Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

на на каждого. Поэтому они ели остатки, которые растаяли на солнце. Это вызвало у них зависть к сынам Израиля, а позже привело к тому, что они стали инициаторами создания Золотого Тельца.

К ручьям из растаявшего мана приходили олени и бараны, которые пили из них. Когда позже на этих животных охотились язычники, они обнаружили, что мясо обладает чудесным ароматом, характерным для вкуса мана.

Это доказывает, что на другие народы Небесное сияние изливается только через народ Израиля.

Датан и Авирам не обращают внимания на предостережение Моше

Моше предостерег сынов Израиля: "Май будет выпадать каждый день. Не запасайте его на следующий день!"

Когда на следующее утро сыны Израиля проснулись, они увидели множество червей, выползающих из шатров Датана и Авирама по направлению к их шатрам. Датан и Авирам оставили часть мана на ночь, не поверив Моше, что чудо мана повторится на следующий день. В наказание за это Всевышний сделал так, что их май сгнил и зачервивел.

Действия Датана и Авирама считаются одним из Десяти Испытаний, которым сыны Израиля подвергли Ашема в пустыне.

Моше рассердился на Датана и Авирама и из-за этого забыл научить сынов Израиля правилу, согласно которому на шестой день они должны собрать двойное количество мана.

В Зрев Шабаш сыны Израиля собрали только одну порцию мана, как обычно. Придя домой, каждый из них, однако, увидел, что собранное им количество

180

удвоилось. Люди пришли к Моше сообщить об этом чуде. Они спросили его: "Чем этот день отличается от всех других дней?"

Тогда Моше вспомнил правило и объяснил им: "В Шабат ман не выпадает. Это покажет миру святость Шабата. Поэтому вы должны собирать в Зрев Шабат двойную порцию. Все, что вы хотите сварить и испечь к Шабату, вы должны приготовить в Зрев Шабат.

Ман, который сыны Израиля собирали в Зрев Шабат для Шабата, не только оставался свежим, но его аромат в Шабат был еще приятнее, а вид — еще привлекательнее, чем в течение всей недели.

Датан и Авирам опять взбунтовались против Моше, разбросав перед Шабатом немного мана по пустыне. Они хотели "доказать" сынам Израиля, что ман выпадал и в Шабат тоже.

В Шабат некоторые из тех, кому недоставало веры, вышли в пустыню собирать ман, но они ничего не нашли. Птицы съели тот ман, который Датан и Авирам разбросали по земле. Ашем рассердился на людей, вышедших в пустыню собирать ман. Он упрекнул Моше: "Сколько еще чудес Я должен совершить, пока вы станете выполнять Мои мицвот и жить по Моему учению? Вы ясно увидели святость Шабата, когда стали свидетелями чуда появления двойного количества мана, выпавшего в Зрев Шабат для Шабата. Почему же вы не выполняете мицву Шабата, которую Я дал вам в Маре?"

Хотя лишь некоторые из ничтожных среди народа попытались собирать ман в Шабат, этот упрек Ашема относился и к Моше и к Аарону. Творец обвинил и их, потому что они должны были назначить часовых, чтобы никто не вышел в пустыню в Шабат. Попытка самых ничтожных из народа собирать ман в Шабат представляет собой еще одно из Десяти Испытаний,

181

которым сыны Израиля подвергли Ашема.

Всевышний повелел Моше научить сынов Израиля, чтобы никто не выходил в Шабат из лагеря дальше определенного расстояния (примерно, километр). Сынам Израиля было обещано, что Ашем щедро вознаградит их в будущем, если они воздержатся от работы в Шабат. Всемогущий также избавит их от наказаний, которые обрушатся на мир во времена Машиаха.

Евреи послушались Моше и отдыхали в Шабат.

Вечные уроки мана

Ученики спросили Р. Шимона бар Иохаи: "Почему Ашем сделал так, что ман сыпался с Небес ежедневно, а не раз в год (чтобы таким образом обеспечить нужное количество пищи)?"

Я объясню это вам с помощью притчи, — ответил он. Царь содержал своего сына, выделяя ему сумму, достаточную для удовлетворения его нужд в течение всего года. Поэтому принц навещал своего отца только раз в год, в день, когда у него кончались деньги. Тогда отец решил изменить этот порядок. Он стал давать своему сыну лишь небольшую сумму, достаточную, чтобы покрыть его расходы лишь в течение одного дня. После этого сын стал навещать отца каждый день.

