийство

Человек, убивший другого преднамеренно, в присутствии свидетелей и после того, как его предупредили, что Тора запрещает убийство, может быть приговорен бейт-дином к смертной казни.

Если человек заслуживает смертной казни, то для приведения приговора в исполнение его можно (и нужно) вывести даже из Храма. Даже если убийца держится за священный жертвенник, это не спасает его от кары. И если даже он коэн (священник), совершающий службу, он должен предстать перед бейт-дином, чтобы осуществилось правосудие.

Примером человека, которого увели от жертвенника согласно закону Торы, был Иоав, военачальник царя Давида.

Когда на трон взошел царь Шломо, военачальник Иоав стал опасаться за свою жизнь. В свое время он

16

поддерживал Адонияу, сводного брата Шломо, в его борьбе за трон. Иоав знал, что у Шломо есть основания считать его предателем. Поэтому Иоав бежал в Шатер Собрания и ухватился там за рога жертвенника, посчитав, что здесь он будет в безопасности. Но он ошибся. Царь Шломо отправил к нему своего советника Бенаяу бен Еояд, и тот приказал Иоаву: "Выходи по слову царя!" Но Иоав отказался, заносчиво ответив: "Я умру здесь!" Когда царь Шломо услышал об ответе Иоава, он приказал: "Пусть умрет рядом с жертвенником, как сказал. Убейте его и похороните!" Так Иоав был убит у жертвенника.

Наказание тем, кто бьет или хулит родителей

□  Если мальчик (которому исполнилось тринадцать) или девочка (старше двенадцати) наносят кому-либо из своих родителей удар и это приводит к ранению и появлению крови, этот ребенок заслуживает смертной казни при условии, что он был предупрежден и имеются два свидетеля его преступления.

Умышленно нанести ранение родителям — это высшее проявление неблагодарности по отношению к тем, кто был причиной появления человека на свет и сделал ему столько добра.

□  Мальчик старше тринадцати лет и девочка старше двенадцати, которые проклинают своих родителей одним из Имен Ашема, заслуживают смертной казни, если их предупредили и если они хулили своих родителей в присутствии двух свидетелей. Этот закон применим даже в том случае, если родители уже скончались.

17

г

Компенсация за различные виды физического и морального ущерба

Человек обязан возместить убытки, если он ударил своего ближнего и причинил ему один из пяти нижеперечисленных видов ущерба:

1. незек — телесное повреждение;

2. цаар— боль;

3. рипуй — расходы на лечение;

4. шевет — временная нетрудоспособность;

5. бошет — унижение.

Рассмотрим более подробно эти виды ущерба.

1. Незек. Если нападающий своими действиями привел к потере или повреждению глаза, зуба, руки, ноги или любого другого члена или органа, то бейт-дин высчитывает, насколько уменьшилась бы цена этого человека в результате увечья, если бы его продавали как раба. Нападавший должен уплатить определенную бейт-дином стоимость органа. (Стоимость членов и органов тела разных людей нельзя уравнять, ибо она меняется в зависимости от того, чем занимается человек. Например, тот, кто зарабатывает на жизнь физическим трудом и лишается руки, получает компенсацию больше, чем потерявший руку человек умственного труда.)

2.  Цаар. Помимо компенсации, получаемой пострадавшим за утрату или повреждение органа, ему еще полагается компенсация за причиненную боль. Величина компенсации зависит от того, насколько боль была сильна.

3. Рипуй. Нападавший должен оплатить услуги, оказанные врачом, и покрыть другие медицинские расходы, связанные с нанесенными им увечьями.

Сказано: "И заплатит гонорар врачу" (21:19), из чего мы можем сделать вывод, что еврею разрешается лечить больного.

