Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

Выражение "других богов" не означает, конечно, что существуют другие боги, помимо Ашема. Тора называет идолов "богами", поскольку так их называют те, кто им поклоняется (хотя в действительности это бессильные изображения).

Слово "другие" относится не к взаимоотношениям между Ашемом и идолами, а скорее к взаимоотношениям между идолами. Поскольку идолопоклонники постоянно меняют свои божества, отказываясь от одних и обращаясь к другим, слова "другие" боги относятся к богам, которых часто меняют на других те, кто им поклоняется.

Эта заповедь означает, что запрещается верить в любую силу, кроме Ашема, поклоняться идолам или склоняться перед ними. Наши мудрецы запретили кланяться идолам, даже если не собираешься поклоняться им. Запрещается также владеть идолом, даже если человек не поклоняется ему. Эта заповедь включает в себя также запрещение изготовлять статуи человека или любого существа или предмета во вселенной.

Когда мудрецы были в Риме, философы-неевреи спросили их: "Если Ашем не хочет идолов, то почему Он их не уничтожит?"

"Если бы идолопоклонники поклонялись лишь бесполезным предметам, то вы были бы правы, — ответили Мудрецы. — Однако они также служат солнцу, луне и звездам. Неужели Творец должен изуродовать вселенную из-за дураков?"

"Пусть тогда Он уничтожит только те предметы поклонения, которые бесполезны", — возразили философы.

Но мудрецы ответили: "Если бы Всемогущий это сделал, Он бы оказал помощь идолопоклонникам. Они бы заявили, что оставшиеся идолы обладают б-жественной силой!" Один философ задал р. Гамлиэлю следующий

218

вопрос: "В вашей Торе утверждается, что Б-г непримирим к идолопоклонникам. Почему же Он не столь же непримирим к самим идолам?"

Р. Гамлиэль ответил: "Если бы сын царя стал называть собаку именем своего отца и всякий раз, когда клялся, стал бы говорить "клянусь жизнью моего отца, собаки," то против кого обратился бы гнев царя — против сына или против собаки?"

Философ возразил: "Ты ошибаешься, сравнивая идолов с обычными собаками. Я убежден, что идолы обладают определенной силой. Однажды в нашем городе был пожар и все здания сгорели, кроме идолопоклоннического храма".

объясню тебе причину, — возразил р. Гамлиэль. — Представим себе, что в стране начался мятеж против царя. Против кого царь пойдет войной, против живых или против мертвых? Ты должен признать, что царь будет воевать с живыми, оставив мертвых в покое. Ашем потому не уничтожил ваш идолопоклоннический храм, что ваши идолы мертвы!"

Народ Израиля выслушал первые две Заповеди прямо из уст Ашема. Остальные Заповеди были переданы через Моше, потому что люди не могли вынести силы Голоса Ашема.

(Комментаторы считают трудным постичь утверждение наших мудрецов, что Ашем произнес только первые две Заповеди. Разве в Торе не ясно сказано, что Ашем произнес все Десять Заповедей?) (Шмот 20:1).

Рамбан (там же 20:7) объясняет, что народ Израиля, конечно, слышал все Десять Заповедей прямо от Ашема. Смысл в том, что первые две сыны Израиля поняли настолько ясно, что не нуждались в пояснениях Моше. Однако, в случае остальных восьми За-

219

поведей, они слушали лишь Голос Ашема, но не понимали, что Он говорит. Тогда Моше объяснил им смысл каждой из этих Заповедей.

Творец хотел, чтобы евреи услышали все подробности первых двух Заповедей непосредственно от Него, потому что эти заповеди являются основой всей Торы.

Лнохи — это основной принцип веры в существование Ашема.

По Йихье леха — запрещение идолопоклонства, являющееся фундаментальным принципом Торы.

Тиферет Цион добавляет, что объясненнные во всех подробностях Самим Ашемом эти заповеди стали составной частью еврейской души.

Третья Заповедь: "Не произноси Имени Ашема попусту."

Запрещается злоупотреблять Именем Ашема, упоминая его в связи с излишней или ложной клятвой.

