Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

ского мандата над Палестиной), посетила Иерусалим, и леди Самуэль нанесла визит жене р. Йосефа Хаима Зоненфельда. Когда позже ее спросили, почему она отдала дань уважения одному из "старомодных рабби, которые противятся прогрессу", она ответила: "Позвольте мне сначала рассказать вам о моей встрече с этим человеком. Тогда вы сможете решить, есть ли в вашем прогрессивном обществе человек, который мог бы с ним сравниться. Несколько недель назад я пришла домой к рабби Зоненфельду, чтобы дать ему некоторую сумму денег, полученную мной от голландского общества, целью которого является поддержка ученых. Я знала о крайней бедности рабби и, объяснив цель своего посещения, вручила ему чек. Я заметила, как мне посчастливилось, что я могу помочь ему. Он, однако, не был тронут и спокойно ответил: "Я не принимаю этого". Я решила, что он не понял, что это за пожертвование и рассказала о специальном фонде для ученых, цель которого — поддержка таких людей, как он. "Нет, это не для меня, — повторил он. — Я не возьму". Я отправилась к другому раву, чтобы он повлиял на него, но это ни к чему не привело. Я вынуждена была отослать деньги обратно, в Амстердам. А теперь скажите мне, знаете ли вы другого, столь же благородного человека?!" Когда муж леди Самуэль услышал этот рассказ, он настоял на том, чтобы в тот же день нанести визит раву Зоненфельду.

Итро сказал Моше: "Выбери судей, обладающих теми качествами, которые я тебе назвал. Пользуйся тем озарением, которое снизошло на тебя, чтобы не обмануться относительно их характера. Назначь судей, каждый из которых будет судить тысячу человек, сто человек, пятьдесят и десять человек".

На шестьсот тысяч человек будет: 600 судей-тысячников (по одному на тысячу)

200

6000 судей-сотников (по одному на сотню) 12000 судей (по одному на пятьдесят) 60000 судей (по одному на десять)

Итого, было предложено 78 тысяч судей. "Если ты претворишь в жизнь мой план, то решения по вопросам алахи будут, несомненно, правильными.

Моше прислушался к совету своего тестя. По этому поводу Шломо говорил: "Тот, кто следует советам, мудр".

Почему Моше раньше не назначил судей? Почему ему самому не пришло в голову это сравнительно простое решение?

В действительности, Моше получил повеление от Ашема назначить судей. Потом, однако, это повеление было от него скрыто, чтобы у Итро появилась возможность дать совет, и в награду этот недельный раздел Торы назван его именем.

Первоначально Итро звали Есер, но потом к его имени добавили букву вав, так что оно превратилось в Итро. Это знак того, что он стал евреем и что этот раздел был введен в Тору ради него.

Во многих случаях Тора добавляет букву к имени человека, и это означает, что он достиг величья. И, наоборот, в имени человека пропускается буква, если он теряет свой духовный статус. Например, когда Аврам и Сарай поднялись на большую духовную высоту, к их именам было добавлено по букве, что изменило их на Авраам и Сара. Точно так же к началу имени ученика Моше Ошеа была добавлена буква, и это превратило его имя в Иеошуа. С другой стороны, имя Эфрона, который продал Аврааму Пещеру Мах-пела, было уменьшено на одну букву (вав), когда он не выполнил своего обещания дать Аврааму пещеру в подарок и даже украл у Авраама деньги, когда тот взвешивал серебро. Точно так же друг Амнона бен Давида, Иеонадав, был переименован в Ионадава,

201

после того как он дал своему другу плохой совет. На самом деле у Итро было всего семь имен:

Есер — его первоначальное имя, когда он был неевреем.

Итро — новое имя, которое он принял, когда стал гером, данное ему в честь того, что к Торе был добавлен раздел его имени. Ховав — потому что он любил Тору. Хевер — потому что он стал соратником Ашема.

Реувэлъ — показывавшее, что он стал любимцем Ашема и другом народа Израиля.

Путиэль — означавшее, что он отказался от идолопоклонства.