Однажды р.Ишмаэль и р.Акива шли по улицам Иерусалима. К ним обратился больной человек: "Учителя мои, пожалуйста, посоветуйте, как мне вылечиться?" Они объяснили ему, какие он должен принять лекарства. Тогда он их спросил: "Но кто или что причиной тому, что я болен?" — "Творец", — ответили те. "Если так, — возразил больной, — то вы не должны вмешиваться в Его дела. Раз Он сделал меня больным, то почему вы вопреки Его воле пытаетесь, давая мне совет, вылечить меня?" Вместо ответа они его спросили: "Какова твоя профессия?" — "Я крестьянин", — ответил он. "Кто делает так, что в твоем винограднике растет виноград?" - спросили они тогда. — "Как кто? Творец", — ответил он. "Зачем же ты тогда подрезаешь, вспахиваешь и обрабатываешь виноградник, вмешиваясь в Его дела?" — снова спросили они. "Виноградник не даст плодов, — ответил он, — если я не очищу землю от камней, не удобрю ее и не вспашу!" Тогда они сказали: "Теперь ты, наверно, сам понимаешь нелепость твоего вопроса! Жизнь человека развивается так же, как и жизнь растения. Виноград захиреет, если за ним перестанут ухаживать и поливать. Так и человеческое тело — оно здорово, только если обеспечить его необходимым питанием и лечением".

4. Шевет. Если нападающий причинил жертве своего нападения материальный ущерб, лишив ее возможности выполнять свою работу, то он должен за это заплатить.

5. Бошет. Даже если человек оскорбил другого словесно или нанес удар, который не причинил тому вреда, а лишь унизил его, все равно это дело рассматривает бейт-дин. Судьи определяют величину денежной компенсации, которая причитается жертве нападения за перенесенный

18

19

позор. Нападавший должен заплатить сумму, определенную бейт-дином.

Затем Ашем подробно объяснил Моше законы возмещения ущерба, причиненного препятствием или ямой на дороге, ущерба, вызванного пожаром, а также возмещения, причитающегося с хозяина, чей скот нанес ущерб. Бейт-дин должен определить сумму, которую обязана уплатить виновная сторона, в соответствии с правилами, установленными в разделе Мишпатим.

Возмещение имущественного ущерба и запрещение обмана

Если два свидетеля находят украденный предмет среди вещей какого-то человека или в его владениях, то вор должен вернуть хозяину украденный предмет и, кроме того, выплатить ему сумму, равную стоимости предмета. Если украденный предмет нельзя восстановить, то вор должен уплатить двойную стоимость украденного предмета. Этот закон относится только к вору, совершившему кражу втайне. Грабитель, который крадет средь бела дня, должен лишь вернуть украденное, но не обязан платить вдвойне. Вор считается худшим из двоих. Своим скрытым действием он показывает, что боится лишь людей и не боится всевидящего ока Всемогущего.

За украденного быка или ягненка Тора требует еще большего возмещения: если кто-то украл быка, убил его и продал, он должен вернуть пять быков. За украденного ягненка вор обязан отдать четырех ягнят.

Тора наказывает за кражу быков и ягнят более сурово, чем за другое воровство, поскольку для крестьянина эти животные представляют собой важное имущество, без которого само его существование ставится под угрозу.

20

Почему за украденную овцу Тора требует четырехкратного возмещения, тогда как за украденного быка следует отдать пять быков?

1. Бык — более ценное из двух животных, потому что он работает на своего хозяина.

2. Этим Ашем нам показывает, как Он печется о достоинстве каждого человека, даже вора. Украв овцу, вор должен был унизиться, унося ее на своих плечах, чего не могло произойти, укради он быка. Поскольку он испытал позор, Ашем принимает это во внимание и уменьшает причитающуюся с него компенсацию.

Тора осуждает как вора не только того, кто крадет имущество, но и того, кто ведет себя как обманщик по отношению к другим.

В эту категорию включаются:

□ Человек, который принуждает другого принять приглашение на обед, хотя в душе он не хочет, чтобы тот был его гостем.

□ Человек, предлагающий другому подарок, зная заранее, что тот не будет принят.