Точно так же Ашем давал сынам Израиля пищу только на один день, и глава семьи беспокоился: "Может быть, завтра ман не выпадет и мои дети умрут с голоду?!" Поэтому сыны Израиля постоянно обращали свои мысли к Небесам."

Было еще две причины, почему ман выпадал ежедневно:

Его можно было есть теплым.

182

Это избавляло сынов Израиля от необходимости носить с собой по пустыне пищу. После сооружения Мишкана Ашем повелел Моше сказать Аарону: "Положи одну порцию мана в глиняный сосуд и поставь его перед ковчегом. Это будет вечным свидетельством тех чудес в пустыне, когда Я давал сынам Израиля пропитание".

Ман в сосуде не растаял и не сгнил, он навечно остался свежим. Этот сосуд хранился в Мишка-не, а позже в Храме, до периода правления Царя Иошияу, который во время разрушения Храма спрятал его (вместе с другими драгоценными сосудами из Храма). В будущем пророк Элияу вернет этот сосуд народу Израиля.

Когда во времена пророка Ирмеяу сыны Израиля забросили изучение Торы, он упрекнул их за это.

"Мы не можем узучать Тору, — возразили люди, — потому что мы должны зарабатывать себе на жизнь!" Тогда Ирмеяу вынул сосуд с ма-ном, который хранился в Храме, и показал его народу.

"Вы видите это! — воскликнул он, указывая на ман, — Ваши отцы погрузились в изучение Торы, и поэтому Ашем удовлетворял их нужды. Вы обязаны изучать Тору. Знайте, что у Всевышнего много способов поддержать тех, кто боится Его!"

Ман служит наглядным уроком, что только Творец дает пищу всем живым существам. Люди заблуждаются, думая, что они "зарабатывают" деньги. На самом деле они лишь забирают ту долю, которая была им выделена в прошедший Новый год, когда были определены доходы всех людей на весь год. Мы должны считать свое положение в мире сходным с положением наших праотцов в пустыне. Так же как они, собирая

183

ман, сознавали, что их долю дают им Небеса, мы должны понимать, что наши доходы дает нам Творец. И как наши праотцы собирали только то, что было необходимо им на один день, так же еврей не должен стремиться к накоплению богатств. Он должен быть удовлетворен, обеспечивая свои минимальные потребности на день, а оставшееся время посвящать изучению Торы, как советовали наши Мудрецы: "Сводите дела к минимуму и занимайтесь Торой!"

У Ашема есть для нас огромные запасы пищи, как Он показал, когда создал избыток мана, который образовал высокий холм. То, что людям, тем не менее, нехватает средств к существованию, является результатом их собственных недостатков. Наши грехи служат препятствием, не позволяющим воспользоваться тем изобилием, которым Всевышний хочет наделить человечество.

Нет смысла в том, чтобы человек, являющийся единственной целью Творения, тратил лучшую часть своей жизни, зарабатывая себе пропитание, прилагая при этом большие усилия. Наши Мудрецы говорили: "Видели ли вы когда-нибудь льва, который вынужден был стать носильщиком, чтобы заработать себе на жизнь, оленя — крестьянина, лису — лавочницу? Однако, хотя они не могут овладеть ни одной из профессий, Всемогущий удовлетворяет их нужды".

Почему же человек, который стоит выше всех живых существ, проводит свою жизнь в погоне за заработком?

Только из-за своих грехов человек утратил особое положение в Мире и должен обеспечивать свое существование. Поэтому пусть человек молит Творца, чтобы Он помог ему раскаяться!

В течение всех сорока лет в пустыне сыны Израиля ели ман.

Ибн Эзра отмечает, что ман был величайшим из

184

всех чудес, потому что оно состояло из многочисленных чудесных деталей, а также потому что это было не временное явление, а в противоположность всем другим чудесам продолжалось сорок лет.

В своей знаменитой книге археолог, проследив главу за главой описанный в Торе Исход из Египта и доказав его точность, утверждает, что в чудо мана, однако, невозможно поверить.