Всевышний говорит: "Не злоупотребляй Моим Святым Именем. Помни, что Авраам обратился именно к этому Имени и был спасен из огненной печи. Моше обратился к Нему, и Ям Суф раскололось на двенадцать частей. Иеошуа призвал Его и получил помощь. Иона воззвал к Нему из чрева рыбы и был спасен. Имя Ашема произносят больные и недужные и излечиваются. Сломленные обращаются к Нему и бывают утешены. Будьте осторожны и не произносите бессознательно Имени Ашема, потому что всякий, кто произносит Имя Ашема попусту, не остается безнаказанным!"

Выражение "злоупотребление Именем Ашема" относится к тому, кто, стремясь казаться праведным, в действительности действует как нечестивец.

В Зрев Шабат в селение пришел незнакомец. У него был кошелек, полный денег, и он искал, где бы его оставить, пока Шабат не

220

кончится. Войдя в синагогу, он заметил человека в талите и тфилин. "Мои деньги будут в безопасности у того, кто соблюдает мицвот", — подумал незнакомец. Он попросил человека подержать у себя его деньги, пока не кончится Шабат.

Когда Шабат кончился, незнакомец постучал в дом этого человека и попросил свои деньги.

"Какие деньги? Я не знаю, о чем ты говоришь!" — услышал он в ответ. У обманутого не было доказательств, что он оставил деньги у обманщика, и он воззвал к Ашему: "Смотри, меня ограбили! Я поверил ему только потому, что увидел, как он соблюдал Твои мицвот\"

Ночью обманутому человеку явился пророк Элияу и утешил его, сказав: "Ашем услышал твою молитву. Пойди завтра в дом к обманщику. Его не будет дома, но ты попроси свой бумажник у его жены. Если она потребует у тебя знак, скажи ей: "Верни мне бумажник, а в качестве знака я могу сказать тебе, что ты и твой муж ели хамец в первый вечер Песаха, а вечером в Йом Кипур — свинину!"

На следующее утро человек постучался в дверь дома обманщика, сделал все так, как ему было сказано, и жена сразу вернула ему бумажник. По возвращении мужа она рассказала ему, что случилось, и оба были сильно обеспокоены.

"Этот человек скоро всем все расскажет! — сердито воскликнул муж. — Больше нет смысла притворяться, что мы соблюдаем мицвот". Наказанием тем, кто "злоупотребляет Именем Ашема", заворачивается в талит и накладывает тфилин, а в то же время нарушает Законы Ашема, будет разоблачение и предание гласности их злых дел.

221

Четвертая Заповедь: соблюдать Шабат.

Эта Заповедь включает в себя запрещение выполнять в Шабат любую из тридцати девяти основных работ. (Детали и подробности этих работ настолько сложны, что только человек, тщательно их изучивший, сможет избежать осквернения Шабата).

Кроме того, Шабат выделяется произнесением бра-хи в начале Шабата и по его окончании. Мы выполняем это, делая кидуш и авдалу. Шабат следует отмечать особенно вкусной пищей и особой одеждой.

Человеку возмещаются все деньги, которые он истратит в честь Шабата. Хотя доходы каждого человека определяются на весь год в Рош Ашана, деньги, истраченные в честь Шабата, Йом Това, Рош Ходеша, а также на обучение детей Торе, не включаются в эту сумму. Если человек тратит больше, то Ашем вернет ему больше, если он уклоняется от этих расходов, Ашем соответственно вернет ему меньше.

Шабат должен быть днем духовных исканий: молитвы и изучения Торы. В этот день не следует думать о незаконченных трудах недели, нужно отвлечься от мирских дел.

Тот, кто отдыхает в седьмой день, свидетельствует тем самым, что Творец создал мир за шесть дней.

Пятая Заповедь: почитать родителей.

''"'Чти отца твоего и мать твою Г

Эта мицва обязывает человека заботиться о нуждах его родителей, следить, чтобы у них была пища, питье, одежда. (Однако человек не обязан тратить на это свои деньги; деньги должны дать родители). Он должен сопровождать их, когда они выходят из дома, и следить за тем, чтобы у них было все, что им нужно. Он должен обращаться к ним почтительно.

В эту заповедь включается также уважение к старшему брату и второй жене (мужу) отца (матери).