Кейни — потому, что он был ревностным приверженцем Ашема (каней — приверженец), и потому, что он приобщался (кана) к Торе. Почти год Итро прожил в лагере сынов Израиля, до тех пор пока они оставались у подножия горы Синай. Но когда евреи стали готовиться к путешествию в Эрец Исраэль, Итро отказался сопровождать их, сказав Моше: "Позволь мне вернуться в мою страну, чтобы там распространять истину и привести народ под крыло Шехины".

Моше с великими почестями и подарками отпустил своего тестя.

(Другие подробности относительно причин ухода Итро из лагеря сынов Израиля можно найти в разделе Беаалотха под заголовком: "Итро уходит из лагеря в пустыню").

Приготовления к дарованию Торы

В начале месяца Сивана (который в том, 2448 году пришелся на первый день недели) сыны Израиля пришли в пустыню Хорев.

202

В Торе эта пустыня имеет пять названий: Синай, Цин, Кадеш, Кадемот и Паран, и все они связаны с великим событием, вручением Торы, которое должно было произойти здесь.

Синай сэне — терновник, в котором Ашем открылся Моше, рос на горе в этой пустыне и дал свое название им обоим. Буква "юд" была добавлена к сэне, превратив его в Синай, ради Десяти Запаведей, которые были даны здесь.

Кроме того, название Синай указывает на то, что со времен вручения Торы народы прониклись ненавистью {сина) к евреям, которые этим грандиозным событием были выделены в качестве Избранного Народа Творца.

Цин — название, означающее, что в этом месте сыны Израиля получили Б-жественные Заповеди {цин связано с ництаву — было заповедано).

Кадеш — это название означает, что сыны Израиля были здесь освящены.

Кедемот — это тоже указание на Тору, которая, хотя и существовала еще до Творения, была дана человечеству в этой пустыне значительно позже (ке-дем — Тора, существовавшая с древних времен).

Паран — со времен, последовавших за вручением Торы, сыны Израиля были благословлены большим количеством детей {пару — увеличившийся); это название относится и к пустыне.

Почему Ашем не даровал Своему народу Тору немедленно после исхода из Египта? Почему Он ждал семь недель от исхода из Египта до дарования Торы?

В середине учебного года маленький мальчик заболел и должен был оставаться дома. В течение многих недель он был прикован к постели. Когда ему, наконец, разрешили встать, он был слаб и истощен.

На следующий день в доме мальчика раздался

203

телефонный звонок. Звонил глава местной еши-вы, он сказал отцу: "Я слышал, что ваш сын уже здоров. Пора ему возвращаться в школу!"

"Это невозможно! — возразил отец. — Мальчик после болезни слаб. Пусть он останется дома еще два-три месяца, чтобы оправиться и набраться сил благодаря усиленному питанию. Тогда он сможет ходить в школу!" Точно так же и Ашем считал, что сыны Израиля не могли получить Тору сразу после исхода из Египта. Он сказал: "Они еще не оправились от последствий рабского труда в Египте. Пусть они останутся в пустыне еще несколько месяцев, поедят май и перепелов и попьют воду из Колодца. Когда они окрепнут, Я дам им Тору".

Принц, искавший жену, услышал о девушке из благородной семьи, которая обладала качествами, необходимыми для королевы. Чтобы склонить ее к браку, он решил прежде всего осыпать ее подарками. Только после этого он собирался просить ее руки.

Узнав, что она идет в лавку пекаря, он велел поднести ей от его имени большой кремовый торт. Когда она пришла в магазин одежды, принц потребовал, чтобы ей вручили элегантный костюм, за который он заплатил. В ресторане она получила от него фаршированного гуся, в винном магазине — хорошее вино, а в магазине сладостей — коробку конфет в роскошной упаковке. Позднее принц попросил ее руки, и она не возражала.

Так и Ашем, перед тем как даровать Тору еврейскому народу, дал знать о Себе, проявив великую доброту: Он провел евреев по сухой земле через Ям Суф, Он спас их от Амалека, Он дал им ман, обладавший наиболее приятными ароматами в мире, Коло-

204

дец, вода которого по вкусу не уступала лучшим напиткам, а также перепелов. Только потом Всевышний спросил их, хотят ли они принять Его Тору, и они не возражали.