Анализируя такое утверждение, мы должны спросить себя: "Что является большим чудом — хлеб с Небес или хлеб из земли?" Хотя на первый взгляд может показаться, что правильный ответ — хлеб с Небес, более глубокое рассмотрение предмета показывает, что различие между тем, что мы называем "чудом", и тем, что называется "природа", заключается лишь в частоте повторения того и другого. Явление, при котором маленькое зернышко, посаженное в землю, превращается в зерно урожая, это величайшее из чудес, как и всякий элемент Творения. Если бы мы постоянно получали свою пищу в виде Небесного дождя, а как вырастает стебель из семени, посаженного в землю, увидели бы лишь один раз в жизни, то первое мы бы назвали "природой", а второе — "чудом".

В действительности тот же самый Творец, который чудом обеспечивает нас "хлебом из земли", дал нашим предкам хлеб с Небес.

Сыны Израиля бросают вызов Ашему

Сыны Израиля странствовали по Синайскаи пустыне и пришли в Рефидим, где не было воды. Так они были наказаны Ашемом за то, что не послушались Его предостережения не собирать ман в Шабат.

На этот раз их жажда была невыносима, они страдали еще сильнее, чем в Маре. Поэтому более слабые пожаловались Моше: "Дай нам воду, чтобы мы могли

185

напиться!" Их слова считаются еще одним из Десяти Испытаний, которым сыны Израиля подвергли Ашема в пустыне. Мучимые жаждой, менее достойные из них роптали на Моше, говоря: "Зачем ты вывел нас из Египта? Чтобы уморить жаждой нас, наших детей и скот?" Люди роптали против Моше, но не против Аарона, которого любили за его бесчисленные попытки восстановить мир между ними.

Моше воззвал к Небесам: "Если бы я пожаловался Тебе на сынов Израиля, — сказал он, — я бы заслуживал смерти, потому что ты повелел мне быть терпеливым. Но если я промолчу, то они закидают меня камнями, потому что их страшно мучит жажда. Поэтому между ними и Тобой я обречен на гибель!" Хотя люди ругали его, Моше все же молился о них Всевышнему.

Ащем ответил Моше: "Не клевещи на Моих детей, обвиняя их в намерении забить тебя камнями. Пройди перед народом, и мы посмотрим, нападет ли кто-нибудь на тебя хотя бы словесно! Возьми свой жезл, ударь в скалу на горе Хорев и расколи ее. Из нее потечет вода, и люди смогут напиться. Возьми с собой старейшин в качестве свидетелей, что в скале, которую ты расколешь, раньше не было источников воды".

Творец повелел Моше совершить это чудо с помощью жезла, потому что сыны Израиля утверждали, что жезл был дан Моше только для разрушения. "Этот жезл навел на египтян Десять Казней в Египте и столько же у Ям Суф" — утверждали они. Поэтому Ашем приказал Моше воспользоваться тем же жезлом, чтобы извлечь воду из скалы.

Впоследствии та же самая скала, чудом дающая воду, сопровождала сынов Израиля во время их странствий по пустыне. Скала, известная под названием "Колодец Мирьям", давала в пустыне воду до кончины Мирьям.

186

Ашем назвал место, где сыны Израиля потребовали воды, Маса Умерива, потому что евреи бросили Творцу вызов, сказав: "Мы будем служить Ашему, только если Он будет среди нас". Их слова означали, что они хотели, чтобы у них был источник воды для всей общины, так же как ман, который выпадал регулярно. Ашем удовлетворил их просьбу, дав им Колодец Мирьям.

Нападение Амалека

Народ Амалека, потомки Эйсава, питали глубоко укоренившуюся ненавить к евреям. Они считали своим долгом отомстить потомкам Яакова за своего праотца Эйсава. И само имя "Амалек" означает, что он жаждал еврейской крови. Амалек состоит из ам лак (народ, пришедший лизать кровь).

Как только сыны Израиля ушли из Египта, амалеким предложили другим народам: "Давайте объединимся и нападем на евреев!" Поэтому, когда сыны Израиля переходили Ям Суф, собрались все народы. Однако Ашем сделал так, что все они оказались бессильны и не смогли причинить вреда евреям. Оказавшись свидетелями чудес разделения Ям Суф, остальные народы преисполнились страха и не посмели напасть на народ Израиля. Тогда Амалек предложил: "Мы, амалеким, нападем на сынов Израиля! Если они нанесут нам поражение, мы обратимся в бегство, но если мы окажемся победителями, придите и присоединитесь к нам в нашей битве".

