Jewish Book Favorites 
(Russian Language)
from the Jewish Russian Library

Home

Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map

     
   

то качество, которое наш отец Авраам приобрел в Ур Касдим и которое он передал в наследство всем своим потомкам.

Семья Тераха перебирается в Харан

Аврам женился на своей племяннице Сарай, дочери Арана. Она была на десять лет младше Аврама, но не уступала ему в праведности, а позже даже превзошла своего супруга в даре пророчества.

Всем было известно, что Сарай была бесплодна — у нее не было и не могло быть детей.

После того, как Аврам побывал в печи, Терах, полностью признавший правоту сына, сказал: "Если мы останемся здесь, жизнь нашей семьи будет в опасности. Надо срочно перебираться в какое-нибудь место, находящееся за пределами владений Нимрода". Аврам согласился, поскольку знал, что нельзя постоянно полагаться на чудеса.

Отец и сын взяли своих жен, а также Лота, сына аврамова брата Арана (погибшего, как мы помним, в печи, куда его бросил Нимрод), и отправились в путь, рассчитывая со временем добраться до Эрец Исраэль (в те времена она называлась Эрец Кана-ан). Прибыв в Харан (город, расположенный к северу от Эрец-Исраэль), Терах обнаружил, что больше опасность им не угрожает, и решил обосноваться в Харане. К тому времени Авраму исполнилось ровно семьдесят лет.

Чем занимался в Харане Аврам? Он созывал народные собрания и провозглашал на них истину о Едином Творце, призывая людей служить Ему. Кроме публичных речей, он устраивал дискуссии, на которых отстаивал свои утверждения в споре со всяким, кто подвергал их сомнению. Он также сочинял книги, доказывающие бессмысленность идолопоклонства. Таким

162

образом Аврам привлек на свою сторону десятки тысяч последователей, признавших существование Аше-

ма.

В отличие от Тераха Аврам не поселился в Харане, а непрерывно путешествовал по земле, распространяя веру в Ашема. В своих путешествиях он неоднократно бывал и в Эрец Исраэль. Пять лет он продолжал разъезжать по городам и селениям между Эрец Исраэль и Хараном.

И вот, когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, он получил повеление Ашема окончательно оставить дом своего отца, чтобы обосноваться в Эрец Канаан.

163

ЛЕХ ЛЕХА

Третье из десяти испытаний Авраама:

он получает повеление оставить свою страну

и отправиться в путь к неведомой цели

Оба супруга — Аврам и Сарай — посвятили свои жизни служению Ашему: Аврам убеждал мужчин служить Ашему, а Сарай наставляла женщин.

Но время шло, Авраму было уже семьдесят пять лет, а Ашем пока ни разу не явился ему. Наконец он услышал пророческие слова Ашема: "Оставь свою страну, город, где ты живешь, и дом своего отца!"

Флакон с духами стоял в дальнем углу шкафа, завернутый и запечатанный. Никто не мог насладиться его благоуханным содержимым, пока он оставался закупорен. Надо было, чтобы кто-то пришел, открыл его и взболтал, вот тогда его аромат разлился бы по всей комнате.

Велев Авраму покинуть отчий дом, Ашем как бы сказал: "Аврам, твой дух достиг высот совершенства. Если ты будешь все время жить в одном месте, то как же сможет распространиться слава о тебе? Поброди по свету, чтобы рассказы о тебе всколыхнули как можно больше людей. Кроме того, оставив страну, ты получишь и личную пользу. Если ты останешься здесь, то не удостоишься иметь детей, а если отправишься в чужие края, Я превращу тебя в великий народ. От тебя произойдут евреи".

* 165

Существует четыре рода действий, способных изменить волю Небес:

□    цдака — раздача милостыни, благотворительность,

□ тфила — молитва,

а тшува — совершенствование своего поведения, а шинуй шем — получение другого имени.

Некоторые добавляют к этому перечню: о шинуй маком — перемену места жительства.

Последнее выводится из того факта, что Ашем сказал Авраму (12:1): "Уйди из своей земли... и Я сделаю тебя великим народом". Аврам заслужил право иметь детей только после того, как сменил место жительства.

Переселение в чужие края подчас помогает смягчить приговор Небес и отменить наказание. Почему? Да потому, что душа человека, изгнанного с родной земли, как правило, смиряется.