Когда сыны Израиля вышли из Египта, среди народа было множество споров и раздоров. В распрях покинули они город Сукот, и, когда расположились лагерем на следующей стоянке, в Эсаме, пререкания между ними продолжались. Ашем не мог даровать Свою Тору людям, которые не жили в мире между собой.

В конце концов, по прибытии в пустыню Синай, евреи прекратили распри и объединились. Ашем сказал: "Теперь им можно дать Тору Мира, потому что они научились жить в гармонии друг с другом!" Войдя в Синай, евреи раскаялись также в предыдущем грехе, когда они пренебрегли изучением Торы.

На второй день месяца сивана, в день прихода сынов Израиля к горе (это произошло на второй день недели), Ашем не обратился к народу, утомленному путешествием, а дал ему отдохнуть на восточном склоне горы.

(Приведенная в нашем повествовании точка зрения принадлежит р. Йосе. Он утверждает, что начало месяца сивана приходится на первый день недели. С другой стороны, мудрецы верят, что начало месяца выпало на второй день недели. Следовательно, дарование Торы было седьмого сивана).

На третий день этой недели Всевышний призвал Мо-ше на вершину горы и дал ему указания относительно того, как приготовить сынов Израиля к дарованию Торы: "Обратись к женщинам раньше, чем к мужчинам. Говори с ними мягко и расскажи им все в общих чертах. Мужчин же наставляй твердо, им следует хорошо знать сложные детали правил."

Почему Всевышний повелел, чтобы наставления, связанные с дарованием Торы, сначала были даны женщинам и только потом мужчинам?

205

Существует несколько причин:

1.   Точно так же, как женщины становятся обязанными выполнять мицвот в двенадцать лет, на год раньше, чем мужчины, так и мицвот во время дарования Торы были даны сначала им.

2.   Если женщинам оказать такую честь, они будут прилагать больше усилий, чтобы научить своих детей Торе.

3.   Ашем сказал: "После того как Я дал первую мицву Адаму, а не Еве, она согрешила. Теперь Я обращусь к женщинам, чтобы они не думали, что их нарушения мицвот менее важны, чем нарушения мужчин".

4.  К женщинам обратились сначала, оказав им особую честь, ибо сыны Израиля были спасены из Египта благодаря заслугам праведниц.

Вот первые слова, которые Всевышний поведал Моше для передачи народу Израиля накануне дарования Торы:

"Вы сами видели, как Я наказал египтян за то, что они поработили вас. Вы узнали о Десяти Казнях и исходе из Египта не от посланцев и не из записей или устной традиции. Вы сами видели, как Я выступил на вашей стороне. Хотя египтяне заслуживали смерти за идолопоклонство, кровопролитие и безнравственность еще до того, как вы пришли в их страну, я не наказал их за грехи, пока они не обошлись с вами жестоко. Вы были свидетелями того, как быстро привел Я вас в Рамсес, когда пришло время избавления. Когда потом египтяне устремились за вами в погоню, Я защитил вас от их камней Облаком Славы, подобно тому как орел защищает своих детенышей. Всякая другая птица носит своих птенцов, держа их в лапах, так как опасается нападения более крупных птиц. Орел не боится никаких других птиц, он боится лишь стрелы человека, поэтому он

206

носит своих детенышей на спине, чтобы стрела попала в него, а не в птенцов. Я действовал точно так же, защищая вас от египетских стрел Своим Облаком, и теперь вы продолжаете свое странствие по пустыне под защитой Облака Славы.

Я привел вас к горе Синай, чтобы вы служили Мне. Если вы будете выполнять Мой завет, соблюдая мицву Шабата, которую Я заповедал вам в Маре, и если вы будете выделять себя, совершая брит милу и отбросив всякие мысли об идолопоклонстве, то вы готовы получить Мою Тору и стать Моим Избранным Народом. Вас одних буду Я любить. Хотя Мне принадлежит вся земля, из всех народов Я буду лелеять лишь вас. Вы будете Мне Царством Коэнов и народом Святым.

Передай эти слова сынам Израиля точно так, как Я сказал их тебе!"