222

В создании ребенка участвуют три партнера: Ашем, отец ребенка и его мать. Ашем говорит: "Если люди чтут своих родителей, то Я засчитываю это, как если бы Я сам пребывал среди них, и они чтили Меня". Если человек огорчает своих родителей, то Ашем говорит: "Хорошо, что Меня нет среди них, потому что если бы Я пребывал среди них, то они расстроили бы и Меня!"

Р. Элиэзера спросили: "До какой степени человек обязан почитать своих отца и мать?" Он сказал: "Ответ на этот вопрос можно получить из происшествия с неевреем по имени Дама бен Несина, жившим в городе Ашкелом. Однажды к нему пришли мудрецы, потому что они узнали, что он продает драгоценные камни, а им нужен был драгоценный камень для одеяния Первосвященника. Хотя они предложили ему высокую цену, он предпочел отказаться от денег, только бы не будить своего отца, под подушкой у которого лежал ключ к ларцу с алмазом. В награду за это Ашем сделал так, что у него в хлеву на следующий год родилась красная корова, которая годилась в качестве Красной телки для Храма. Когда мудрецы пришли, чтобы купить ее, Дама бен Несина сказал: "Хотя я знаю, что вы заплатите любую цену, названную мной, я возьму только ту сумму, которую я потерял в прошлом году из-за желания почтить своего отца."

Если так вел себя нееврей, которому не было заповедано соблюдать эту мицву, — добавил Р. Ханина, — то как же еврей, получивший мицву, должен почитать своих родителей!"

Рав Дими рассказал: "Однажды Дама бен Несина сидел в расшитой золотом одежде среди римской знати, когда вошла его мать и стала оскорблять и унижать его. Она сорвала с не-

223

го одежду, ударила его по голове и плюнула в него. Он, однако, даже не пристыдил ее".

Р. Абаху приводил в пример своего сына Ави-мея как человека, который правильно выполнял мицву почитания своих родителей. У Авимея было пять взрослых сыновей, но когда его отец р. Абаху стучал в дверь, Авимей не позволял ни одному из своих сыновей открыть. Он сам бежал к двери, чтобы исполнить мицву почитания своего отца. Однажды его отец захотел пить и попросил воды. Когда Авимей вернулся с водой, его отец заснул. Авимей стоял рядом со своим отцом, держа воду, и ждал, пока он не проснулся. Пока Авимей ожидал пробуждения своего отца, его осенило понимание одного из Теилим (79), которого он раньше не понимал. Так он был вознагражден за исполненную мицву.

Награда за почитание своих родителей — долголетие в этом мире. Хотя основная награда за выполнение этой мицвы ожидает человека в мире грядущем, это также одна из мицвотп, которые приносят благо и в этом мире.

Когда цари народов услышали Первую Заповедь Аше-ма, на них это не произвело впечатления. Они говорили: "Какой правитель хочет, чтобы его отвергли? Ашем, как и любой другой царь, повелевает, чтобы Его признали".

Когда они услышали о Второй Заповеди, они сказали: "Неужели найдется правитель, который бы потёр-пел другую власть? Ашем, как и все цари, хочет, чтобы поклонялись лишь ему одному. Вот почему Он постановил, что никто не должен служить другим богам!"

Не произвела на них впечатления и Третья Заповедь. Они заявили: "Какой царь захочет, чтобы его

подданные ложно клялись его именем? Не хочет этого и Ашем!"

О Шабате они высказывались: "Конечно, все цари хотят, чтобы им посвящали определенные дни!"

Но когда владыки услышали о мицве почитания родителей, все они вознесли хвалу Ашему, признавая: "Как только кто-то из наших людей достигает высокого положения, он сразу отказывается от своих родителей. Ашем мудро. Он повелел, чтобы все почитали своих родителей!"

Теперь цари поняли, что все мицвот Всевышнего были даны не для того, чтобы почтить Его, как они сначала думали, а ради блага самого человека. Шестая Заповедь: не убивать. "Ты не будешь убиватьГ Тот, кто проливает кровь, уродует Шехину.

Император приказал, чтобы в завоеванной провинции были установлены его статуи и отчеканены монеты с его изображением. Население продемонстрировало свое презрение к завоевателю, разбив его статуи и расплющив монеты с его изображением.

Точно так же, если кто-то убивает человека, который был создан по образу Ашема, он тем самым как бы наносит удар Самому Ашему.