Ашем благословил Аврама в таких словах: "Я дам тебе богатство и наделю властью благословлять всякого, кого ты пожелаешь благословить. Твое имя Я прославлю во всем мире. (Это обещание было выполнено еще при жизни Аврама. Авраму было позволено отчеканить монету, на одной стороне которой были выбиты имена — его и Сарай, а на другой — Ицхака и Ривки. Во времена Аврама эта монета имела хождение повсюду). Я благословлю тех, кто тебя благословляет, а проклинающих тебя — прокляну. В честь твоих заслуг весь людской род будет благословен. И еще: благодаря тебе и твоим потомкам дождь и роса вечно будут увлажнять землю".

Когда Аврам услышал повеление Ашема, он спросил: "Как я могу покинуть своего престарелого отца? Я учил других быть добрыми и заботливыми. Как же мне оставить собственного отца? Разве тем самым Твое Имя не будет осквернено?"

166

__ Я освобождаю тебя от обязанности чтить своего

отца, — ответил Ашем. — Можешь смело оставить его. Твой отец и братья, которые выглядят вполне дружелюбными, на самом деле замышляют недоброе. Они задумали убийство.

Ашем не открыл Авраму, куда именно тот придет в конце своего пути. Дорога Аврама шла в неизвестном направлении, что делало третье испытание — уход из своего дома — еще более тяжелым.

Это испытание Аврам успешно выдержал. Он ни разу не задал Ашему ни одного вопроса: как долго продлится путешествие? что это за место, которое Ты имеешь в виду? и т.д.

Именно об Авраме говорится в Теилим (119:50): "Без задержки и без сомнений соблюдал Твои заповеди".

Аврам взял с собой жену Сарай и племянника Лота (сына брата Арана), а также людей, которых привел под крылья Шехины. Все они без промедления отправились в путь.

Уход такого знаменитого человека, как Аврам, не мог остаться незамеченным. При расставании знатные люди вручили ему подарки, а царь Нимрод даже послал ему слугу по имени Элиэзер, чтобы тот прислуживал Авраму в пути.

В своем путешествии Аврам прошел через две страны — Арам Наараим и Арам Нахор — и увидел, что обитатели тех мест проводят всю свою жизнь в еде, питье и празднествах. "Надеюсь, что не этот край мне уготован", — подумал Аврам.

Когда они прибыли в Эрец Канаан, он заметил, что все население занимается обработкой земли. И сказал: "Надеюсь, что этот край — моя доля".

Действительно, Ашем явился Авраму в Шхеме и объявил: "Я дам эту землю твоим потомкам".

Аврам построил мизбеах (жертвенник) для жерт-

167

воприношений, чтобы поблагодарить Ашема за благую весть о том, что его потомки получат Эрец Исра-эль.

Однако Аврам не поселился в городе Шхеме, а продолжал путешествовать по стране во всех направлениях. Всю свою жизнь Аврам был в пути. Какова была цель его блужданий по Эрец Исраэль!

1. На каждой остановке Ашем давал Авраму увидеть будущие события, которые произойдут на этом месте с его потомками, и Аврам молился, чтобы тем самым помочь им.

□ Например, в Шхеме Аврам молился за Яакова и его сыновей, так как узнал, что сыновья 'Яакова Шимон и Леви будут сражаться с жителями этого города.

□ В городе Аи он молился, чтобы Ашем смягчил наказание, которое выпадет на долю его потомков из-за того, что Ахан совершит в этом месте прегрешение (см. Иеошуа 1).

2. Согласно алахе, еврейскому закону, один из способов приобрести поле (после уплаты денег или получения его в подарок) состоит в том, чтобы пройти по нему вдоль и поперек. Когда Аврам блуждал по Эрец Исразль, он, тем самым, как бы приобрел эту землю себе во владение.

Где бы ни проходил Аврам, он приносил туда Имя Всевышнего. С тысячами людей спорил он об истинной вере и убеждал их стать его последователями.

Четвертое из десяти испытаний Аврама: голод в Канаанской земле

Как только Аврам и его семья прибыли в Эрец Ка-наан, там вспыхнул голод. То был самый жестокий голод из всех, что испытывал мир до тех времен. Но он обошел стороной все другие земли, кроме Эрец

168

Канаан, ибо тот голод был испытанием, ниспосланным Авраму для того, чтобы проверить: восстанет ли он на Всемогущего, когда его постигнет такое бедствие или нет? В конце концов, разве он не по велению Ашема пришел в эту землю и разве Ашем не заверил его, что Он во всем ему будет помогать?

Однако аврамова вера в мудрость Ашема осталась непоколебимой. Он ни разу не произнес ни единого звука жалобы. Правда, он решил, что следует на время оставить Эрец Канаан, пока голод не утихнет. Поэтому однажды он сообщил своей жене и домочадцам: "Отправимся в Египет, ибо я слышал, что пища там в изобилии".