Почему Ашем назвал сынов Израиля ЦАРСТВОМ КОЭНОВ?

Когда наш народ получал Тору, каждый еврей достиг такого величия, что был достоен есть жертву, как коэн. Однако эта привилегия была отнята у евреев, когда они совершили грех Золотого Тельца.

Чего ожидал Творец от евреев, назвав их НАРОДОМ СВЯТЫМ?

Он хотел, чтобы они оставались выше других народов мира и их омерзительных дел.

Всемогущий предупредил Моше: "Я явлюсь тебе в плотном Облаке, и весь народ услышит, когда Я буду говорить с тобой, чтобы все они поверили тебе и пророкам, которые последуют за тобой".

(Слова Ашема означали, что на горе Синай весь народ Израиля будет слушать, как Ашем обратится к Моше. Это убедит евреев в том, что Моше действительно посланец Всевышнего).

В тот же день Моше получил повеление установить

207

у подножия горы границы для народа.

Вечером Моше вернулся к сынам Израиля и в присутствии всего народа передал слова Ашема Старейшинам. Затем он рассказал им о страшных наказаниях за нарушение мицвот и наградах за их выполнение.

Весь народ Израиля хотел принять Тору и ответил; "Все, что Ашем скажет, мы выполним".

(В этом случае они ответили лишь "Мы выполним". Позже они сказали: "Мы будем выполнять и мы будем слушать". Значение этих слов будет объяснено в разделе "Другие события, происшедшие перед дарованием Торы").

Хотя народ согласился не переступать границы, установленной для него у подножия горы Синай, он не совсем был удовлетворен посланием, переданным Моше. Евреи хотели услышать Самого Ашема, а не только получить доказательство того, что Моше является Его посланцем. "Тот, кто узнает что-то от посланца, не может сравниться с тем, кто узнает это от царя!" — воскликнули они. — Мы хотим видеть Ашема, а не слышать произносимые Его устами слова". Тогда евреи еще не знали о том ужасе, в который их повергнет появление Шехины. Позже они пожалели о своей просьбе и попросили Моше говорить с Всевышним вместо них.

Ранним утром четвертого дня недели Моше появился на Небесах, чтобы сообщить Творцу ответ народа. (На самом деле Ашему не было необходимости выслушивать ответ Моше. Но своим поведением Моше показал, что посланец должен принести ответ тому, кто послал его за ним). Моше передал, что, хотя люди согласны остаться у подножия горы, они хотят, чтобы Он обратился непосредственно к ним. Всевышний ответил: "Я выполню их просьбу. Я сам сойду на гору Синай на глазах у всего народа Израиля".

208

В этот день Моше было поручено научить народ приготовиться к дарованию Торы: мужья должны были отдалиться от своих жен, совершив омовение и выстирав одежду. Это очищение должно было продолжаться два дня, а на третий день Ашем дарует людям Тору.

Хотя Творец назначил для очищения лишь два дня, Моше понял Его истинное намерение и решил добавить третий день для особых приготовлений. Поэтому он велел народу готовиться к дарованию Торы три дня. Вернувшись к народу вечером четвертого дня недели, он сказал: "Готовьтесь сегодня, а также на пятый и шестой день недели, потому что в Шабат вам будет дарована Тора."

(События двух оставшихся дней перед дарованием Торы, когда Моше построил жертвенник и окропил народ кровью, описаны в разделе "Другие события, имевшие место перед дарованием Торы" (Шмот, гл. 24).

Ашем согласился с решением Моше. После произнесения слов "Мы исполним" и очищения в течение трех дней сыны Израиля стали подобны ангелам. Они сохраняли уровень Адама перед грехопадением и были готовы получить Тору.

Перед дарованием Торы Творец излечил все физические недостатки евреев.

Богатый человек хотел женить своего сына, но ему не нравился свадебный зал в его округе. Часть принадлежностей в нем была сломана, занавеси казались старыми, обои поблекли, и потолок не был безупречным. "Этот зал не подходит для грандиозной свадьбы, которую я устрою своему сыну, — подумал он. — Однако, если построить новый зал, то это надолго отложит свадьбу. Поэтому у меня нет другого выбора, как отремонтировать старый зал и заново егоо

209

бставить". Он вызвал подрядчика, который привел бригаду плотников и маляров. Они покрасили потолок, наклеили новые обои, сменили занавеси и починили все, что было сломано. В день свадьбы зал выглядел великолепно, никто не верил, что это был тот же старый зал!