□ Продавец, нечестный з том, что касается мер и весов.

□ Продавец, смешивающий качественные товары с менее качественными и тем самым вводящий покупателей в заблуждение.

Человека, который действует обманом, Тора называет вором. Мы видим это на примере Авшалома, сына царя Давида.

Авшалом, сын Давида, стремясь стать царем, восстал против отца. Он, бывало, вставал рано утром и становился у входа в бейт-дин. Когда кто-либо приходил на суд царя Давида, Авшалом вступал с ним в разговор и спрашивал; "Из какого города ты пришел?" Человек отвечал, и тогда Авшалом лукаво говорил ему: "Твоя просьба справедлива и правильна, но никто в царском суде не прислушается к тебе. Если бы меня сделали судьей в стране и все приходи-

21

ли бы ко мне, я бы позаботился, чтобы справедливость восторжествовала для всех!" Когда кто-то подходил к Авшалому, чтобы поклониться ему, он протягивал руку, прижимал его к себе и целовал. Так Авшалом похищал сердца людей в Израиле.

Казнь колдуна — обязанность бейт-дина

Бейт-дин обязан казнить человека, занимающегося колдовством в Эрец-Исраэль. Хотя Тора содержит предостережение только женщинам, занимающимся магией, говоря "ворожею (колдунью) не оставляй в живых" (22:17), смертной казни подлежат и мужчины, и женщины. В Торе же упомянуты женщины, потому что колдовство чаще практикуется именно женщинами.

(Когда Всемогущий наделил праведников способностью совершать чудеса, Он одновременно наделил человечество способностью заниматься колдовством с помощью сил шумы (нечистоты). При этом у людей была свобода выбора между светом и тьмой. Занятие колдовством считается мятежом и отрицанием власти Неба.)

Случилось, что один нечестивый еврейский сборщик податей умер в тот же день, что и мудрец, талмид-хахам. Их тела одновременно несли на кладбище, впереди тело мудреца, за ним — сборщика податей. По дороге на процессию напали разбойники. Все, сопровождавшие покойников, бежали. Только ученик не покинул учителя. Он оставался около него всю ночь. На следующий день люди, бросившие тела, вернулись. Но они перепутали покойников, и родственники сборщика податей пошли за телом талмид-хахама, а все важные люди города сопровождали нечестивого сборщика податей. Ученик

22

протестовал, но никто не обратил на него внимания. Мудрец был похоронен на могильном участке сборщика податей, а сборщик податей был похоронен с великими почестями на участке с могилами мудрецов и праведников, причем над ним произнесли панегирики все важные люди города. Ученик был в отчаянии. Он не мог понять, почему злодей должен быть удосгоен такой чести, тогда как его ребе похоронен с позором.

В ту ночь ребе явился ему во сне. Он сказал юноше: "Я покажу тебе ту великую честь, что выпала мне в Ган Эдене, и страдания нечестивого сборщика податей в Геиноме". Ученик увидел страшную картину: сборщик податей лежит на земле и дверная ось Геи-нома вращается у него в ухе.

Ребе объяснил ему: "Еще в своей земной жизни я однажды увидел, что оскорбляют одного мудреца, и не встал на его защиту. За это я был наказан позорными похоронами. Нечестивый же сборщик податей в своей жизни совершил однажды доброе дело. Как-то он приготовил трапезу для знатного человека, который на нее не явился. Тогда он раздал всю пищу бедным. За это одно-единственное совершенное им доброе дело он был вознагражден тем, что его похоронили с большими почестями. Но за все остальные свои проступки он страдает теперь в Геиноме". — "До каких же пор ось ворот Геинома будет вращаться у него в ухе?" — спросил ученик. "Пока р.Шимон бен Шетах не освободит его и не займет его место", — ответил учитель. Пораженный ученик спросил: "Почему великий р.Шимон бен Шетах, глава Сангедрина, должен понести такое наказание?"