Амалек ждал возможности напасть на евреев, но пока народ Израиля был верен Ашему, Он защищал его, и Амалек был бессилен что-либо сделать. Лишь грешники из числа сынов Израиля, изгнанные из Лагеря Облаком Славы и обреченные странствовать вне Облака, были убиты Амалеком.

187

После того как сыны Израиля согрешили, Облако Славы перестало их защищать. Причину этого можно понять из притчи:

Во время путешествия отец нес своего сына на плечах. Наслаждаясь путешествием, маленький мальчик заметил что-то красивое в витрине магазина. "Не купишь ли ты это мне? — спросил сын отца. Отец купил ему эту вещь. По мере того как они шли все дальше, мальчик замечал все больше и больше предметов, которые он хотел получить, и отец выполнял все его желания. Позднее мальчик увидел, что идет друг его отца, и спросил: "Не видели ли вы моего отца? Я не знаю, где он!"

"Дурак! — воскликнул отец. — Я как раз сейчас несу тебя на плечах, я выполняю все твои желания, а ты спрашиваешь, где я?" Отец тут же снял своего сына с плеч, прибежала собака и укусила его.

Точно так же Ашем обеспечивал в пустыне все нужды сынов Израиля: Он окружил их Семью Облаками Славы, дал им перепелов и ман. И все же после этого они бросили Ему вызов в Маса Умерива, спросив: "Есть ли Ашем среди нас или нет?" (Шмот 17:7). Ашем ответил: "Если вы сомневаетесь в Моем присутствии, то Я покину вас, и придет собака, которая вас укусит!" И Ашем позволил Амалеку напасть на евреев.

Моше приказал Иеошуа: "Отбери нам сильных, Б-го-боязненных людей, чтобы сражаться с Амалеком, и веди их в бой за пределами Облака Славы!"

Из слов Моше: "Отбери нам людей" — мы узнаем, что учитель должен дорожить честью своих учеников так же, как и своей собственной, потому что Моше поставил своего ученика Иеошуа вровень с собой.

188

Моше не пошел на войну сам, предпочтя, чтобы бой вел Иеошуа, поскольку он был выходец из колена Йосефа, обладавшего силой для сражения с Амалеком. Однако Всевышний наказал Моше за то, что он переложил выполнение мицвы на другого, а не исполнил ее сам. поэтому руки Моше отяжелели, когда он поднимал их во время битвы.

Моше объявил, что следующий день он провозгласит днем поста. Он будет помогать Иеошуа в сражении, стоя на вершине холма и поднимая руки в молитве Ашему. "Я буду вести войну наверху, а ты будешь вести ее внизу, — сказал он Иеошуа. — Я уверен, что Ашем совершит для нас чудеса ради заслуг наших праотцов и праматерей!"

Иеошуа отправился в бой, а Моше взошел на вершину холма вместе с Аароном и Хуром. Моше попросил их сопровождать его, потому что для спасения в момент опасности человеку нужно иметь очень много достоинств: Аарон обладал статусом священника, а Хур — царским достоинством (он был из царского колена Иеуды).

Моше взял с собой свой жезл и умолял Ашема: "Царь Вселенной, этим жезлом Ты вывел сынов Израиля из Египта, им Ты разделил Ям Суф. Так же, как Ты совершил этим жезлом чудеса в прошлом, я прошу Тебя, сделай снова то же самое, даже если сыны Израиля на заслужили этого!"

Моше поднял руки в молитве. Пока его руки были подняты, сыны Израиля брали верх в битве, но как только руки ослабевали, верх брал Амалек. Руки Моше опускались всякий раз, когда сыны Израиля не обращали свои сердца целиком к Ашему. Тогда Моше чувствовал, что его руки становились тяжелыми, как будто к ним были привешены два металлических груза, и он больше не мог держать их поднятыми. Это было вызвано тем, что народ Израиля согрешил, бро-

189

сив Ашему вызов в Маса Умерива, а также тем, что Моше не пошел в бой сам.

Моше принесли камень, он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали его руки. Во время войны Моше отказывался сесть на подушку в знак сочувствия несчастьям народа Израиля.

Все евреи вышли из своих шатров для молитвы, и Моше возглавил ее. Когда евреи видели, что он становится на колени, они тоже становились на колени; если он падал в молитве на землю, они поступали так же.

Во время этой войны Моше повелел солнцу остановиться в небе, и благодаря этому его слава разнеслась по всему миру. Амалеким с помощью астрологии рассчитали, в какой момент они победят евреев. Однако Моше спутал их расчеты, изменив положение созвездий.