Небесное наказание убийцы состоит в том, что он сам будет убит кем-то другим (Берешит9:6).

Смутить человека — это тоже своего рода убийство (при этом кровь отливает от лица человека). Седьмая Заповедь: не прелюбодействовать. "Не совершай прелюбодеяния Г

Ашем карает грех прелюбодеяния особенно сурово. Он проявляет долготерпение в случае любого греха, кроме безнравственности.

Наши Мудрецы от имени р. Ханины учили: "Человек, совершающий прелюбодеяние, нарушает все Десять Заповедей."

224

225

Некоторые люди, обеспокоенные этим заявлением, обратились к р. Ханине за разъяснениями. Они сказали: "Мы согласны, что прелюбодей и прелюбодейка виновны в нарушении следующих девяти Заповедей:

"Я твой Б-г", — поскольку прелюбодейка отрицает Б-га.

тебя не должно быть других богов", — ибо действия прелюбодейки подобны идолопоклонству. Так же как она оставила своего мужа ради другого мужчины, прелюбодейка может отказаться от Всемогущего и пойти служить идолам.

"Ты не должен клясться попусту Именем Ашема", — потому что прелюбодей будет клясться, что он невинен.

"Чти отца своего", — ибо прелюбодейка родит ребенка, который не будет знать своего истинного отца и поэтому не сможет почитать его.

"Не убивай", — поскольку любой прелюбодей уверен, что убьет или будет убит, если попадется на месте преступления.

"Не прелюбодействуй."

"Не укради" — прелюбодей крадет жену другого человека.

Не отзывайся о твоем ближнем свидетельством ложным", — ибо прелюбодейка будет свидетельствовать своему мужу: "Я беременна от тебя".

Не домогайся", — потому что прелюбодей домогается того, что принадлежит другому человеку.

Итак, мы понимаем, как прелюбодеи нарушают девять Заповедей. Однако мы не понимаем, как они нарушают Заповедь "Помни день Шабата, чтобы освятить его".

Р. Ханина ответил: "Рассмотрим случай, когда некоэн совершает прелюбодеяние с женой ко-эна. Тогда ребенок будет считаться коэном.

Он будет выполнять работу в Храме даже в Ша-бат, например, раскладывать дрова на жертвеннике и зажигать на нем огонь, что разрешается делать лишь коэну. А поскольку он не коэн, он тем самым оскверняет Шабат".

Наши Мудрецы включают в этот запрет и того, кто забирает средства к существованию у еврея, открыв конкурирующее предприятие в районе, который был сферой его деятельности. Так наши Мудрецы объясняют стих "...и он не осквернил жены своего ближнего." Это говорится в качестве похвалы тому, кто не лишает другого средств к существованию, занявшись тем же делом. Восьмая Заповедь: не похищать еврея. "НекрадиГ

Запрещение воровать в Десяти Заповедях относится к краже людей. (Кража имущества запрещена в стихе Ваикра 19:11). Тот, кто похищает еврея и продает его или использует в качестве раба, может быть приговорен судом к смертной казни. Девятая Заповедь: не лжесвидетельствовать. "Ты не будешь отзываться о своем ближнем свидетельством ложнымГ

Лжесвидетельство ведет к разрушению цивилизации. Его жертвы наказываются за те преступления, которых они никогда не совершали. Оно также позволяет одним людям грабить, убивать и угнетать других, а потом избегать наказания с помощью лжесвидетельства. Тот, кто лжесвидетельствует, тем самым ведет мир к разрушению. Он также отрицает Провидение Творца.

Десятая Заповедь: не пытайся сделать своим то, что принадлежит другому.

"Не домогайся дома ближнего твоего, не домогайся его жены, ни раба его, ничего, что у ближнего твоего (и, следовательно, не составляй планов, как овладеть этим!)

226

227

Запрещается предпринимать любые попытки овладеть чем-либо, что принадлежит другому, из желания, чтобы это принадлежало тебе. Этот запрет включает и попытки убедить другого продать вам вещь, которую он не хочет продавать, и попытки оказать на него любое давление для этого. Это запрещено, даже если вы ему платите сполна. Кроме того, запрещено желать, даже в своем сердце, обладать какой-то вещью, которая принадлежит другому {Дварим5:Щ.