"Р.Шимон бен Шетах услышал о нечестивых делах восьмидесяти ведьм, спрятавшихся в пещерах Ашкелона, — ответил ребе, — но не изгнал их отту-

23

т

да. Если ты хочешь сделать доброе дело, то пойди и напомни р.Шимону бен Шетаху; "До того как ты стал главой Сангедрина, ты поклялся Ашему, что, заняв этот высокий пост, предашь казни всех ведьм в стране. Ты не выполнил своей клятвы и поэтому будешь наказан Геиномом!"

"Но разве р.Шимон бен Шетах поверит, что это действительно было открыто мне во сне?"

"Если он попросит у тебя знак, то закрой правой рукой свой глаз. Тогда глаз выйдет из глазницы, а потом вернется назад!"

Ученик проснулся. Как только наступило утро, он поспешил к р.Шимону бен Шетаху и рассказал ему о своем сне. Когда же он захотел показать ему знак, р.Шимон бен Шетах не дал ему этого сделать. "Б-же сохрани, чтобы я тебе не поверил! — воскликнул он. — Более того, я уверен, что этот сон открыл тебе Ашем, потому что никто не знает о клятве, которую я дал в своем сердце, но никогда не произносил вслух. Будь спокоен, я сделаю все, что в моих силах, чтобы уничтожить ведьм!"

На следующий день пошел сильный дождь. Р.Шимон бен Шетах призвал восемьдесят своих учеников, дал в руки каждому кувшин, а в каждый из кувшинов положил по новому плащу и сказал им: "Поставьте кувшины на голову и следуйте за мной до входа в пещеры Ашкелона. Оставайтесь около пещер и, когда я свистну один раз, наденьте плащи. А когда вы услышите свист во второй раз, бегите ко мне. Каждый из вас должен будет быстро схватить ведьму и отнести туда, куда я вам укажу. Бояться ведьм не стоит, потому что колдуны сохраняют свою силу, лишь пока их ноги касаются земли!"

Ученики последовали за своим учителем в окрестности пещер Ашкелона. Сам р.Шимон бен Щетах

24

подошел к пещере, где, как он знал, прятались ведьмы. Он постучал у входа и сказал: "Вставайте, вставайте и откройте мне! Я такой же, как вы!"

"Как же тебе удалось прийти сюда в такой дождливый день?" — отозвались ведьмы.

"В этом нет ничего трудного для столь великого чародея, как я! — ответил р.Шимон бен Шетах. — Я прошел между каплями дождя и не промок!"

Все еще не веря, ведьмы спросили: "Зачем ты пришел сюда?"

Р.Шимон бен Шетах ответил: "Я пришел учиться и учить. Сначала покажите мне ваши чудеса, а потом я покажу вам свои!"

Тогда ведьмы открыли ему дверь и показали все трюки своей магии. Одна из ведьм произнесла заклинание — ив пещере появились буханки хлеба. Благодаря другой в пещеру влетели бутылки с вином. Еще две ведьмы совершили свои чародейства, и вот на столе появились горшки, полные жареного мяса, и всевозможные аппетитные блюда. Доказав таким образом свое мастерство в чародействе, они потребовали: "А теперь ты покажи нам свои трюки!"

"Видите, — сказал р.Шимон бен Шетах, — как хлещет дождь? Однако, свистнув два раза, я могу собрать здесь восемьдесят юношей в сухой одежде".

"Если ты можешь это сделать, — воскликнули ведьмы, — то мы признаем, что ты — могущественнейший из магов".

Р.Шимон бен Шетах свистнул, и ученики, прятавшиеся вокруг пещеры, исполнили первое указание. Они сняли кувшины с плеч и надели находившиеся в них плащи. Как только они услышали, что он засвистел снова, они вбежали в пещеру. Каждый схватил ведьму, положил ее на плечо и понес к заранее приготовленным виселицам. Так все восемьдесят ведьм были повешены.

25

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map