Точно так же и Творец устроил смотр сынам Израиля, вышедшим из Египта, и нашел, что они несовершенны. Некоторые из них были хромые, слепые или имели другие недостатки. Ашем сказал: "Как же Я смогу дать Мою безупречную Тору народу, который несовершенен? Однако вместо того, чтобы ждать появления следующего поколения и отложить дарование Торы, Я излечу этих людей!"

И Всемогущий излечил всех слепых, как явствует из того, что во время дарования Торы "весь народ видел" {Шмот 20:18). Творец излечил глухих, ибо утверждается, что все отвечали: "Мы будем делать и будем слушать, что бы ни сказал Ашем" (там лее, 24:7). Хромые тоже были излечены, как сказано (там же, 19:17): "Они стояли у подножия горы". Точно так же Всевышний излечил их от всех недугов.

Людям нужны были все их способности, чтобы по-настоящему принять Тору, ведь если бы кто-либо из них не увидел или не услышал Шехи-ну, ощущения во время дарования Торы были бы неполными.

Когда Творец выбирал гору, на которой должна быть дана Тора, между горами возник спор. Каждая настаивала: "Тора будет дана на мне". Гора Тавор пришла, опережая Бет Элам, а гора Кармель — Аспа-мию, и каждая заявляла: "Это я нужна Ашему!" Ашем, однако, отверг их всех, сказав: "Горы, о чем вы спорите? Вы все с изъяном. На каждой из вас был возведен идол. Гора Синай невысока и поэтому ни-

210

когда не служила местом идолопоклонства, поэтому она достойна принять Шехину."

После этого Ашем сошел на гору Синай.

(Согласно версии, известной шире, чем та, которая приведена здесь, гора Синай была выбрана благодаря ее скромности).

Дарование Торы

На протяжении двадцати шести поколений, со времени сотворения Адама, Творец ждал возможности передать человечеству драгоценную Тору, которая существовала еще до сотворения мира. Наконец, он нашел народ, готовый ее принять. Великого момента Откровения с нетерпением ждал весь мир, потому что при этом он должен был узнать духовную цель Творения.

Было утро Шабата, шестого Сивана 2448 года. Гора Синай дрожала от возбуждения, ожидая грандиозного события, которое вот-вот должно было произойти на ней. И остальные горы содрогались, как и Синай, пока Ашем их не успокоил.

Сыны Израиля еще спали, потому что летние ночи коротки. Они были разбужены громом и молнией на горе Синай и призывом, с которым обратился к ним Моше: "Хатан ждет Калу, чтобы идти под хупуГ Моше привел народ к горе Синай, как шафер, ведущий калу к венчанию.

{Ташбец Катан утверждает: "Знайте, что все действия и обычаи жениха и невесты во время их свадьбы берут свое начало с дарования Торы, когда Ашем играл роль Хатана по отношению к Кале — народу Израиля.)

К еврейскому народу, собравшемуся у подножья горы Синай (мужчины и женщины стояли отдельно), присоединились миллионы душ их неродившихся потомков,

211

г

а также души герое которые примут Тору в будущих поколениях.

Когда Ашем, окруженный воинством из двадцати двух тысяч ангелов, спустился на гору Синай в огненном столбе, земля дрожала, сверкали молнии и гремел гром. Сыны Израиля услышали звуки шофара, которые становились все громче, пока не усилились настолько, что люди едва могли их выносить. Огонь с горы Синай поднимался до самых небес, и гора дымилась как печь. Люди дрожали от страха.

Всемогущий поднял гору Синай над народом и сказал; "Если вы примете Тору, — хорошо, если нет, то вы будете погребены под этой горой!" Так Ашем заставил народ принять Тору, хотя раньше евреи принимали ее добровольно.