Дурная черта желать то, что принадлежит другому, приводит человека к преступлению, поскольку его стремление овладеть предметом своего вожделения заставляет его прибегать к насилию, если ему не дают то, что он хочет. Человек может даже пойти на убийство владельца предмета, которого он домогается.

Это можно проследить на примере царя Ахава, который возжелал виноградник Навота.

У Навота был виноградник, расположенный рядом с дворцом царя Ахава. Царь захотел его приобрести и предложил заплатить за него или дать взамен лучший виноградник. Навот, однако, ответил вызывающе: "Упаси Б-г, если я отдам тебе наследие моих отцов!" Царь был очень огорчен отказом, а его неразборчивая в средствах жена Изевель (которая была не еврейского происхождения, а дочерью царя Ци-дона) договорилась с лжесвидетелями, которые подтвердили, что Навот ругал Ашема и царя. Навота забили камнями, а Изевель сказала Ахаву: "Встань и возьми виноградник, который Навот не хотел тебе отдать!"

После этого Ашем послал пророка Элияу, чтобы он пророчествовал Ахаву: "Так сказал Ашем: "Ты убил и завладел имуществом. В том месте,

228

где собаки лизали кровь Навота, они будут лизать и твою кровь. Твой дом будет искоренен из клана Израиля". Что касается Изевели, которая побудила Ахава к этим злым делам, Всевышний предрек: "Собаки сожрут Изевель у стены Израиля".

Первые пять Заповедей упоминают имя Творца, но Его имя отсутствует в последних пяти. Ашем сказал: "Пусть Мое имя не будет связано с убийцами, прелюбодеями, ворами, лжесвидетелями и алчущими."

Другие мицвот, которые были даны сынам Израиля после Десяти Заповедей

После первых двух Заповедей сыны Израиля больше не хотели слушать голос Всевышнего. Они попросили Моше говорить с Творцом. Тогда Ашем послал двух ангелов, Михаэля и Гавриэля, чтобы поднять Моше на вершину горы. Они взяли его за руки и против его воли подняли на гору, в самую толщу облаков. Моше обрел способность пройти через тьму и облака. Ему было позволено подняться в самую сокровенную часть на Небесах, куда не имели доступа даже ангелы. Он заслужил это своей исключительной скромностью, потому что Шехина нисходит на того, кто скромен.

Ашем усилил голос Моше настолько, что его слышал весь народ Израиля, и Моше в своей великой мудрости успокоил испуганных людей.

"Не бойтесь!" — сказал он людям. — Ашем явился лишь для того, чтобы возвысить вас, и для того, чтобы Его страх пребывал среди вас и вы не грешили!"

Моше передал народу остальные восемь Заповедей. Творец повелел Моше сказать сынам Израиля: "Вы видели сами, как Я говорил с вами с Небес. Вы узнали об этом не от других. Если человек слышит нечто из

229

г

чужих уст, это может оставлять место для сомнении. Однако вы все видели дарование Торы своими собственными глазами".

(Мы убеждены в истинности Торы, потому что сознаем историческую достоверность того, что весь наш Народ видел дарование Торы, Б-жественное откровение Торы, на горе Синай. Иудаизм, в отличие от других "религий", основан не на вере в свидетельства отдельных лиц, а на исторических фактах).

В тот день Всевышний дал алахот, запрещающие использовать для жертвенника отесанные железом камни и не разрешающие подниматься на жертвенник по ступеням (см. следующую главу).

В день дарования Торы сыны Израиля получили также Б-жественные Законы гражданского судопроизводства, которые включены в раздел Мишпатим.

Мицва не строить Алтарь из камней,

которых касалось железо, и мицва,

что ступени не должны вести к Алтарю

Ашем повелел Моше: "Камней, которые будут использованы для строительства жертвенника, не должно касаться железо. Поэтому вы не можете обрабатывать их, доводя до нужного размера, резцом или молотком!"

Смысл этой мицвы в том, чтобы человек осознал, что жертвенник должен нести мир, благословение и долгую жизнь сынам Израиля. Поэтому с жертвенником не может соприкасаться инструмент, который можно использовать в целях разрушения и который укорачивает жизнь человека. Заповедь избегать использования при строительстве или ремонте жертвенника любых предметов, подобных оружию, должна побудить евреев относиться к нему с почтением.