Моше и весь народ Израиля постились весь день и молили Всемогущего даровать им победу. Наконец, Иеошуа выиграл бой. Согласно повелению Ашема он отрезал головы воинам Амалека, оставив в живых только слабых амалеким.

В это время Всемогущий не позволил сынам Израиля уничтожить Амалека, потому что ни один народ не может быть уничтожен, пока не падет его духовный облик на Небесах. Духовный облик Амалека —- сам Сатана. Он исчезнет только тогда, когда грех будет искоренен из среды народа Израиля. Каждый грех еврея добавляет силы духовному облику Амалека. Только когда евреи избавятся от греха, Амалек будет уничтожен.

Ашем сказал Моше: "Запиши в Торе, что народ Амалека настолько бесстыден, что напал на еврейский народ после исхода из Египта, поэтому Я поразил его. Пусть это послужит предостережением всем тем, кто нападает на Мой народ. Они тоже будут наказа-

190

ны по их делам мера за меру. Амалек будет уничтожен в этом мире и даже в мире грядущем. Передай Иеошуа, который приведет сынов Израиля в Страну, что Я полностью искореню Амалека. Из его потомков Я уничтожу Агага и Амана. Во времена Машиаха об Амалеке не сохранится даже воспоминаний."

Чтобы отметить чудо победы над Амалеком, Моше построил жертвенник и назвал его Ашем-ниси, "здесь Ашем совершил ради нас чудо". Он воскликнул: "Ашем клянется, что пока в мире есть злодеи, Его Имя и Его трон не воцарятся полностью. Он объявляет Ама-леку войну во всех поколениях, до прихода Машиа-хаГ

191

ИТРО Итро обращается в иудаизм

Человек стоял на крыше и наклонился. Потеряв равновесие, он упал и получил тяжелые переломы и травмы. К счастью, он остался жив. Его быстро доставили в больницу, и несколько врачей занялись его лечением.

Специалисты по травмам сердца и легких осмотрели пациента и прописали лекарства. Хирург сделал рентгеновские снимки, оперировал пострадавшего и наложил гипс. Невропатолог распорядился, чтобы проверили, не пострадал ли в результате падения мозг. Дерматолог перевязал раны и выписал мази. Окулист проверил зрение и назначил очки.

После многочисленных лечебных процедур здоровье пациента, наконец, пришло в норму. Человек, страдающий одновременно множеством различных болезней, должен лечить каждую болезнь отдельно. Одного общего лечения нет. В физическом мире это так. Однако существует уникальное средство, способное излечить все духовные болезни, даже если человек совершил множество различных прегрешений. Лекарство, которое излечивает все, — СЛУШАТЬ СЛОВО АШЕМА. Так увещевал пророк Ирмеяу людей своего поколения: "СЛУШАЙТЕ слово Ашема, Дом Яакова! Даже если душа ваша отягощена многи-

193

ми различными грехами, СЛУШАЙТЕ, И ВЫ БУДЕТЕ ЖИТЬ!"

Хотя все народы слышали громоподобный треск расступающегося Ям Суф и знали о победе народа Израиля над Амалеком, они, однако, не прислушались к этому предупреждению.

Был только один человек, осознавший смысл этих грандиозных событий. Поняв, что Ашем всемогущ, он сделал вывод, что служить Ашему — его моральный долг. Этим человеком был тесть Моше Итро.

Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа. Сначала Итро готовился присоединиться к Амалеку в его борьбе против народа Израиля. Но когда он услышал о чудесной победе евреев и о повелении Всевышнего уничтожить Амалека за нападение на них, Итро немедленно раскаялся.

Итро без промедления взял жену Моше Ципору и двоих ее сыновей (которые не принимали участия в исходе из Египта, потому что Моше вернул их в Ми-диан, чтобы они пожили в доме Итро) и отправился в пустыню, в лагерь сынов Израиля. Он собирался стать гером и просоединиться к евреям в пустыне, даже если ради этого пришлось бы поступиться высоким положением и удобствами повседневной жизни.

Когда Итро приблизился к лагерю сынов Израиля, он написал в письме, адресованном Моше: "Твой тесть Итро пришел. Пожалуйста, выйди и встреть меня. Если ты не хочешь выйти ради меня, то выйди ради твоей жены Ципоры, а если не ради нее, то ради двух ее сыновей".