Как можно постичь тот факт, что какой бы скверной ни была ситуация, еврей всегда утверждает: "Все к лучшему"?

Эту черту национального характера мы унаследовали от ТТашего "праотца Жвраама, непоколебимого в своем уповании на Ашема. Даже столкнувшись с голодом, Аврам не жаловался, а доверялся Б-жественно-му Провидению. Поэтому все поколения его потомков смогли, не впадая в отчаяние, вынести кошмарные условия жизни в гетто и тиранию язычников, среди которых жили.

Пятое из десяти испытаний Авраама: Сарай забирают во дворец фараона

Аврам и Сарай подошли к границе Египта. Здесь Аврам должен был предупредить Сарай еще об одной надвигающейся опасности.

— Ни в одной земле, даже в Арам Наараим и Арам Нахоре, объяснил он ей, не было женщины, равной тебе по красоте. Но теперь мы собираемся войти в страну, населенную чернокожими людьми, поэтому

169

г

твоя красота станет еще более ослепительной и заметной.

И действительно, в сравнении с Сарой не только темные египтянки, но и все остальные женщины выглядели как обезьяны в сравнении с людьми.

Четыре женщины были исключительно красивы: Сара, Рахав, Авигайл и Эстер.

Поэтому Саре дали еще и другое имя — Иска, что означает "Все говорят о ее красоте".

—  Египтяне безжалостны, — объяснил ей Аврам. — Чтобы овладеть тобой, они попытаются убить меня. Ради безопасности тебя надо спрятать.

Безнравственность египтян была хорошо известна Авраму. И все же он не раздумывал, стоит или не стоит входить к ним, ибо ощущал, что Сарай осеняет Шехина. Но, как всегда, вместо того чтобы полагаться исключительно на чудеса, он принял необходимые меры предосторожности.

Сарай он сообщил так: "Когда мы будем переходить границу, ты будешь сидеть в сундуке, а носильщики сделают вид, будто несут товары".

Но получилось по-другому. Таможенные чиновники обратили внимание на необыкновенной величины сундук и закричали: "Здесь есть вещи, подлежащие обложению! Может быть, тут упрятана дорогая посуда?"

—   Если на посуду введена ввозная пошлина, я заплачу, какой бы ни была такса, — сказал Аврам.

—   А вдруг ты хочешь ввезти в страну золото или жемчуг?

—  Я заплачу любую цену, какую вы потребуете.

—   Нет, так просто ты не уйдешь. Твоя покладистость подозрительна, а поэтому мы должны открыть сундук и проверить, что в нем спрятано!

—   Но я готов заплатить любую сумму денег, если вы дадите мне пройти беспрепятственно. В противном случае я уплачу только по таксе.

170

Однако чиновники не обратили внимания на уговоры Аврама. Они открыли сундук и — обнаружили там Сарай. Сначала они были ошеломлены, а потом изумились — настолько прекрасна была женщина. "Она под-стать самому царю", — объявили они.

Слух о красоте Сарай разлетелся очень быстро. Тут же пришли стражники из дворца фараона и силой увели Сарай.

—  Кто ты и кто тот человек, который тебя сопровождает? — спросил фараон.

—  Я Сарай, дочь Арана, а он — мой брат, — ответила Сарай. Так велел ей говорить Аврам, поскольку боялся, что если египтяне обнаружат, что он ее муж, то без колебаний убьют его, чтобы заполучить Сарай.

Впрочем, назвать Аврама братом не было ложью, поскольку Сарай являлась ему племянницей, а родственников всегда можно именовать братом и сестрой.

Фараона обрадовал ответ Сарай. Он послал Авраму дорогие подношения — скот, рабов, золото, серебро и жемчуга — и принялся составлять брачный договор, по которому Сарай было обещано все фараоново золото, серебро и все его слуги. Он также подарил ей землю Гошен.

Теперь у Сарай не было другого выбора как сказать правду. "Я замужняя женщина, — сообщила она фараону, — Аврам — мой муж. Из страха мы держали это в тайне".

—  Мне это совершенно безразлично, — ответил фараон. — Я все равно заставлю тебя стать моей женой.

Сарай пала ниц и всю ночь молилась Ашему. "Властелин Вселенной! — громко жаловалась она. — Ты знаешь, что мы ради Тебя оставили свою родину. Аврам отправился в путь, так как ты обещал, что с нами

171

не случится никакой беды. Все, что у нас есть, — это упование на Тебя".

 

 

previous                                                                                                                                          next

Home
Еврейские Книги на русском языке Online
Jewish Book Favorites
site map