Камни для жертвенника следует добывать из глуби-

230

ны земли или из моря, где их не могло коснуться

железо.

Творец повелел, чтобы ступени не вели к жертвеннику, потому что это заставило бы коэна удлинить свои шаги, что может привести к нескромности (открывает ноги). К жертвеннику должен вести пологий спуск. Восходя по нему, коэну следует идти медленно, делая мелкие шаги, чтобы избежать любых поз, которые могут показаться нескромными. Он должен подниматься к жертвеннику с достоинством, чтобы внушить должное уважение к Мишкану и Храму.

Кроме того, в Торе сказано, что было бы неуважением к камням жертвенника, если бы по отношению к ним проявляли нескромность.

Это служит нам важным уроком. Если Всевышний заботится об уважении даже к бесчувственным камням, то насколько же более чувствительными должны быть мы к чести нашего ближнего, который был создан по Его образу!

231

ТЫз Ьоок теая риЫвЬей Ьу:

8НУ1Л АМ1

ШТЕЮЧАТКЖАЬ СЕОТЕИ РОК К^88IАN

НЕЬРШС Я175МАМ5 ФИО НАРРЕN ТО НАУЕ ВЕЕК ВОЯ/У мтЗН, ЬЕАЯЯ ТО ВЕСОМЕ №\У5, Ц'НО НАРРЕК ТО НАУЕ ВЕЕК ВОЯУ IX ЯЬ&$1А.

Зшсе 1978, Лгои^Ь 1Ье еЙ'оПв оГ оиг Зоу1е*-Ьот 51агГ, ЗЬуШ Агш Ьаз Ье1рес1 йюизздкк оС ЗоУ1е( ипт1егап18 Ыеега1е тЮ 1згаеГ5 30С1егу. Оиг ип^чие рго§гатз, сопс1ис№^ Ьу уе(егап 8оУ1е( 1тт1^гап1$ т 1Ье Кизз1ап 1ап@иа§е, ЬиИй а Ьопс1 \У11Ь ГеПст пем< о1ип «ЫсЬ епЬапсея 1Ье1г соппесйоп 1о Ле 1ап(1 реор1е оС 1згае1.

1п 1згае1, $Ьуц( Атг сагез Гог (Ье

(Ьгои§Ь к

ТеасЬег-Ь"атше рго^гат Гог оуег 100 8оУ1е*-Ьогп печ-ВгапсЬек т Ые1апуа, КесИоуо1, ВеегзЬеоа апд Т1Ьепа5 ^е^V^5Ь Неп1а§е Ке1геа( Зеттагв Г Е()исаПопа1 1оиг5 ълй 1ес1игек т 1осаПопз

1п (Ье Гогтег 1158К, 8Ьуи1 АтГя рго^гатя геасЬ ои( (о ^еи'^ ш 81- Ре1егхЬиГ8, , ТЫ1ш, Ноуов|Ыг5к> Мипкаксг аш1 5еуега1 о(Ье

\У1$Ь ейисаЮгс, (татес! а1 ЗЬуи( Ат1, (еасЬ апо" ргераге ГеПои' }е\ук Сог аНуаЬ.

1еш5Ь Ьоокк 1п Киз51ап (гапя^Иоп апд саззеПез оп Ле\у1зЬ СиНиге ш Ки551ап (риЬНкЬей Ьу 5Ьуи1 Агш) аге зет ггот 1$гае1.

т 1$гае1:

10 ВеШшз 51., Р.О. Вох 6141

Деги5а1ет, 15гае1 91061 РЬопе: (02) 385414, 384234 - РАХ: (02) 385416

Рог шГогтаНоп 1П (Ье 11.8.:

АМЕК1САК РК1ЕКО5 ОР 8НУиТ АМ1

122 XV. 76(Ь 51гее1, N6^ Уогк, КУ 10023

РЬопе: (212) 787-7058, РАХ: (212) 787-0241

Рог шГогтайоп т (Ье II.К.:

ВК1Т15Н РК1ЕКОЗ ОР ЗНУиТ АМ1

15 Кт^Зйай Аус, Ьопйоп N3 ЗОН

РКопе & Рах: (81) 346-5738

Рабби Моше Вейсман

МИДРАШ

РАССКАЗЬЮАЕТ

шмот

КНИГА 2

Швут Ами

Иерусалим

КаЪЫ МозЬе ТЬе МШгазЬ Зауз 8Кто1, у.2

ЛУП ЭТЛ

ЕП1ЙЛ

Отв. редактор Цви Вассерман График Нахман Паланкер

Ьу КаЬЫ МозЬе ^ззтап, 1980 русский перевод, Цви Вассерман, 1990

ТЫ» Ьоок лгав риЬПзЬей Ьу:

8НУ11Т АМ1

СЕ1ЧТЕК КОК 1Ш88ШЧ Л:\У8

НЕЬРМС КЬ 851АН5 ФИО НАРРЕ1Ч ТО НАУЕ ВЕЕN ВОИН мт5Н, 1ЕАВ1Ч
ТО ВЕСОМЕ Ж1Г5, ФИО НАР РЕЯ ТО НАУЕ ВЕЕ!\ ЙОЙЛ' 114 Ж$<
Зшсе 1978, г Ьгои^Ь 1Ье ейоп о( оиг 8оУ1е!-Ьот 5*агТ, 8Ьуи1 Ат1 Ьав Ье1ре(1
[Ьоизапйз оС 5 »оу1е11тт1§гап1з гте^гак т(о 1яаеГ5 зоаегу. Оиг ип^^ие ргс
сопйис1ей Ьу уе(егап 8оу1е1 и тш11§гап15 т те Киз: 51ап 1ап§иа§е, ЬиНс! а 1а5Г1п§
Ьопс! ш1Ь Ге 11о« пей1 оИт ' лЫсЬ еплапсез Шеи* соппес^оп Ю !Ъе 1ап<1 апс!
реор1е о!" Ьгае1.

1п Ьгае1,

(ог 1Ье п

рго§гат Сог оуег 100 ЗоУ1е1-Ьога пе\у ВгапсЬез 1П ЫеГапуа, КесЬоуо!, ВеегзЬеЬа апй Т1Ьег1Э5 1е«'1511 Нег1(аёе Ке1геа1 5ет1паг5 Гог Еёиса(юпа1 1оигз апд 1еси1ге5 1П

1п (Ье Гогтег Ч88К, 8Ьуи( Ат|Ч рго^гатв геасЬ ои11о Лежя 1П 81. Ре(ег$Ъиг|; ', ТЫП51,

апс! ргераге ГеПож Ьоокз 1

, Мипкавсг апд кеуега! о(Ьег

1га1пе(1 а1 8Ьуи1 Ат1, 1еасЬ Ьазк Гог аИуаЬ.

1гап51а11оп апд сазкеПез оп 1еуу1зЬ Си1шге Ьу 8Ьуи1 Ат1) аге зет (гот 1згае1.

ш 1$гае1:

10 ВеШшз 81., Р.О. Вох 6141

1еги8а1ет, 1згае1 91061 РЬопе: (02) 385414, 384234 - РАХ: (02) 385416

Гог шГогтаНоп ш 1Ье 11.8.:

АМЕКIСАN РК1ЕКЭ8 ОР 8НУиТ АМ1

122 IV. 76Л 5(гее1, Ке» Уогк, ^ 10023

РЬопе: (212) 787-7058, РАХ: (212) 787-0241

Рог тГогтаНоп 1п 1Ье 11.К.:

ВЯ1Т18Н РК1ЕКО8 ОР 8НУ11Т АМ1

15 К1пр§а1е Аус, Ьопйоп N3 ЗОН

РЬопе & Рах: (81) 346-5738

г

-от1?

У? роэЬп пЬл лпЬр р акт Ькюю

рэп

лз

Ьо ЬИе тетогу о!1 ЗАМ & РАМ1МУ \Л/ОЬР5ОМ 7\"У

Светлой памяти Шмуэля и Фанни Вольфсон

ОГЛАВЛЕНИЕ

Мишпатим.........................................7

Трума...................................................44

Тецавэ..................................................80

Ки тиса..............................................109

Ваякэль.............................................158

Пекудей.............................................168

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map