Итро привязал письмо к стреле и послал ее в Облако Славы. Хотя обычно Облако отбрасывало все, это послание оно пропустило ради Моше.

Ашем повелел Моше: "Встреть твоего тестя! Только

194

Я решаю, когда следует принять будущего гера, и Я говорю тебе, что Итро пришел сюда исключительно во имя Небес. Поэтому встреть его дружелюбно и не отвергай!"

Из слов Творца ясно, что Моше колебался, встречать ли ему своего тестя. Ашему пришлось убеждать Моше. Причина колебаний в том, что всю свою жизнь Итро был жрецом идолов. Моше не мог знать, искренне ли его желание стать евреем и останется ли он тверд в этом решении. Только Всемогущий, которому известны мысли человека, мог заверить Моше, что Итро будет верен иудаизму. Поэтому Он повелел Моше почтить Итро.

Моше, Аарон и Семьдесят Старейшин отошли от Облака Славы и пошли навстречу Итро. Кто мог не последовать за ними, видя, как эти почтенные люди идут встречать Итро? Весь народ двинулся вслед за Моше, Аароном и Старейшинами. Итро, первый праведный гер, был встречен по-царски. Даже Шехина явилась встретить его. Моше поклонился своему тестю и поцеловал его.

Поведение Моше, уважение, с каким он относился к своему тестю, учат нас, как человек должен чтить родителей своего супруга. Моше повел Итро прямо к Храму. Там он вдохновенно описал ему подробности исхода из Египта, разделение Ям Суф и полную чудес войну с Амалеком. Этим рассказом он надеялся направить своего тестя на путь Торы.

Моше рассказывал Итро: "Ашем дал нам небесный хлеб, ман, который вкусом может напоминать хлеб, мясо или рыбу, он издает все благоуханные ароматы, какие только существуют в мире. У нас есть колодец Мирьям, и вкус его воды похож на молодое или старое вино, молоко или мед, она превращается в любой

195

из изысканных напитков. Мы на пути в Эрец Исра-эль, и Ашем обещал нам величайшие из наград — Землю, будущий мир, царство дома Давида, воскрешение из мертвых и новый мир после этого, постижение высшего блаженства."

Когда Итро услышал подробное описание великих чудес, совершенных Всевышним ради народа Израиля, он сразу претворил в жизнь свое решение перейти в иудаизм. Взяв острый нож, он сделал себе обрезание и провозгласил Ашема единственным Повелителем. Однако в глубине души Итро жалел египтян, утонувших в Ям Суф.

(Наши мудрецы осуждают Итро за это. Мы склонны жалеть любого человека, даже нечестивца. Царь Давид говорил: "Разве нет во мне ненависти, О Ашем, к тем, кто ненавидит Тебя?" Мы должны воспитывать себя так, чтобы не только наши действия, но и наши чувства были продиктованы Торой).

""Варух Ашем, Благословен Б-г, — провозгласил Итро. — Который спас вас из Египта, страшной страны, и от рук фараона, безжалостного царя, и Кто освободил вас из египетского рабства! Это истинное чудо, что народ, состоящий из шестисот тысяч мужчин, смог пересечь египетские границы, которые славятся тем, что они так хорошо охраняются, что ни одному рабу никогда не удавалось бежать.

Я изучил все религии в мире и убедился, что все они ложны, и я пришел к пониманию, что Ашем —- истинный Б-г. Теперь я с еще большей ясностью понимаю, что Ашем стоит над всеми остальными силами, потому что в Казни Поражения Первенцев Он уничтожил всех египетских богов. Его величие проявилось и в том, что Он сварил египтян в том самом котле, в котором они варили других. Раз они пытались уничтожить еврейских младенцев топя их, Он утопил их самих."

196

На Итро самое большое впечатление произвели наказания Ашема мера за меру, потому что они исключают возможность случайностей и доказывают, что жизнь человека определяется Б-жественным Провидением.

Когда Итро, бывший жрец-идолопоклонник, исследовавший все религии в мире, воскликнул: "Теперь я знаю, что Ашем царит над всеми другими силами", — он совершил самое великое освящение имени Творца. Услышав об этом, народы мира отказались от своих идолов, поняв их бесполезность.