Зачем нужно было второе, вынужденное принятие Торы? Один из ответов гласит, что сыны Израиля согласились выполнять лишь Письменную Тору. Их согласие еще не включало принятие Устной Торы, которую Ашем сообщит Моше для последующей передачи ее сынам Израиля. Лишь позже Ашем заставил евреев принять также и Устную Тору.

Плотное Облако окутало гору. Ашем прижал небеса, пока они не коснулись горы Синай, и Его Трон Славы спустился на гору.

Удивительно, что Тора была дана не среди яркого, ослепительного света, а на горе, окутанной темными тучами. Причину этого можно понять из следующей притчи:

Готовясь к бракосочетанию своего сына, царь украсил свадебный балдахин черными занавесями. "Этого не принято делать для свадьбы собственного сына! — пожаловались приближенные ко двору. — По обычаю должны быть повешены белые занавеси!"

"Я сделал это не беспричинно, — объяснил царь. — Астрологи предсказали, что этот брак расстроится через сорок дней. Я не хочу, чтобы люди подумали, что я не знал об этом заранее!"

Так же и Всевышний не открылся народу Израиля среди яркого света. Он явился во тьме и огне, предвидя, что через сорок дней после дарования Торы люди сделают Золотого Тельца.

Во время дарования Торы сыны Израиля не только слышали Голос Ашема, но и видели, как звуковые волны исходят из Его уст, словно некая огненная субстанция. Каждая Заповедь, выйдя из уст Творца, облетала весь лагерь, и каждый еврей в отдельности отвечал на вопрос: "Принимаешь ли ты эту Заповедь со всеми относящимися к ней правилами?" Каждый еврей отвечал "Да" на каждую Заповедь. Затем эта огненная субстанция запечатлевалась на скрижалях.

Хотя сыны Израиля хотели увидеть Славу Ашема и услышать Его Голос, когда они действительно пережили Откровение, их души покинули их тела.

Голос Ашема раскатывался с такой силой, что сокрушал кедры и оголял целые леса, заставлял горы дрожать, а ланей рожать от потрясения.

Народы, которые оказались свидетелями этого катаклизма, но не знали его причины, пришли к Била-му, известному своей мудростью, и спросили его: "Не собирается ли Ашем навести еще один мор на землю?"

"Нет, — уверил народы Билам, — мир взбудоражен, потому что Ашем дает Тору Своему народу".

Сыны Израиля испытывали на себе не всю силу воздействия Б-жественного Голоса. Каждый человек воспринял его в соответствии со своей собственной способностью ощущать Шехину. Тем не менее, люди лишались чувств после каждой Заповеди, потому что

212

213

а также души герое которые примут Тору в будущих поколениях.

Когда Ашем, окруженный воинством из двадцати двух тысяч ангелов, спустился на гору Синай в огненном столбе, земля дрожала, сверкали молнии и гремел гром. Сыны Израиля услышали звуки шофара, которые становились все громче, пока не усилились настолько, что люди едва могли их выносить. Огонь с горы Синай поднимался до самых небес, и гора дымилась как печь. Люди дрожали от страха.

Всемогущий поднял гору Синай над народом и сказал: "Если вы примете Тору, — хорошо, если нет, то вы будете погребены под этой горой!" Так Ашем заставил народ принять Тору, хотя раньше евреи принимали ее добровольно.

Зачем нужно было второе, вынужденное принятие Торы? Один из ответов гласит, что сыны Израиля согласились выполнять лишь Письменную Тору. Их согласие еще не включало принятие Устной Торы, которую Ашем сообщит Моше для последующей передачи ее сынам Израиля. Лишь позже Ашем заставил евреев принять также и Устную Тору.

Плотное Облако окутало гору. Ашем прижал небеса, пока они не коснулись горы Синай, и Его Трон Славы спустился на гору.

Удивительно, что Тора была дана не среди яркого, ослепительного света, а на горе, окутанной темными тучами. Причину этого можно понять из следующей притчи:

Готовясь к бракосочетанию своего сына, царь украсил свадебный балдахин черными занавесями. "Этого не принято делать для свадьбы собственного сына! — пожаловались приближенные ко двору. — По обычаю должны быть повешены белые занавеси!"