Тот самый Итро, который многие годы приносил жертвы богам всех народов, теперь принес жертву Творцу. После этого он сел за трапезу вместе с Аароном и Старейшинами. Моше, однако, не присел, он стоял и подавал блюда.

В честь Итро произошло особое чудо: во время трапезы специально для него выпала порция мана. Это чудо показало, что Итро стал частью еврейского народа.

Итро советует назначить судей

Гемаре высказываются два мнения относительно того, когда Итро присоединился к сынам Израиля. Согласно одному, повествование не соответствует хронологическому принципу. Эта точка зрения сводится к тому, что Итро в действительности пришел к сынам Израиля лишь после дарования Торы, и эпизод, описанный в этой главе, произошел лишь на второй год пребывания в пустыне).

Находясь в лагере сынов Израиля, Итро заметил, насколько отличались их повседневные дела от дел обитателей остальной части мира. В пустыне евреи не были заняты выращиванием или изготовлением чего-либо, не занимались они и торговлей. Ман, вы-

197

падавший по утрам, обеспечивал достаточное количество еды на весь день. Не требовало времени ни приготовление пищи, ни ведение домашнего хозйства, потому что май можно было есть сразу, а Облако Славы стирало и гладило одежду. Весь день евреи изучали Тору и выполняли мицвот.

Толпы народа собирались вокруг Моше, Аарона и Семидесяти Старейшин, чтобы послушать слова Торы и задать различные вопросы о алахе и мицвот, устанавливающих отношения между человеком и его Творцом и между человеком и его ближними.

Итро казалось странным, что Моше сидит, а люди вокруг него стоят. Он подумал, что Моше не оказывает народу Израиля должного уважения, заставляя людей стоять из почтения к нему.

"Почему ты сидишь, как царь, — спросил он Моше, — тогда как люди, пришедшие выслушать твое суждение, стоят?"

Моше объяснил своему тестю: "Они пришли ко мне изучать Тору, и поэтому они стоят, так как ученикам подобает стоять перед своим учителем Торы. Я объясняю им и подробности Б-жественного закона — алахи и мидрашим."

Итро посоветовал: "Бремя, лежащее на тебе, Аароне и Семидесяти Старейшинах, слишком велико. От столь большого напряжения вы все увянете, как лист на дереве. Позволь мне дать тебе совет, которому ты последуешь, если на то будет воля Ашема! Оставайся и далее посредником между народом и Всевышним, учи людей словам Торы и наставляй их, как молиться и делать добро. Однако не бери на себя и не возлагай на Аарона и Старейшин все бремя ответов на вопросы, связанные с алахой. Вместо этого назначь над народом судей. Они будут решать все второстепенные вопросы, а тебе останутся только самые важные. Судьи не должны заниматься больше ничем,

198

чтобы люди всегда могли к ним обратиться".

Итро считал, что человек должен обладать следующими достоинствами, чтобы стать еврейским судьей:

Он должен хорошо знать Тору и быть богат (чтобы ему не нужно было никому льстить и отдавать предпочтение одной стороне перед другой). Он должен быть человеком влиятельным, побуждающим других поступать правильно.

Он должен иметь страх перед Небом, чтобы судить по справедливости.

Это должен быть человек, заслуживающий доверия, на слово которого люди могут положиться.

Он не должен стремиться к накоплению. Ни свои, ни чужие деньги не должны для него иметь значения. У такого человека не появится желание брать взятки.

(В отличие от всех светских руководителей, вожди Торы в течение веков отличались тем, что служили народу Израиля без вознаграждения. Пример этого показал наш великий руководитель Моше Рабейну, который в конце жизни сказал, что он никогда не брал с народа плату. Даже когда он ехал в Египет, чтобы спасти евреев, он воспользовался своим собственным ослом и ему не были возмещены расходы, связанные с путешествием. Так же и пророк Шмуэль перед смертью призвал весь народ в свидетели, что он не взял ни у одного человека даже самую малость. Отправляясь судить людей, он, обычно, брал свой собственный шатер и пищу. Примеры более поздних вождей Торы, "ненавидевших деньги", слишком многочисленны, чтобы приводить их здесь. Рассказанная ниже история характерна для поведения р. Иосефа Хаима Зонен-фельда (Рав Иерусалима, скончавшийся в 1930 году):

Группа людей, возглавляемая леди Самуэль (женой главного представителя короны во времена англий-

199

 

 

previous                                                                                                                                                next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map