212

"Я сделал это не беспричинно, — объяснил царь. — Астрологи предсказали, что этот брак расстроится через сорок дней. Я не хочу, чтобы люди подумали, что я не знал об этом заранее!"

Так же и Всевышний не открылся народу Израиля среди яркого света. Он явился во тьме и огне, предвидя, что через сорок дней после дарования Торы люди сделают Золотого Тельца.

Во время дарования Торы сыны Израиля не только слышали Голос Ашема, но и видели, как звуковые волны исходят из Его уст, словно некая огненная субстанция. Каждая Заповедь, выйдя из уст Творца, облетала весь лагерь, и каждый еврей в отдельности отвечал на вопрос: "Принимаешь ли ты эту Заповедь со всеми относящимися к ней правилами?" Каждый еврей отвечал "Да" на каждую Заповедь. Затем эта огненная субстанция запечатлевалась на скрижалях.

Хотя сыны Израиля хотели увидеть Славу Ашема и услышать Его Голос, когда они действительно пережили Откровение, их души покинули их тела.

Голос Ашема раскатывался с такой силой, что сокрушал кедры и оголял целые леса, заставлял горы дрожать, а ланей рожать от потрясения.

Народы, которые оказались свидетелями этого катаклизма, но не знали его причины, пришли к Била-му, известному своей мудростью, и спросили его: "Не собирается ли Ашем навести еще один мор на землю?"

"Нет, — уверил народы Билам, — мир взбудоражен, потому что Ашем дает Тору Своему народу".

Сыны Израиля испытывали на себе не всю силу воздействия Б-жественного Голоса. Каждый человек воспринял его в соответствии со своей собственной способностью ощущать Шехину. Тем не менее, люди лишались чувств после каждой Заповеди, потому что

213

такая сила пророчества превосходила меру их восприятия.

Тому, кто воспринимает идеи, которые выше его понимания, это причиняет вред и даже может погубить его.

Четыре человека проникли в глубокие тайны Торы:

Бен Азай умер, после того как взглянул на Шехину.

Бен Зома сошел с ума.

Элиша Бен Авуя стал неверующим, после чего получил имя Лхер — Другой.

Р. Акива остался невредимым. Когда он дошел до границы, бывшей пределом его понимания, он не стал заглядывать дальше.

Сама Тора молила Творца вернуть сынам Израиля жизнь, она говорила: "Как может мир быть счастлив, получив Тору, если твои дети от этого умрут? Разве это повод для ликования, если царь, выдав замуж свою дочь, одновременно убивает всех своих домашних?"

Тогда Ашем окропил сынов Израиля Росой Оживления. Это была та самая Роса, которой Он в будущем возродит мертвых. Но сыны Израиля все еще ощущали слабость от пережитого ими потрясения, поэтому Ашем наполнил воздух ароматом пряностей, и они оправились. Однако их страх перед Голосом Ашема был столь велик, что они поспешно бежали в самый конец лагеря, на расстояние двенадцати миль (приблизительно 14 километров). Ангелам Ашема пришлось перенести их туда, где они находились ранее, к подножию горы Синай, чтобы они слушали следующую Заповедь. После первых двух Заповедей сыны Израиля были так напуганы, что попросили Моше передать им остальные Заповеди, чтобы не слышать снова Голос Ашема. Хотя Творец заранее знал, что сыны Израиля не

214

I

смогут выдержать звуков Его голоса, он, однако, удовлетворил их желание слушать Его. Он не хотел, чтобы в будущем народ Израиля заявил: "Если бы Он удостоил нас прямого Откровения, мы бы никогда не служили идолам!"

Десять Заповедей

Ашем решил дать сынам Израиля первую из Десяти Заповедей. В это время Моше находился на вершине горы. Всевышний повелел ему спуститься.

Президент намеревался утвердить новый закон. Он хотел, чтобы народ понял, что это нововведение — его собственная идея, а не предложение государственного секретаря. Поэтому он отправил этого чиновника в отпуск, а в его отсутствие обнародовал закон. И все поняли, что государственный секретарь не имел к новому закону никакого отношения. Так же рассуждал и Ашем. "Если Моше останется на вершине, то люди, может быть, не поверят, что они слышали Десять Заповедей от Меня. Они могут подумать, что это голос Моше. Поэтому пусть он сначала спустится, и тогда Я провозглашу Десять Заповедей." И Творец повелел Моше: "Сойди вниз и предупреди всех, что они не должны переступать границу, установленную для них у подножия горы, несмотря на стремление увидеть Меня. Всякий, кто коснется горы Синай, умрет. После ухода Шехины им снова будет позволено подниматься на гору".

"Я уже передал им это предостережение", — ответил Моше.

"Тем не менее, предупреди их второй раз. Теперь наступило время, к которому относится это предостережение!" — сказал ему Ашем. Когда они будут предупреждены, ты, Аарон и перворожденные сыновья

215

смогут взойти на гору, и каждый займет предназначенное ему место. Народ должен остаться у подножия горы, первенцы могут подняться выше, Аарон еще выше, а ты — на самую вершину!" Как только Моше спустился, Ашем заговорил: "Я Ашем, твой Б-г..."

Всемогущий сначала произнес все Десять Заповедей одновременно. Это было деянием, выходящим за рамки человеческих возможностей. Целью этого чуда было стремление показать, что Десять Заповедей исходят прямо от Него. Ни одно человеческое существо, ни демон, ни ангел не могли совершить такое чудо.

После этого Он повторил каждую Заповедь отдельно.

Как только Ашем воскликнул "АНОХИ", все создания замерли. Птицы не щебетали и не летали в небе, волы не мычали, ангелы не произносили слова песни, океан не волновался, все создания умолкли. Вселенная застыла, когда раздался Голос Ашема. Это стало неопровержимым доказательством того, что нет ничего вне Его.

Каждая из Десяти Заповедей обращалась к народу Израиля в единственном, а не во множественном числе, чтобы ни один еврей не мог сказать: "Достаточно, что все остальные соблюдают предписания Торы", делая таким образом исключение для себя. Каждый еврей должен чувствовать, что выполнение указаний Торы — его личная обязанность, и что она обращена прямо к нему.

Десять Заповедей состоят из 620 букв. Это символизирует, что Десять Заповедей являются сутью Торы, содержащей 613 мицвот, и к ним добавляются семь мицвот наших мудрецов. Сыны Израиля не только услышали Десять Заповедей, но и были посвящены во все связанные с ними тонкости. Они увидели Мидрашим, относящиеся к каждой Заповеди, все алахот и все правила чтения и понимания Торы.

216

Первая заповедь: верить в существование Ашема и Провидение. "Я Ашем, твой Б-г, который вывел тебя из земли Египетской, из дома фараона, где вы были рабами."

"Я и Ашем, и милосердный Б-г для тех, кто слушается Меня, и Б-г карающий для того, кто отказывается подчиняться Мне".

Мицва, выраженная в Первой Заповеди, требует веры в существование всемогущего Творца, осознания того, что Он творит постоянно, что Он — Сила, определяющая все законы природы, и что Он дает средства к существованию всем существам — от мельчайших до самых больших.

Эта мицва выполняется не в определенное время (как большинство мицвот); сознание существования Творца и Его могущества должно постоянно сохраняться у еврея.

Почему Ашем предпочел назвать себя "Б-гом, который вывел сынов Израиля из Египта?"

Разбойники настигли знатную женщину в пути и собирались ее похитить. Царь узнал о случившемся и вмешался. Если бы он немедленно не послал ей на выручку свои войска, могло случиться самое худшее. Когда позже он сделал ей предложение, она спросила: "Что вы мне подарите?"

Царь ответил: "Разве того, что я спас вас от разбойников, недостаточно, чтобы побудить вас стать моей женой?"

Точно так же Ашем представился сынам Израиля на горе Синай как Б-г, который их спас. Это напомнило евреям об их особых обязательствах по отношению к Творцу. Всевышний не представился евреям как "Б-г, Царь Вселенной", потому что эти слова сами по себе не склонили бы народ Израиля к соблюдению Торы.

Вторая Заповедь: не поклоняться идолам. "Да не будет у тебя других боговГ

217

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map